Рефераты. Основы бизнеса

·        Полномочия.

 Полномочия – совокупность прав и обязанностей самостоятельно без согласования с другими принимать решения, отдавать распоряжения и выполнять те или иные действия в интересах организации.

 Полномочия делегируют не человеку, а его должности.

 Распределение управленческих полномочий в организации может осуществляться на основе двух подходов. Первый основывается на единоначалии и разделении полномочий. В отдельных случаях встречается иной подход к распределению полномочий – система поглощения полномочий и множественного подчинения.

 Распределение полномочий всегда происходит сверху вниз по уровням управления. При этом возникает своего рода лестница полномочий. Аналогия с лестницей дало процессу распределения полномочий другое, более краткое название – скалярный процесс.

 В результате складывается иерархия полномочий, которая предполагает их четкое распределение по уровням управления и установления рангов каждого участника управленческой структуры. Эти ранги закрепляются юридически и являются показателями социального неравенства.

 Величина полномочий, сосредоточенных у отдельного работника или коллектива, определяется многими обстоятельствами. Прежде всего, это – сложность, важность и разнообразие решаемых проблем. Так, чем они больше и сложнее, тем значительнее должны быть полномочия тех, кто занят их решением. В условиях же простых постоянно повторяющихся задач больших полномочий работникам предоставлять не требуется. Во многом размер полномочий предопределяется личными особенностями работников, например, квалификацией, опытом, образованием. Полномочия так же зависят от морально-психологического климата в организации. Если он благоприятен, исполнителями может быть предоставлена значительная самостоятельность, которой они не будут злоупотреблять. И, наоборот, неблагополучные коллективы должны быть под жестким контролем руководства.

 В количественном отношении масштабы полномочий характеризуются двумя моментами: величиной ресурсов, которыми их обладатель может распоряжаться самостоятельно, без согласования с вышестоящими, и числом лиц, которые юридически или фактически должны выполнять принятые им решения [8;стр.140].

·        Власть.

 В управленческой литературе способность оказывать влияние на поведение людей называется властью. Власть может относиться к индивиду, группе и организации в целом.

 Имеется пять основных форм власти:

1.     Власть основанная на принуждении (исполнитель верит, что руководитель может наказать таким образом, который помешает удовлетворению какой-нибудь потребности).

2.     Власть основанная на вознаграждении (подчиненный верит, что руководитель может удовлетворить какую-то потребность).

3.     Власть экспертная (разумная вера, то есть исполнитель верит, что руководитель обладает какими-то специальными знаниями, которые могут удовлетворить какую-то потребность).

4.     Эталонная власть (харизматическая власть, то есть характеристики влияющего человека на столько привлекательны, что подчиненные хотят быть похожими на него).

5.     Законная власть (традиционная власть, то есть исполнитель верит, что руководитель имеет право отдавать приказания, а его долг – подчиняться).

 В последнее время, в связи с повышением интеллектуального уровня работника стали выделятся две новые формы власти на людей:

1.     через убеждение (передача человеку своей точки зрения);

2.     через участие в принятии решения.

 Обладание властью – это возможность влияния на удовлетворение потребителей. Власть используют и начальники, и подчиненные для того, чтобы достичь своих целей или укрепить свое положение. Власть пронизывает всю жизнь организации, поддерживает ее структуру. Без власти нет организации. Успех и неудачи в применении власти или реакции на нее в основном определяются пониманием власти, знанием, как и когда ею пользоваться, а также способностью предвидеть последствия ее использования. Власть никогда не бывает абсолютной и не изменяющейся. Власть – это отношения в динамике, отношения, меняющие и ситуацию, и людей, отношения, меняющиеся во времени. Власть может появиться от занимаемой должности, от личного воздействия или от того и другого. Власть должности проистекает не из самой должности, а делегирует ее обладателю теми, кому он подотчетен. При этом делегированная власть может быть в любое время взята обратно наверх. Это позволяет сделать вывод, что не существует прямой зависимости между уровнем должности и объемом власти. Их соотношение ситуационно и индивидуально [7;стр.404].


·        Линейные полномочия.


Линейные полномочия являются прямыми. Они дают возможность руководителям предписывать своим непосредственным подчиненным что, когда и где те должны делать или, наоборот, не делать, чтобы обеспечить достижение поставленной цели, а также координировать их работу [8;стр.146].

  Линейные полномочия передаются от начальника к подчиненным и так дальше к другим подчиненным. То есть эти полномочия идут в организационной иерархии сверху вниз и выступают, как правило, в форме приказа, распоряжения, команды, указания и т.п. [7;стр.31].

