Рефераты. Оффшорные зоны

дущая от имени компании чисто информационную деятельность, является постоянным представительством иностранной компа­нии, а по договору России с Великобританией — нет.

13.3. Открытие банковских счетов

Прежде чем углубиться в изучение различных типов счетов, которые могут открывать в России иностранные компании, ре­шите для себя философский вопрос: а нужны ли вашей компании вообще счета в России?

1. Валютный счет

Иностранная компания — владелец счета может использо­вать его в качестве промежуточного звена для перевода своих средств (в том числе находящихся на других счетах) за границу, а также для покупки рублей на внутреннем валютном рынке. При желании иностранная компания может также зачислить свои средства с обычного валютного счета на депозитный счет в том же российском банке — проценты, естественно, будут выше, чем в западных банках. Единственной проблемой здесь будет мини­мизация налога на доход (15%), который в данном случае будет удерживаться из суммы процентов, начисляемых банком.

2. Рублевые счета

Иностранная компания в России (нерезидент) вправе от­крыть три вида рублевых счетов — их режим регулируется Инст­рукцией Центрального банка № 16 от 16 июля 1993 г. и Инструк­цией ЦБ № 45 от 26 июля 1996 г. — счета типа «Т», «И» и «С» (этот же режим предусмотрен для корреспонденстких счетов ино­странных банков в России). Каждый из этих счетов имеет свое назначение, преимущества и недостатки, и каждый из них может быть по-своему полезен иностранной компании.

Первый из указанных счетов, — текущий (счет типа «Т»), предназначен для обслуживания экспортно-импортных операций нерезидента, а также для содержания в России его представитель­ства. По сути это почти полный аналог расчетного счета россий­ского предприятия. Счет типа «И» (инвестиционный) предназна­чен для покупки российской валюты и некоторых ценных бумаг

в рублях (в основном акций), а также для инвестиционной дея­тельности. Счет типа «С» — нововведение, предназначенное ис­ключительно для операций нерезидентов с государственными ценными бумагами Российской Федерации.

Назначение счета типа «И» — оплата инвестиционных про­ектов и операции с некоторыми видами ценных бумаг в рублях. Средства с этого счета могут быть использованы для покупки рублевых ценных бумаг — акций и выпущенных резидентами иных ценных бумаг (в том числе приватизационных), а также ценных бумаг в иностранной валюте. Вместе с тем со счета «И» нельзя оплатить ценные бумаги в рублях, выпущенные нерези­дентами, счет «И» нельзя использовать для расчетов, с него нель­зя выдать кредит. На рубли, размещенные на счете типа «И», не начисляются проценты. Даже если вы не собираетесь вести инве­стиционную деятельность, счет «И» прекрасно дополняет счет типа «Т». Почему ? Дело в том, что со счета «Т» нельзя перевести свои же собственные средства за границу (кроме как через чужие корсчета — например прибалтийских банков), а со счета «И» можно. Если удастся правильно обосновать перевод денег со сче­та «Т» на счет «И», то дальше приобрести валюту и перевести ее за границу не составит никаких проблем. При этом, если у рос­сийской компании могли бы возникнуть какие-либо сложности с переводом валюты за границу, то у иностранной компании их не может быть по определению — головной офис вправе забирать у своего филиала денег столько, сколько ему вздумается без указа­ния каких-либо причин. А найти обоснование для перевода средств с «Т» счета на «И» счет легче, чем пытаться каким-то об­разом перевести деньги за рубеж, используя один лишь «Т» счет, или одно лишь российское предприятие.

Счет типа «Т», как уже отмечалось, в целом работает как рас­четный счет российского предприятия с одним лишь ограниче­нием — с него нельзя купить иностранную валюту С «Т» счета представительство иностранной компании может выдавать коман­дировочные расходы в рублях и оплачить расходы самого пред­ставительства. Помимо этой, «надводной» части айсберга, суще­ствуют менее заметные достоинства «Т» счета: в соответствии с п.2.8. раздела IV Инструкции Центробанка № 16 от 16.07.93, сред­

ства с «Т» счета могут быть использованы для предоставления кредита; с этого счета можно покупать ценные бумаги (за исклю­чением акций и государственных облигаций). Владелец «Т» счета

(может делать рублевые вклады (и получать по ним проценты). Перечислить средства с него на «И» счет (откуда их можно пере­вести за границу) можно вполне законно, минуя всякие ограни­чения (хотя сама Инструкция приводит закрытый перечень осно­ваний подобного перевода). Таким образом, работа в России че­рез постоянное представительство при прочих равных условиях (налоги, бюрократизм при регистрации и др.) имеет одно пре­имущество: вы в любой момент можете «обнулить» счета предста-I вительства, не прибегая к незаконным методам.

|     Помимо указанных выше счетов, недавно выпущенной Ин-; струкцией Центробанка (от 26 июля 1996 г. № 45) для операций нерезидентов с российскими государственными ценными бума­гами предусматриваются счета типа «С».

Операции со средствами со счета «С» могут производиться только после регистрации этого счета в налоговых органах (пункт 7 Указа Президента «О мерах по повышению собираемости нало­гов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения» от 18 августа 1996 г. № 1212), а кредитные организации в трехдневный срок предоставляют в налоговые органы по запросу последних сведения об операциях клиентов этих кредитных организаций.

Средства со счетов «С» также могут быть использованы для покупки за рубли иностранной валюты, которая затем может быть переведена за границу без представления каких-либо справок, раз­решений либо иных документов.

Вместе с тем, пока отсутствует сколько-нибудь широкая практика проведения операций с использованием этих счетов — в этом признаются и сами банки. Помимо этого, круг банков, уполномоченных проводить операции нерезидентов с государст­венными ценными бумагами, достаточно узок.

