Рефераты. Обязательный аудит: ответственность за уклонение от проведения либо препятствование проведению

Одним из последствий нарушения данной нормы Закона N 129-ФЗ в части отсутствия аудиторского заключения является непринятие бухгалтерской отчетности ее пользователями, среди которых:

- лица, указанные в учредительных документах (учредители, участники организации или собственники ее имущества);

- территориальные органы государственной статистики по месту их регистрации;

- органы, уполномоченные управлять государственным имуществом, для государственных и муниципальных унитарных предприятий;

- налоговые органы в соответствии с п.1 ст.23 НК РФ.

Требование ст.13 к составу бухгалтерской отчетности не распространяется на бюджетные организации, а также общественные организации (объединения) и их структурные подразделения, не осуществляющие предпринимательской деятельности и не имеющие кроме выбывшего имущества иных оборотов по реализации товаров (работ, услуг). Для данных юридических лиц состав бухгалтерской отчетности определяется уполномоченными государственными органами (Минфин России и др.).

2. В ряде нормативно-правовых актов, издаваемых уполномоченными государственными органами, установлены требования о необходимости аудиторского заключения по результатам обязательного аудита. При отсутствии такового лицо не имеет возможности осуществить определенные юридически значимые действия, так как нарушаются нормы, устанавливающие требования к содержанию, составу и оформлению соответствующих документов в части наличия аудиторского заключения.

В соответствии п.3.2 Постановления ФКЦБ России от 26.10.2001 N 28 "Об утверждении Положения о системе контроля организаторов торговли на рынке ценных бумаг и дополнительных требованиях к участникам торгов и эмитентам ценных бумаг" среди документов, которые участники торгов обязаны в дополнение к документам, установленным законодательством Российской Федерации и нормативными актами ФКЦБ России, предоставлять организатору торговли, указана копия аудиторского заключения, подготавливаемого в указанных в законодательстве случаях в установленный организатором торговли срок.

В юридической литературе вопрос об ответственности за уклонение или препятствование проведению ежегодного обязательного аудита не находит единого решения. В частности, высказываются мнения о том, что в российском законодательстве существуют нормы, устанавливающие ответственность организаций и индивидуальных предпринимателей за непроведение либо уклонение от проведения ежегодной обязательной аудиторской проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Например, А. Музыченко считает, что в настоящее время за нарушения требований об обязательном аудите должностное лицо организации может быть привлечено к административной ответственности на основании ч.1 ст.15.6 КоАП РФ. Поскольку аудиторское заключение представляется в составе годовой бухгалтерской отчетности, отсутствие данного документа можно квалифицировать как непредставление в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, влекущее наложение административного штрафа в размере от 300 до 500 руб. В случае непредставления в налоговый орган в составе годовой бухгалтерской отчетности аудиторского заключения в порядке, установленном пп.4 п.1 ст.23 НК РФ, организация также может быть привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения на основании ч.1 ст.126 НК РФ. Данная норма предусматривает ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений в виде штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ <10>.

Аналогичной позиции придерживается и Е. Бондарь. Автор считает, что согласно пп.4 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке бухгалтерскую отчетность, в которую входит и аудиторское заключение. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 до 3 МРОТ, а на должностных лиц - от 3 до 5 МРОТ (ст.15.6 КоАП РФ) <11>.

Заметим, что приведенные мнения авторов высказывались относительно существования норм, влекущих ответственность при отсутствии аудиторского заключения, по результатам проведения обязательного аудита, а не за действия по уклонению либо препятствованию проведению обязательного аудита, как это предусматривалось в п.3 ст.21 Закона N 119-ФЗ.

Исходя из смысла ст.15.6 КоАП РФ и ст.126 НК РФ (в действующей редакции) основанием для привлечения к ответственности по данным статьям является нарушение требований, установленных непосредственно налоговым законодательством, т.е. вытекающих из сферы налоговых правоотношений, в то время как ответственность за непроведение либо уклонение от проведения ежегодного обязательного аудита к нарушениям требований налогового законодательства не относится, так как последнее не устанавливает обязанности по проведению обязательного аудита. Более того, характер действий (бездействия) лица, за которые наступает ответственность по ст.15.6 КоАП РФ и ст.126 НК РФ, существенно отличается от действий, за которые была предусмотрена ответственность по ст.21 Закона N 119-ФЗ. Таким образом, неправомерно делать вывод о том, что указанные нормы КоАП РФ и НК РФ устанавливают ответственность организаций и индивидуальных предпринимателей за непроведение либо уклонение от проведения ежегодной обязательной аудиторской проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, т.е. за нарушение норм Закона N 119-ФЗ в части обязательного аудита.

При решении вопроса о соотношении положений КоАП РФ и части первой НК РФ необходимо иметь в виду следующее.

