Рефераты. Назначение, область применения и содержание стандарта ГОСТ Р ИСО 9004-2001

  WriteDashes(10) WriteDashes(10) Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2001 не содержит прямых указаний по управлению финансами. Однако, другой стандарт той же серии - ГОСТ Р ИСО 9004-2001 определяет, что менеджмент ресурсов включает деятельность по установлению потребностей в финансовых ресурсах и их источников в подразделе «6.8 Финансовые ресурсы». Например, контроль за финансовыми ресурсами включает сравнение фактического применения с плановым и принятие необходимых действий. Нельзя не согласиться с мнением многих специалистов в области менеджмента качества: система управления финансами является составной частью СМК. Ни один из процессов системы не сможет быть эффективным, если он не будет обеспечен всеми необходимыми видами ресурсов, в том числе финансовыми точно в срок и в необходимом объеме.

Японские предприниматели одними из первых поняли, насколько важно в условиях ужесточения конкуренции правильно организовать и использовать информационные потоки. В ИСО серии 9000:2001 информация также считается важнейшим ресурсом предприятия и ей отводится второе по значимости место после человеческих ресурсов. В ГОСТ Р ИСО 9004-2001 подраздел «6.5 Информация», хотя информация и ставится лишь на четвертое место, однако она рассматривается как фундаментальный источник развития базы знаний организации, необходимой при принятии решений и способной стимулировать нововведения.

ГОСТ Р ИСО 9004 – 2001 рассматривает кроме вышеперечисленных подразделы: 6.6 Поставщики и партнеры; 6.7 Природные ресурсы. Таким образом стандарт содержит рекомендации по более широкому спектру целей системы менеджмента качества, чем ГОСТ Р ИСО 9001-2001, особенно по постоянному улучшению деятельности организации, а также ее эффективности и результативности, а следовательно, и потенциала по улучшению всей деятельности организации.

В результате сравнительного анализа вышеуказанных стандартов можно сделать следующий вывод: в ГОСТ Р ИСО 9001-2001 содержаться общие требования по построению СМК, которые организация должна  неукоснительно выполнять. В ГОСТ Р ИСО 9004-2001 носит рекомендационный характер. В этом стандарте по сравнению с ГОСТ Р ИСО 9001 цели, направленные на удовлетворенность потребителей и качество продукции, расширены: в них включены удовлетворенность всех заинтересованных сторон и деятельность организации в целом. ГОСТ Р ИСО 9004-2001 рекомендуется как руководство для организаций, высшее руководство которых, преследуя цель постоянного улучшения деятельности, желает выйти за рамки требований ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

6. Приложения стандарта

Информация, обозначенная как "Примечание" в стандарте ГОСТ Р ИСО 9004-2001, является методическим указанием по пониманию или разъяснению.

Приложение А. Рекомендации по самооценке

Никто, кроме нас самих, не знает всех своих сильных и слабых сторон. Самоанализ дает возможность увидеть все достоинства и недостатки Вашего бизнеса, рассмотреть их с разных сторон и найти направление, в котором двигаться, чтобы избавиться от недостатков и усилить достоинства. Самооценивание на предприятии ведет к совершенствованию деятельности компании.

Самооценка - это всестороннее оценивание, итогом которого является мнение или суждение о результативности и эффективности организации и уровне зрелости системы менеджмента качества. Самооценку обычно проводит руководство организации.

Цель самооценки заключается в предоставлении организации рекомендаций, основанных на фактах, касающихся областей применения ресурсов для улучшения ее деятельности. Самооценка может быть полезной при измерении достижений в сравнении с целями, а также для повторной оценки постоянного соответствия этим целям.

В настоящее время существует много моделей самооценки организаций по критериям системы менеджмента качества. Метод самооценки обеспечивает простой и легкий в применении способ установления уровня развития (зрелости) системы менеджмента качества организации и определения основных областей для улучшения.

Особенности метода по ГОСТ Р ИСО 9004 таковы, что он может:

- применяться ко всей системе менеджмента качества или ее части, или к любому процессу;

- применяться к организации в целом или ее части;

- быть быстро осуществлен внутренними средствами;

- быть осуществлен многопрофильной группой или одним работником организации при поддержке высшего руководства;

- сформировать входные данные для более всестороннего процесса самооценки системы менеджмента;

- определить и облегчить расстановку приоритетов возможностей для улучшения;

- способствовать развитию системы менеджмента качества в направлении уровня мирового класса.