 Обычно в круг линейных полномочий входят вопросы оперативного управления деятельностью основных подразделений, организации труда персонала, создание условий, необходимых для выполнения людьми своих обязанностей, приема и увольнения сотрудников и др. [8;стр.146].

  Линейному управлению свойственны четкость «линий» полномочий и ответственности, подчинение исполнителей только одному руководителю, что исключает получения ими противоречивых заданий и обеспечивает быстроту и точность действий.

 Однако линейное управление не предусматривает использование специалистов, и их функции одновременно с административными выполняют руководители. Это приводит к чрезмерным информационным перегрузкам последних и в результате невысокой эффективности принятия и реализации управленческих решений, что делает линейное управление ограниченным [8;стр.150].

·         Цель команд.

 Результатом передачи линейных полномочий является цель команд (скалярная цель).

·        Аппаратные (штабные) полномочия.

 Полномочия, предоставленные административному аппарату, называются штабными полномочиями.

 Штабные полномочия можно классифицировать по направлению использования:

1.     Полномочия предоставленные консультативному аппарату, то есть, как правило узким специалистам, помощь которых требуется в решении специфических задач.

2.     Полномочия обслуживающего аппарата.

3.     Полномочия личного аппарата.

 Каждому типу аппарата делегируется определенный набор полномочий, которые можно классифицировать:

1.     Рекомендательные полномочия, то есть давать консультации, когда в них возникает необходимость.

2.     Обязательное согласование, то есть обязательно задачи должны обсуждаться с аппаратом, но руководитель не обязательно должен следовать полученным рекомендациям.

3.     Параллельные полномочия, то есть можно дать административному аппарату право отменить решения других руководителей.


·        Функциональные полномочия.

 Функциональные полномочия сводятся к принятию функциональными руководителями обязательных для исполнения управленческих решений, регулирующих деятельность работников, непосредственно подчиняющихся другим (линейным) руководителям. Эти решения обычно предписывают методы работы, иными словами то, как действовать, чтобы достичь целей.

 Для сохранения единоначалия, которое обеспечивается подчинением исполнителей только одному (линейному) руководителю, содержание и объем функциональных полномочий строго регламентируется. Обычно такими полномочиями обладают главные специалисты фирмы [8;стр.147].

 Функциональное управление в «чистом» виде предполагает, что общие решения первого руководителя конкретизируют специалисты. Они отдают производственным звеньям по своим направлениям обязательные для выполнения задания. В условиях глубокой специализации такой подход обеспечивает высокое качество принимаемых решений.

 Однако на практике функциональное управление оказалось нежизнеспособным [8;стр.150].

·        Единоначалие.

 Единоначалие - принцип управления, означающий предоставление руководителю какого-либо органа, учреждения, предприятия, полномочий, необходимых для выполнения его функций, а также установление его персональной ответственности за результаты работы [8;стр.140].

III.           Установление цены на товар: задачи и политика ценообразования.

 Цена – это денежная сумма, запрашиваемая за товар или услугу, или сумма тех ценностей, которые потребитель отдает в обмен на право обладать или использовать товар или услугу [1;стр.782].


·        Ценообразование на различных типах рынков.


 Ценообразование, процесс формирования цен и тарифов и системы цен в целом [3].

 Степень свободы формирования продавцом цены изменяется в зависимости от типа рынка. Экономисты определили 4 типа рынка, каждый из которых предъявляет свои требования к ценообразованию.

Чистая конкуренция. Имеет место на рынке однородных товаров с большим количеством покупателей и продавцов, ни один из которых не имеет большого влияния на формирование рыночной цены [1;стр.793].

 При чистой конкуренции рынок состоит из большого числа продавцов и покупателей однородных товаров, таких как пшеница, медь или ценные бумаги. Ни один покупатель или продавец не имеет большого влияния на текущую рыночную цену. Продавец не может назначать цену выше текущей, потому что покупатели могут найти любое необходимое количество такого товара по более низкой цене. Продавцам нет необходимости назначать цену ниже рыночной, так как они смогут продать все по существующей цене. Если цена и прибыли возрастают, на рынке могут легко появится новые продавцы. На рынке чистой конкуренции роль маркетинговых исследований, развития производства, ценообразования, рекламы и стимулирования сбыта, минимальна либо вовсе сводится к нулю. Таким образом, продавцы на этом рынке не тратят много времени на разработку маркетинговой стратегии.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.