Ответственность за административные правонарушения в области налогов установлена ст.ст.15.3 - 15.9 и 15.11 КоАП РФ. Субъектами ответственности согласно данным статьям являются должностные лица организаций. Поскольку согласно нормам гл.15, 16 и 18 части первой НК РФ в соответствующих случаях субъектами ответственности являются сами организации, а не их должностные лица, привлечение последних к административной ответственности не исключает привлечения организаций к ответственности, установленной НК РФ.

Немаловажным является также характер действий, за которые наступает ответственность по ст.15.6 КоАП РФ и ст.126 НК РФ. Обязанность, за неисполнение которой предусмотрена ответственность по ст.126 НК РФ, установлена ст.93 НК РФ, согласно которой должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст.126 НК РФ. Следовательно, для привлечения к ответственности по п.2 ст.126 НК РФ необходимо наличие требования налогового органа о представлении аудиторского заключения налогоплательщиком, подлежащим обязательному аудиту. Другими словами, при отсутствии данного требования организация и индивидуальный предприниматель, не проводившие обязательный аудит, ответственности по п.2 ст.126 НК РФ не несут.

Пункт 1 ст.126 НК РФ не требует наличия требования налогового органа. В этой статье предусмотрены санкции за непредставление лишь тех сведений, которые необходимы для налогового контроля, т.е. сведений, обязанность по представлению которых установлена гл.14 "Налоговый контроль" НК РФ. Обязанность по представлению аудиторского заключения возложена на налогоплательщиков нормами, изложенными в других главах НК РФ и Федеральном законе "О бухгалтерском учете", поэтому логичен вывод о том, что в данном случае санкция, предусмотренная ст.126 НК РФ, не применима.

Когда ты берешь чужую работу и присваиваешь ей своё имя, хотя бы упомяни автора работы в списке использованной лтитературы.

Относительно ст.15.6 КоАП РФ в юридической литературе высказывается мнение, согласно которому обязанность по представлению в установленный срок документов, необходимых для осуществления налогового контроля, в свете рассматриваемой статьи КоАП РФ возникает с момента получения мотивированного запроса налогового органа, проводящего проверку соответствующего налогоплательщика (налогового агента, банка), в частности о представлении аудиторского заключения лицом, подлежащим обязательному аудиту.

Содержательная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.6 КоАП РФ, характеризуется действиями (бездействием) и выражается в:

- непредставлении в установленный законодательством о налогах и сборах срок в налоговые органы оформленного в надлежащем порядке аудиторского заключения;

- отказе от представления в установленный законодательством о налогах и сборах срок в налоговые органы аудиторского заключения;

- представлении таких сведений в неполном объеме или искаженном виде.

Под непредставлением сведений или отказом их представить следует понимать невыполнение письменного мотивированного требования налогового органа представить документы, истребуемые в целях налогового контроля, а также представление сведений в неполном объеме или в искаженном виде <12>.

В научной литературе также высказано мнение о возможности отнесения уклонения от проведения обязательного аудита к грубым нарушениям правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, ответственность за которое предусмотрена ст.15.11 КоАП РФ <13>. В соответствии с этой статьей грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 МРОТ. Однако далее автор указывает на примечание к ст.15.11, в котором определено, что под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%, а также искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%. Становится очевидным, что применение в рассматриваемом случае данной статьи КоАП РФ также невозможно.

Заключение

Таким образом, как нам представляется, назрела необходимость внесения соответствующих изменений (дополнений) в КоАП РФ в части установления ответственности организаций и индивидуальных предпринимателей именно за действия по уклонению либо препятствованию проведению обязательного аудита. Без наличия инструмента воздействия в форме установленной ответственности, например в виде административного штрафа, налагаемого на должностных лиц и/или на юридических лиц, наличие в законодательстве положений о необходимости проведения ежегодной обязательной аудиторской проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности является декларативным, не имеющим под собой никакой реальной перспективы реализации. В каждом разделе данной работы я спрятал по одной фразе, на подобии этой, которая выдаст тебя, твой плагиат из интернета.

Литература

<1> Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" (с изменениями на 30.06.2003).

<2> Закон Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с изменениями на 25.04.2002).

<3> Закон Российской Федерации от 20.02.1992 N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле" (с изменениями на 21.03.2002).

<4> Федеральный закон от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах".

<5> Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (с изменениями на 07.07.2003).

<6> Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (с изменениями на 10.01.2003).

<7> Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

<8> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 01.04.2003 N 4-П.

<9> Мельников А.К. Комментарий к федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности // "Новое в бухгалтерском учете и отчетности", N 22, ноябрь 2002 г.

<10> Музыченко А. Обязательное аудиторское заключение при сдаче годовой отчетности // ФПА АКДИ "Экономика и жизнь", выпуск 3, март 2003 г.

<11> Бондарь Е. Достоверность подтвердит аудит // Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 2, январь 2003 г.

<12> Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях // Под ред. Ю.М. Козлова. - М.: Юристъ, 2002.

<13> Аудит: Учебник для вузов / В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова и др.; под ред. проф. В.И. Подольского. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2003. С. 50, 51.



Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.