дущая от имени компании чисто информационную деятельность, является постоянным представительством иностранной компании, а по договору России с Великобританией — нет.
13.3. Открытие банковских счетов
Прежде чем углубиться в изучение различных типов счетов, которые могут открывать в России иностранные компании, решите для себя философский вопрос: а нужны ли вашей компании вообще счета в России?
1. Валютный счет
Иностранная компания — владелец счета может использовать его в качестве промежуточного звена для перевода своих средств (в том числе находящихся на других счетах) за границу, а также для покупки рублей на внутреннем валютном рынке. При желании иностранная компания может также зачислить свои средства с обычного валютного счета на депозитный счет в том же российском банке — проценты, естественно, будут выше, чем в западных банках. Единственной проблемой здесь будет минимизация налога на доход (15%), который в данном случае будет удерживаться из суммы процентов, начисляемых банком.
2. Рублевые счета
Иностранная компания в России (нерезидент) вправе открыть три вида рублевых счетов — их режим регулируется Инструкцией Центрального банка № 16 от 16 июля 1993 г. и Инструкцией ЦБ № 45 от 26 июля 1996 г. — счета типа «Т», «И» и «С» (этот же режим предусмотрен для корреспонденстких счетов иностранных банков в России). Каждый из этих счетов имеет свое назначение, преимущества и недостатки, и каждый из них может быть по-своему полезен иностранной компании.
Первый из указанных счетов, — текущий (счет типа «Т»), предназначен для обслуживания экспортно-импортных операций нерезидента, а также для содержания в России его представительства. По сути это почти полный аналог расчетного счета российского предприятия. Счет типа «И» (инвестиционный) предназначен для покупки российской валюты и некоторых ценных бумаг
в рублях (в основном акций), а также для инвестиционной деятельности. Счет типа «С» — нововведение, предназначенное исключительно для операций нерезидентов с государственными ценными бумагами Российской Федерации.
Назначение счета типа «И» — оплата инвестиционных проектов и операции с некоторыми видами ценных бумаг в рублях. Средства с этого счета могут быть использованы для покупки рублевых ценных бумаг — акций и выпущенных резидентами иных ценных бумаг (в том числе приватизационных), а также ценных бумаг в иностранной валюте. Вместе с тем со счета «И» нельзя оплатить ценные бумаги в рублях, выпущенные нерезидентами, счет «И» нельзя использовать для расчетов, с него нельзя выдать кредит. На рубли, размещенные на счете типа «И», не начисляются проценты. Даже если вы не собираетесь вести инвестиционную деятельность, счет «И» прекрасно дополняет счет типа «Т». Почему ? Дело в том, что со счета «Т» нельзя перевести свои же собственные средства за границу (кроме как через чужие корсчета — например прибалтийских банков), а со счета «И» можно. Если удастся правильно обосновать перевод денег со счета «Т» на счет «И», то дальше приобрести валюту и перевести ее за границу не составит никаких проблем. При этом, если у российской компании могли бы возникнуть какие-либо сложности с переводом валюты за границу, то у иностранной компании их не может быть по определению — головной офис вправе забирать у своего филиала денег столько, сколько ему вздумается без указания каких-либо причин. А найти обоснование для перевода средств с «Т» счета на «И» счет легче, чем пытаться каким-то образом перевести деньги за рубеж, используя один лишь «Т» счет, или одно лишь российское предприятие.
Счет типа «Т», как уже отмечалось, в целом работает как расчетный счет российского предприятия с одним лишь ограничением — с него нельзя купить иностранную валюту С «Т» счета представительство иностранной компании может выдавать командировочные расходы в рублях и оплачить расходы самого представительства. Помимо этой, «надводной» части айсберга, существуют менее заметные достоинства «Т» счета: в соответствии с п.2.8. раздела IV Инструкции Центробанка № 16 от 16.07.93, сред
ства с «Т» счета могут быть использованы для предоставления кредита; с этого счета можно покупать ценные бумаги (за исключением акций и государственных облигаций). Владелец «Т» счета
(может делать рублевые вклады (и получать по ним проценты). Перечислить средства с него на «И» счет (откуда их можно перевести за границу) можно вполне законно, минуя всякие ограничения (хотя сама Инструкция приводит закрытый перечень оснований подобного перевода). Таким образом, работа в России через постоянное представительство при прочих равных условиях (налоги, бюрократизм при регистрации и др.) имеет одно преимущество: вы в любой момент можете «обнулить» счета предста-I вительства, не прибегая к незаконным методам.
| Помимо указанных выше счетов, недавно выпущенной Ин-; струкцией Центробанка (от 26 июля 1996 г. № 45) для операций нерезидентов с российскими государственными ценными бумагами предусматриваются счета типа «С».
Операции со средствами со счета «С» могут производиться только после регистрации этого счета в налоговых органах (пункт 7 Указа Президента «О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения» от 18 августа 1996 г. № 1212), а кредитные организации в трехдневный срок предоставляют в налоговые органы по запросу последних сведения об операциях клиентов этих кредитных организаций.
Средства со счетов «С» также могут быть использованы для покупки за рубли иностранной валюты, которая затем может быть переведена за границу без представления каких-либо справок, разрешений либо иных документов.
Вместе с тем, пока отсутствует сколько-нибудь широкая практика проведения операций с использованием этих счетов — в этом признаются и сами банки. Помимо этого, круг банков, уполномоченных проводить операции нерезидентов с государственными ценными бумагами, достаточно узок.
