Рефераты. Основные черты и особенности экономического развития Западной Европы в послевоенный период

Сочетая уступки жителям Ольстера в сфере самоуправления с жесткой борьбой с Ирландской республиканской армией, удалось сбить волну терроризма. Лейбористская партия признала необратимость многих преобразований. Сама партия вступила в полосу кризиса, часть ее откололась и создала самостоятельную партию, влияние левых упало.

Но в 1979-1981 гг. экономика Великобритании оказалась в состоянии нового глубокого кризиса, масштабы которого могут сравниться лишь с «Великой депрессией» 1929-1933 гг. Наибольшей остроты кризис достиг в 1981 г. Особенно сильно от кризиса пострадали машиностроение, металлообработка, и судостроение. Среднемесячное число безработных возросло с 1,3 млн. в 1979 г. до 2,5 млн. в 1981 г. В 1982 г. промышленность Англии находилась в состоянии глубокой депрессии. Впоследствии некоторое увеличение объема промышленного производства произошло, прежде всего, за счет нефтедобычи. Обновление основного капитала происходило крайне медленно. Капиталовложения в обрабатывающую промышленность были на 25% ниже, чем в1979 г., что было связано, прежде всего, с относительно низкой нормой прибыли в промышленности Англии. Масштабы безработицы продолжали расти, в 1982 г. произошло около 12 тысяч банкротств.

 Несмотря на отставание в темпах роста, промышленный потенциал оставался Англии значительным. По объему промышленного производства в начале 80-х гг. Великобритания находилась на пятом месте в капиталистическом мире (после США, Японии, ФРГ, Франции), Великобритания до сих пор остается экспортером высококачественной промышленной продукции во многие страны капиталистического мира

В 1982 г. произошел инцидент, который резко поднял престиж Великобритании на мировой арене и Маргарет Тэтчер у себя на родине – это была Фолклендская война. Аргентина, претендующая на Фолклендские острова в Южной Атлантике, населенные двумя тысячами англичан, нарушив международное право, оккупировала их. Великобритания разорвала с Аргентиной дипломатические отношения и отправила к островам эскадру. Англичане организовали морскую блокаду, затем высадили десант и заставили аргентинский гарнизон капитулировать.

После этого инцидента авторитет Тэтчер внутри страны и за рубежом повысился. Воспользовавшись победой, она провела внеочередные парламентские выборы и, получив еще более решительный перевес, приступила к реализации своей главной задачи – приватизации государственного сектора экономики. Она коснулась и государственных компаний, и государственного жилого фонда.

80-е гг. стали свидетелями широкомасштабной приватизации государственных предприятий, которые были национализированы в предыдущие годы. Также поднялся средний уровень жизни, хотя по-прежнему осталось деления на более преуспевающие территории юго-восточной части страны, включая Лондон, и менее богатые территории запада и севера. Уровни безработицы и инфляции постепенно были снижены, хотя все еще оставались достаточно высокими. Начался экономический подъем, причем более быстрый, чем в остальных странах Запада. Страна играла роль мирового финансового лидера, что, наряду с открытием месторождений природного газа и нефти в Северном море снизило зависимость экономики от более традиционных источников энергии и значительно оздоровило внутреннюю экономику страны.

Но перемены в экономической политике носили не только количественный характер. Произошла модернизация промышленности, ее структура изменилась в пользу наукоемких отраслей. К 1990 г. была приватизирована 21 государственная компания, 9 миллионов англичан стали акционерами, 2/3семей – владельцами домов и квартир. Выросла производительность труда, возродился предпринимательский дух. Великобритания стала притягивать иностранные капиталовложения - «английская болезнь» ушла в прошлое.


«Новые» лейбористы

В 1990 г. Тэтчер ушла в отставку с поста лидера партии и премьер-министра, ее сменил Д. Мейджор. В 1992 г. консерваторы на очередных парламентских выборах подтвердили свой статус правящей партии.

В области международных отношений Великобритания продолжает играть активную роль в военно-политической группировке Североатлантического договора (НАТО), Европейском экономическом  сообществе  (ЕЭС) и других военно-политических и экономических группировках. Как одна из стран-основательниц Организации Объединенных Наций (ООН), Великобритания является постоянным членом Совета Безопасности.

Прошедшие в мае 1997 г. выборы принесли неожиданную победу лейбористской партии – притом, что в последние несколько лет британская экономика явно находилась на подъеме, количество безработных снижалось, фунт заметно прибавил в весе, а уровень инфляции стал одним из самых низких в Европе (табл. 7.3.). Но если посмотреть глубже, отчетливо вырисовываются очертания трех причин, которые, по-видимому, привели консерваторов к поражению.

Первая кроется в ошибках во внутренней и внешней политике, допущенных консерваторами в последние несколько лет. В 1992 г. страна была вынуждена выйти из европейского соглашения о валютном регулировании (в это же время начался период так называемого «евроскептицизма» в английской внешней политике, доминирующий в ней и в настоящее время). Сделано это было с целью укрепления фунта на международных валютных биржах, однако параллельно привело к тому, что в результате последовательных изменений в налоговой политике и роста процентных ставок и цен на недвижимость британцы, покупавшие дома в рассрочку, были вынуждены платить во много раз больше реальной стоимости того же дома на момент заключения сделки.

