3.3 Каналы связи
Для постоянных работников есть несколько каналов обратной связи с руководством. Отдел кадров следит за тем чтобы данная связь не нарушалась.
Программа “Говори!”
В рамках этой программы каждый сотрудник может написать анонимную жалобу и направить ее в ту инстанцию, которая отвечает за решение данной проблемы. Ответ на нее дается в срок до 10 дней. Благодаря анонимности канал очень популярен и эти жалобы встречают самое серьезное отношение со стороны руководства.
Программа открытых дверей.
Эта программа предусматривает, что любой сотрудник может лично обратиться к руководителю любого ранга, пока не получит удовлетворяющий его ответ. Она предназначена для предотвращения злоупотребления руководящей властью.
Несмотря на то что данная программа предоставляет работнику большие возможности, чем программа “Говори!” она менее популярна. Это связано с тем, что в ней отсутствует анонимность. Боязнь повредить карьере останавливает работника, уверенного что факты злоупотребления были. Но и руководство видит в этой программе определенную угрозу своему положению.
Программа собеседования “через голову” руководства.
Согласно этой программе каждый сотрудник раз в год должен обязательно побеседовать с руководителем своего руководителя. Инициатива подобных встреч исходит сверху. Это заставляет непосредственного руководителя внимательнее прислушиваться к мнению подчиненных.
Проведение данной программы - эффективное средство решения многих вопросов ведения кадровой политики, но отнимает много времени. В связи с этим в последние годы она не применяется.
Опросы общественного мнения.
Среди каналов обратной связи самое важное место по праву принадлежит опросам общественного мнения. Периодичность опросов - раз в два года. Опросы анонимны.
Анкета, используемая в опросах очень объемная. Вопросы охватывают самые разные стороны жизни «Оренбургбургаза» - от оценки кадровой политики и дел фирмы в целом до зарплаты и условий труда на рабочем месте.
По результатам нескольких таких опросов прослеживаются определенные тенденции, рассчитывается некий индекс настроений, отражающий моральный климат в коллективе (его еще называют барометром производительности) и т.д. Результаты опроса руководитель доносит до каждого своего подчиненного.
Назначение опросов - дисциплинировать руководство. Иначе максимум через два года руководителю придется отвечать перед подчиненными. Опрос - главный способ для «Оренбургбургаза» предотвратить отрыв руководства от реальной жизни.
Опросы могут с большой пользой проводиться и в других компаниях. А в крупных компаниях опросом должно сопровождаться проведение любых социальных и производственных программ.
3.4 Забота о здоровье как одна из форм морального стимулирования
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) уже в опубликованном в 1946 г. определении здоровья тесно увязала физическое и психическое состояние человека. Согласно определению ВОЗ, здоровье - это состояние хорошего физического, психического и социального самочувствия, то есть здоровье - это не только отсутствие болезни или травмы. Уравновешенная и зрелая личность строится на этих трех основных элементах. Ответственность за создание хорошего самочувствия лежит в первую очередь на самом человеке. Целенаправленная забота о здоровье отражает способность и желание личности отвечать за себя.
Руководитель должен заботиться о том, чтобы не подвергать опасности здоровье вверенных ему сотрудников. Он ответственен за то, чтобы в их сфере деятельности были всем известны и выполнялись предписания по технике безопасности. Руководитель не должен поручать своим сотрудникам работу, которая не соответствует состоянию их здоровья.
Забота о физическом состоянии.
Развитие физической формы оказывает укрепляющее влияние на психическую структуру. Физическая активность предлагает хороший путь для снятия психического давления. Активно занимающиеся оздоровительным спортом обосновывают свой энтузиазм тем, что они чувствуют, как физическое утомление делает более яркой и четкой умственную деятельность. Психический
настрой возрастает, и находится новый угол зрения для трудных и не дающих покоя вопросов.
Не нужно делать так, чтобы занятия спортом становились новым поводом для стресса.