В завершение необходимо отметить, что для физических лиц-нерезидентов открываются особые счета в рублях. Они не могут быть использованы для инвестиционной деятельности, а предназначаются лишь для обслуживания пребывания нерезидентов в
Российской Федерации. Физические лица-нерезиденты вправе также иметь счета типа «И», предназначенные для сделок по купле-продаже объектов приватизации (п.2.2 раздела II Инструкции
№16).
13.4. Какие налоги придется платить иностранной компании в России
Суммирую уже данную выше информацию о налогах с иностранных компаний в России:
При деятельности через
постоянное представительство ставки налогообложения,
действующие для российских предприятий и организаций.
При получении доходов без
постоянного представительства суммы доходов от фрахта — 6%; дивиденды и проценты (термин «проценты» включает штрафные санкции) — 15%;
остальные доходы — 20%.
Если есть договор об избежании двойного налогообложения согласно договору.
Налог на добавленную стоимость уплачивается всеми действующими в России иностранными компаниями (с тех, у кого нет постоянного представительства, он удерживается у источника выплаты), кроме случаев, когда та или иная операция освобождена от НДС (например, экспорт услуг, товара, операции с ценными бумагами и др).
17. ПОСРЕДНИКИ В ОФФШОРНОМ БИЗНЕСЕ
17.1. Как работает посредническая цепочка
[Уникальность сферы оффшорных услуг по сравнению со всеми остальными заключается в том, что практически никогда клиент не связан с оффшорными зонами и их сервисными службами напрямую. Тому есть две объективные причины: во-первых, удаленность оффшорного центра от страны, в которой находится клиент, а во-вторых, языковой барьер между клиентом и теми, кто занимается обслуживанием его компании в оффшорной зоне.
В этих условиях сложился целый класс посредников (я употребляю это слово без негативного оттенка, закрепившегося в русском языке в начале 90-х годов), которые помогают потребителю услуг максимально быстро и комфортно этими услугами воспользоваться.
Обычно схема работы с клиентом в России строится следующим образом. Российская фирма публикует в газете объявление о продаже оффшоров, привлекает клиента и берет с него деньги. Далее заказ отправляется либо сразу в оффшорный центр, где расположена местная фирма, в свою очередь уже имеющая прямой выход на реестр компаний, либо сначала в адрес универсальной фирмы, расположенной где-либо в Европе или США, откуда заказ перераспределяется опять-таки в оффшорный центр. Составление документов, требуемых клиентом (доверенности, решения совета директоров и др.), обычно является прерогативой иностранной фирмы, хотя если заказ клиента стандартный, с составлением формы справляется и российский посредник.
В том случае, когда российскому заказчику удается самому связаться с иностранной фирмой, оказывающей оффшорные ус
луги, цепочка сокращается либо до одного звена (например, если он обращается в кипрскую адвокатскую фирму за регистрацией кипрской компании), либо до двух, если клиент связался с фирмой, предлагающей несколько разных юрисдикции, но находящейся при этом в какой-либо неоффшорной стране.
17.2. Различные категории посредников
Сейчас оффшорные услуги в России не предлагают лишь .очень ленивые: если года четыре назад операторов этого рынка можно было пересчитать по пальцам, то сегодня им несть числа.
«Старейшими» на рынке оффшорных услуг являются российские фирмы, созданные на основе франчайзинга товарного знака иностранных универсальных фирм по регистрации оффшоров, и две-три чисто российские фирмы, занявшиеся этим бизнесом в самом начале 90-х. Иностранные юридические фирмы всегда готовы были помочь в регистрации оффшорной компании или банка, но их я не выделяю как операторов этого рынка по той простой причине, что регистрация оффшоров никогда не была у них основным видом деятельности и тем более никогда не рекламировалась.
После первой волны оффшорного бума на рынке начали быстро появляться новые российские фирмы, предлагающие услуги по регистрации и продаже оффшоров. Тогдашняя рентабельность этого бизнеса (более 1000 долларов с одной оффшорной компании) и практически нулевые требования стартового капитала (только на офис и рекламу) сделали этот бизнес суперпритягательным для тех, кто умел говорить по-английски, знал, как найти адреса иностранных фирм, оказывающих оффшорные услуги, и обладал мастерством убеждения российского клиента, что ему нужно как можно больше оффшоров.
Позже к оффшорному бизнесу подключились фирмы, для которых это был шанс заработать дополнительные деньги и диверсифицировать пакет своих услуг. Так, «оффшорная лихорадка» охватила почти все фирмы, занимающиеся регистрацией и «зары-ванием» (слово «ликвидация» здесь неуместно) предприятий, а также часть обычных российских адвокатских фирм, которые
раньше занимались традиционным адвокатским ремеслом — ведением арбитражных дел и правовым консалтингом.
Большинство крупных российских банков также организовали у себя отделы, в задачу которых входило создание оффшорных компаний для клиентов банка: с одной стороны, это привязывало клиента к банку (банк владел конфиденциальной информацией о клиенте), с другой — давало банку возможность немного, но стабильно подзарабатывать.
Появление огромного количества операторов на оффшорном рынке значительно сбило цены: неизменными они остались только у иностранных юридических контор, просто потому, что они исчисляют свои цены не из расчета «сколько накинуть», а исходя из того, насколько затратным по времени является то или иное задание. Хотя повторю, «операторами оффшорного рынка» такие фирмы я бы не назвал.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17