Вторая причина – жесткая позиция, занятая по вопросу предоставления автономных прав Шотландии и Уэльсу, – в итоге привела к тому, что консерваторы полностью лишились поддержки в этих регионах. В новом парламенте их места достались либеральным демократам, представителям малых национальных партий и лейбористам, которые, умело сыграв на неутоленной тяге горцев к независимости, пообещали учредить в Шотландии однопалатный парламент.

Но наиболее серьезная причина поражения консерваторов, по-видимому, кроется в самой партии. Перспектива вступления Великобритании в систему единой европейской валюты в 1999 г. расколола консерваторов на два лагеря: «евроскептиков» и сторонников евровалюты. Прийти к единому мнению и занять, хотя бы на время предвыборной кампании, четкую позицию по евровалюте «тори» так и не смогли, и даже сам лидер консерваторов Д. Мейджор не сумел усмирить разбушевавшихся евроскептиков.

Британские избиратели справедливо рассудили, что партия, которая не может навести порядок в своих рядах, вряд ли окажется в состоянии управлять страной. Способности Д. Мейджора как администратора, очень полезные в ежедневной жизни партии, оказались совершенно непригодными для лидера разрываемых  противоречиями консерваторов накануне выборов. Его противник, молодой напористый Т. Блэр, бывший во главе лейбористов всего два с небольшим года, сумел за это время радикально реформировать свою партию.

Помимо известных демократических изменений в программных и политических установках лейбористов (отказ от национализации, отмежевание от ряда не устраивающих бизнес требований профсоюзов, взятие на вооружение принципов «мягкого тэтчеризма» в экономике), очень важную роль в поддержке большим бизнесом лейбористов сыграло и такое обстоятельство, как более определенная их позиция по отношению к Европейскому союзу. Не будучи ни догматиками – «еврофилами», каковыми являются либеральные демократы, ни тем более догматиками – «евроскептиками», лейбористы стали той политической силой, чей прагматический европеизм в наибольшей мере импонирует бизнесу и чья позиция может легче всего корректироваться и в его собственных интересах и в интересах британской экономики в целом.

Одним из основных направлений реформы является предоставление большей автономии Шотландии и Уэльсу. Вопрос о Шотландском парламенте и ассамблеи Уэльса уже был решен в ходе прошедших в сентябре 1998 г. референдумов. Также, есть и существенные разногласия между лейбористами и либерал-демократами: если целью последних является «федеративная Британия», то лейбористы не склонны идти так далеко, и намерены сохранить сильную централизованную власть.

Немалую роль играет и их обоюдное стремление более органично «вписать» Великобританию в политическую структуру ЕС. Одним из приоритетных направлений деятельности последнего является активная региональная политика, нацеленная не только на помощь слабо развитым регионам, но и на все более органичное вовлечение региональных властей в систему ЕС. А это, помимо прочего, означает, что чем сильнее в той или иной стране будут регионы, тем основательнее будут ее позиции влияние в союзе.

Конечно, «федерализация» Британии может иметь и иные последствия, и утверждения консерваторов, что это только первый шаг к развалу страны, вряд ли так уж беспочвенны, особенно учитывая активизацию шотландских сепаратистов. Однако перераспределение власти между центром и регионами в государствах ЕС носит объективный характер, и попытки воспрепятствовать этому неизбежно ведут не только к усилению политического дисбаланса внутри страны, но и к ее дистанцированию от «остальной» Европы.

Важным направлением конституционной реформы является сейчас также система мер, направленных на лишение «верхней» палаты британского парламента наследственного статуса и постепенное превращение ее в орган, представляющий всех избирателей.

В области внешней политики правительством Т. Блэра в данный момент проводится курс на достижение общих с США геополитических целей. В связи с этим Великобританией была поддержана и агрессия НАТО в Югославии, и расколовшая ЕС на два лагеря война США в Ираке. Однако, учитывая отрицательное отношение большей части населения Великобритании к такому курсу, пока что единственными очевидными политическими и экономическими (английские нефтекомпании в Ираке еще не получают тех прибылей, на которые рассчитывало правительство) дивидендами от такой политики для Великобритании может рассматриваться лишь серьезное улучшение взаимоотношений с США.

Особенности британской экономической модели

Особенностями экономической политики правительства Великобритании являются регулирование и частая перемена процентных ставок, постепенное снижение прямого налогообложения, снижение роли и влияния профессиональных объединений, повышение уровня фактической подготовки учащихся образовательных заведений к работе в реальном мире. Значительные усилия предпринимаются для того, чтобы улучшить производительность труда и конкурентоспособность товаров и услуг.

Экономика Великобритании часто страдает от культурно-исторических факторов: по традиции образованные и квалифицированные люди не идут работать в производство и торговлю, рабочая сила Великобритании проигрывает другим странам по производительности труда; недостаточно капитала привлекается в промышленный сектор экономики; управленческий персонал слаб и не профессионален, слишком мало денег вкладывается в развитие науки и техники.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.