На данный момент предприятие выпускает более 50 наименований хлебобулочной и кондитерской продукции.
Оптимальный размер производства зависит от производственного направления предприятия и особенности его производства, а также природных и экономических условий района, в котором оно расположено. Для определения размеров предприятия используется ряд показателей.
Основными показателями характеризующими размер предприятия является стоимость валовой и товарной продукции.
Дополнительные показатели:
- стоимость основных производственных фондов,
- площадь предприятия,
- численность работников.
Размеры производства предприятия влияют на внедрение современной организации труда, повышение его производительности, а также себестоимости продукции.
Данные о размерах производства представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Размеры производства
Показатели
Годы
2004 г.
в % к
2000 г.
2000
2001
2002
2003
2004
Стоимость вало-вой продукции
(в ценах реализа-ции), тыс. руб.
2711,7
2733,9
3297,1
4152,2
4498,0
165,9
Стоимость товар-ной продукции
Среднегодовая стоимость основ-ных производст-венных средств, тыс. руб.
248,2
252,0
271,6
385,7
356,7
143,7
в том числе ос-новной деятель-ности, тыс. руб.
Площадь пред-приятия, м2
1109
100
Среднегодовая численность работников, чел.
52
47
54
50
96,2
Данные таблицы свидетельствуют о том, что за 5 лет стоимость валовой продукции возросла в 1,7 раза или на 1786,3 тыс. руб., что связано с ростом цен и объемов производства. При этом среднегодовая стоимость основных производственных средств увеличилась в 1,4 раза, за счет приобретения предприятием машин и оборудования. Среднегодовая численность работников изменилась по сравнению с 2000 годом незначительно на 3,8 % или уменьшилась на 2 человека.
Товарная продукция представляет собой объем готовой продукции, в денежном выражении, подготовленной для реализации. По структуре товарной продукции определяют специализацию предприятия.
Специализация как форма общественного труда выражается в преимущественном производстве определенных видов продукции. Специализация характеризует производственное направление и отраслевую структуру предприятия.
Специализация производства в настоящем времени имеет две диаметрально противоположные тенденции. С одной стороны углубляется общественное разделение труда, что способствует все более узкой специализации, с другой – особенности производства вызывают необходимость развития многоотраслевых предприятий.
Анализ структуры товарной продукции можно произвести, рассмотрев определенные ее виды в стоимостном выражении.
Данные о размере и структуре товарной продукции в стоимостном выражении приведены в таблице 2.
Таблица 2 – Размер и структура товарной продукции
Виды продукции, тыс. руб.
В среднем за 5 лет
Поряд-ковый номер вида продук-ции
тыс. руб.
в % к итогу
Хлебо-булочные изделия
2388,1
2199,6
2862,2
3516,9
3924,7
2978,3
85,6
1
Макарон-ные изде-лия
214,7
398,9
194,7
228,4
233,9
254,1
7,3
2
Кондитерс-кие изде-лия
108,9
135,4
240,2
406,9
339,4
246,2
7,1
3
Итого
3478,6
-
Из таблицы 2 видно, что наибольший удельный вес в структуре товарной продукции занимают хлебобулочные изделия, который составляет 85,6%. Производство макаронных и кондитерских изделий имеют практически одинаковый удельный вес в структуре товарной продукции 7,3% и 7,1% соответственно.
Степень глубины специализации предприятия на производстве тех или иных видов продукции характеризует коэффициент специализации, при исчислении которого учитываются не только удельный вес каждой из товарных отраслей в общей стоимости товарной продукции, но и их количество.
Коэффициент специализации рассчитаем по формуле:
, где
100 - сумма удельных весов товарной продукции;
У - удельный вес каждого вида товарной продукции;
i - порядковый номер вида продукции.
Из того, что коэффициент специализации равен 0,7, можно сделать следующий вывод: предприятие является узкоспециализированным и специализация очень высокая. Производство макаронных и кондитерских изделий можно считать как дополнительные отрасли, так как их доля в стоимости товарной продукции не превышает 10%.
Необходимым условием любого процесса производства, а значит и всей деятельности организации является ее обеспеченность основными средствами в необходимом количестве.
Под основными средствами понимается часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо для управления организацией в течение периода, превышающего один год или обычный производственный цикл.
К основным средствам относят: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, и прочие основные средства.
Различают основные производственные (участвуют непосредственно в производстве) и непроизводственные средства (используются в непроизводственной сфере); активную (машины, механизмы, оборудование, транспорт) и пассивную часть основных средств (здания, сооружения, производственные площадки).
Особое внимание следует уделять делению основных средств на активную и пассивную часть. Увеличение доли активной части основных производственных средств способствует повышению показателей выпуска продукции и экономической эффективности деятельности предприятия.
Данные о наличии и структуре основных средств на конец года представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Наличие и структура основных средств на конец года
Сумма, тыс. руб.
Удельный вес, %
Здания
17,3
6,9
5,2
3,8
5,1
Машины и оборудова-ние
84,9
163,2
293,8
174,8
33,7
49,4
63,7
51,1
Транспорт-ные средства
149,8
59,4
45,4
32,5
43,8
Всего про-изводст-венных основных средств
330,3
460,9
341,9
Непроиз-водствен-ные основ-ные средства
Всего основных средств
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11