Метод самооценки, изложенный в настоящем стандарте, предназначен для оценивания уровней развития системы менеджмента качества по каждому основному разделу ГОСТ Р ИСО 9004 посредством балльной шкалы от 1 (отсутствует формализованная система - cистематический подход к проблемам отсутствует, нет результатов, результаты слабые или непредсказуемые) до 5 (лучшие показатели в классе деятельности - значительно интегрированный процесс улучшения; лучшие в классе результаты в сравнении с продемонстрированными достижениями).

В приложении стандарта приведены рекомендации в форме обычных вопросов, которые организация может поставить для оценивания своей деятельности по каждому основному разделу ГОСТ Р ИСО 9004. Всего в стандарте дано 27 вопросов. Номера подразделов даны в круглых скобках. Пример типичных вопросов для самооценки приводится ниже.

Вопрос: Потребности и ожидания заинтересованных сторон (5.2):

a.    Как организация определяет потребности и ожидания потребителей на постоянной основе?

b.    Как организация определяет потребности работников в признании, удовлетворенности работой, компетентности и повышении квалификации?

c.Как организация принимает во внимание потенциальные выгоды от установления партнерства со своими поставщиками?

d.    Как организация определяет потребности и ожидания других заинтересованных сторон, которые могут отразиться на постановке целей?

e.Как организация добивается учета законодательных и регламентирующих требований?

Настоящий подход к самооценке не заменяет внутреннего аудита системы менеджмента качества или использование существующих моделей премий по качеству.

Модели премий по качеству, а также другие модели самооценки имеют широкий диапазон детальных критериев по оценке деятельности систем менеджмента. Самооценка обеспечивает удобный подход к оценке уровня развития организации, базирующийся на разделах 4-8 настоящего стандарта. Каждой организации необходимо разработать комплекс вопросов по тем пунктам настоящего стандарта, которые соответствуют ее потребностям.

Документирование результатов самооценки

Существует много способов формализации вопросов по самооценке для оценивания деятельности, определения рейтингов развития и регистрация возможных действий по улучшению. Один из способов приведен в таблице 1.

Таблица 1 - Пример записи результатов самооценки

Номер подраздела

Номер вопроса

Наблюдения по фактической деятельности

Рейтинг

Действия по улучшению

5.2

2а)

Наш процесс лучше любого другого процесса в мире по этому пункту

5

Не требуются

5.2

2а)

Что касается данного пункта, у нас нет системы

1

Необходимо разработать соответствующий процесс. Кто ответственный, каковы сроки?

Результативное и эффективное применение самооценки в организации зависит только от творческого воображения и изобретательности сотрудников организации, заинтересованных в достижении совершенства.

Потенциальные преимуществами от применения ГОСТ Р ИСО 9004 и самооценки

Имеется много различных способов для принятия решения о том, какие действия следует предпринять в результате самооценки. Одним из подходов является рассмотрение выходных данных самооценки совместно с потенциальными ключевыми преимуществами, которые можно получить от стабильной системы менеджмента качества. Такой подход позволил бы организации определить и инициировать проекты по улучшению, которые, вероятно, обеспечили бы наиболее благоприятные результаты исходя из ее приоритетных потребностей. Для удобства применения такого подхода ниже приводятся примеры потенциальных преимуществ (27 примеров), связанных с вопросами, приведенными в разделе А.3, и относящихся к отдельным подразделам настоящего стандарта. Эти примеры можно использовать как точку отсчета при составлении перечня, подходящего для организации. Ниже даются примеры потенциальных выгод.

Потребности и ожидания заинтересованных сторон (5.2): Обеспечивает сбалансированное рассмотрение в рамках системы менеджмента качества потребностей и ожиданий всех заинтересованных сторон с целью создания результативной и эффективной системы.

Общая схема процедуры самооценки

Процесс самооценки позволяет компании лучше осознать свои сильные стороны и определить те из областей своей деятельности, совершенствование которых может привести к продвижению в бизнесе. Результатом самооценки является целенаправленное планирование мероприятий, строгое выполнение которых приводит к достижению реального прогресса.

Что может являться объектом самооценки? Самооценка может осуществляться для всей компании, для некоторого направления деятельности компании, для одного из подразделений компании. В конечном счете, непосредственная реализация процедуры самооценки будет зависеть от общей культуры компании и от ее организационной структуры. В настоящее время, в Европе широко применяются несколько различных методов самооценки, сведения о которых могут оказаться весьма полезными. Мы рассмотрим шесть различных методов самооценки.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.