В завершение необходимо отметить, что для физических лиц-нерезидентов открываются особые счета в рублях. Они не мо­гут быть использованы для инвестиционной деятельности, а пред­назначаются лишь для обслуживания пребывания нерезидентов в

Российской Федерации. Физические лица-нерезиденты вправе также иметь счета типа «И», предназначенные для сделок по куп­ле-продаже объектов приватизации (п.2.2 раздела II Инструкции

№16).

13.4. Какие налоги придется платить иностранной компании в России

Суммирую уже данную выше информацию о налогах с ино­странных компаний в России:

При деятельности через

постоянное представительство   ставки налогообложения,

действующие для российских предприятий и организаций.

При получении доходов без

постоянного представительства  суммы доходов от фрахта — 6%; дивиденды и проценты (термин «проценты» включает штрафные санкции) — 15%;

остальные доходы — 20%.

Если есть договор об избежании двойного налогообложения      согласно договору.

Налог на добавленную стоимость уплачивается всеми дейст­вующими в России иностранными компаниями (с тех, у кого нет постоянного представительства, он удерживается у источника выплаты), кроме случаев, когда та или иная операция освобожде­на от НДС (например, экспорт услуг, товара, операции с ценны­ми бумагами и др).

17. ПОСРЕДНИКИ В ОФФШОРНОМ БИЗНЕСЕ

17.1. Как работает посредническая цепочка

[Уникальность сферы оффшорных услуг по сравнению со все­ми остальными заключается в том, что практически никогда кли­ент не связан с оффшорными зонами и их сервисными службами напрямую. Тому есть две объективные причины: во-первых, уда­ленность оффшорного центра от страны, в которой находится клиент, а во-вторых, языковой барьер между клиентом и теми, кто занимается обслуживанием его компании в оффшорной зоне.

В этих условиях сложился целый класс посредников (я упо­требляю это слово без негативного оттенка, закрепившегося в рус­ском языке в начале 90-х годов), которые помогают потребителю услуг максимально быстро и комфортно этими услугами восполь­зоваться.

Обычно схема работы с клиентом в России строится следую­щим образом. Российская фирма публикует в газете объявление о продаже оффшоров, привлекает клиента и берет с него деньги. Далее заказ отправляется либо сразу в оффшорный центр, где рас­положена местная фирма, в свою очередь уже имеющая прямой выход на реестр компаний, либо сначала в адрес универсальной фирмы, расположенной где-либо в Европе или США, откуда за­каз перераспределяется опять-таки в оффшорный центр. Состав­ление документов, требуемых клиентом (доверенности, решения совета директоров и др.), обычно является прерогативой иност­ранной фирмы, хотя если заказ клиента стандартный, с составле­нием формы справляется и российский посредник.

В том случае, когда российскому заказчику удается самому связаться с иностранной фирмой, оказывающей оффшорные ус­

луги, цепочка сокращается либо до одного звена (например, если он обращается в кипрскую адвокатскую фирму за регистрацией кипрской компании), либо до двух, если клиент связался с фир­мой, предлагающей несколько разных юрисдикции, но находя­щейся при этом в какой-либо неоффшорной стране.

17.2. Различные категории посредников

Сейчас оффшорные услуги в России не предлагают лишь .очень ленивые: если года четыре назад операторов этого рынка можно было пересчитать по пальцам, то сегодня им несть числа.

«Старейшими» на рынке оффшорных услуг являются россий­ские фирмы, созданные на основе франчайзинга товарного знака иностранных универсальных фирм по регистрации оффшоров, и две-три чисто российские фирмы, занявшиеся этим бизнесом в самом начале 90-х. Иностранные юридические фирмы всегда го­товы были помочь в регистрации оффшорной компании или бан­ка, но их я не выделяю как операторов этого рынка по той про­стой причине, что регистрация оффшоров никогда не была у них основным видом деятельности и тем более никогда не реклами­ровалась.

После первой волны оффшорного бума на рынке начали бы­стро появляться новые российские фирмы, предлагающие услуги по регистрации и продаже оффшоров. Тогдашняя рентабельность этого бизнеса (более 1000 долларов с одной оффшорной компа­нии) и практически нулевые требования стартового капитала (только на офис и рекламу) сделали этот бизнес суперпритяга­тельным для тех, кто умел говорить по-английски, знал, как най­ти адреса иностранных фирм, оказывающих оффшорные услуги, и обладал мастерством убеждения российского клиента, что ему нужно как можно больше оффшоров.

Позже к оффшорному бизнесу подключились фирмы, для ко­торых это был шанс заработать дополнительные деньги и дивер­сифицировать пакет своих услуг. Так, «оффшорная лихорадка» охватила почти все фирмы, занимающиеся регистрацией и «зары-ванием» (слово «ликвидация» здесь неуместно) предприятий, а также часть обычных российских адвокатских фирм, которые

раньше занимались традиционным адвокатским ремеслом — ве­дением арбитражных дел и правовым консалтингом.

Большинство крупных российских банков также организо­вали у себя отделы, в задачу которых входило создание оффшор­ных компаний для клиентов банка: с одной стороны, это привя­зывало клиента к банку (банк владел конфиденциальной инфор­мацией о клиенте), с другой — давало банку возможность немно­го, но стабильно подзарабатывать.

Появление огромного количества операторов на оффшорном рынке значительно сбило цены: неизменными они остались толь­ко у иностранных юридических контор, просто потому, что они исчисляют свои цены не из расчета «сколько накинуть», а исходя из того, насколько затратным по времени является то или иное задание. Хотя повторю, «операторами оффшорного рынка» такие фирмы я бы не назвал.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.