Забота о физическом состоянии не только дает душевное здоровье, но и защищает от болезней.
Проблемой сегодняшнего человека является именно недостаточное использование возможностей собственного тела. Организм изнашивается раньше времени, поскольку его не тренируют и не дают достаточной нагрузки. То же самое относится и к мозгу. Если не использовать мозг, то есть душевные ресурсы, он атрофируется.
Забота о психическом состоянии.
Забота о душевном здоровье предполагает необходимую заботу и о психическом состоянии. Ухудшение психического состояния проявляется наиболее наглядно в душевном дискомфорте. Жизнь гнетет, в мыслях - пустота, бесцельность и иррациональность. Уставший и апатичный человек уходит в себя и больше не может интересоваться другими. Если такая ситуация продолжается долго, есть опасность, что психическое равновесие будет полностью потеряно. Поэтому важно, чтобы расстройства в психике были выявлены уже на ранней стадии, тогда не потребуется длительного лечения.
Центральным в душевном здоровье является равновесие. Душевно здоровый человек способен налаживать отношения обратной связи: передавать и воспринимать чувства и переживания. Он может делать работу и радоваться достигнутому. Кроме того, душевное здоровье включает в себя и способность переносить потери, поскольку отказ от чего-либо тоже входит в понятие человеческой жизни. Отказ содержит боль и горе, особенно тогда, когда потеря связана с человеческими взаимоотношениями. В целом душевное здоровье означает не беспроблемность, а способность сохранить равновесие независимо от изменений. Никто не может быть уравновешенным во всех жизненных ситуациях.
Решающее влияние на психическое самочувствие оказывают человеческие отношения. Человек испытывает и проверяет себя в отношении к другим. Если человеческие взаимоотношения, например из-за вечной спешки, постоянно остаются поверхностными и скоротечными, то человеческое взаимовлияние обедняется. Дружеские и семейные отношения требуют времени и полноценного общения. Откровенные и тесные человеческие взаимоотношения создают ощущение безопасности и дают смелость приступать к любым, даже проблематичным планам и осуществлять их.
Отдых и достаточный сон влияют не только на настроение, но и на душевное здоровье. Достаточно долгий и непрерывный ночной сон является одной из главных предпосылок душевной бодрости. Нельзя отбирать у ночного сна часы для работы, поскольку это очень скоро скажется на результатах.
Увлечения и досуг дают возможность увеличить душевную бодрость. Резервируя время для себя и для своих увлечений, человек делает свою жизнь богаче. Свободное время отдаляет нас от работы и помогает расслабиться. Таким образом получают заряд бодрости для будущей работы.
«Оренбургбургаз» старается всеми способами заботится о своих подчиненных, предоставляя им все условия для отдыха: оздоровительные санатории, курорты, удобный график работы и т.д.
Выводы
Мы сами несем ответственность за свою жизнь и мотивацию к работе. Чем быстрее мы воспримем такую точку зрения, тем быстрее начнем осуществлять правильные мероприятия. Однако представляется, что многие из нас тратят слишком много времени, прежде чем осмеливаются принять на себя главную ответственность за содержание своей жизни и желание работать.
Мы привыкли искать причины своих жизненных и рабочих проблем вначале вне нас. Причины находятся быстро: это - ближайшие коллеги по работе, начальники, подчиненные, разделение труда, атмосфера, cпособ управления, а вне своего предприятия - экономическая конъюнктура, неразумная политика правительства и множество других факторов, лежащих даже за пределами нашей страны. Многие из нас тратят так много времени на объяснение эффективности своей работы или нежелания работать, что в течение этого времени при его правильном использовании можно было бы достичь значительно более высокой мотивации, как собственной, так и ближайшего окружения.
В литературе встречается много определений мотивации и мотивов. В них всех пытаются различными терминами выразить главное в мотивации: речь идет о процессе, который происходит внутри человека, направляет его поведение и выбор или, иными словами, заставляет его вести себя в какой-то конкретной ситуации определенным образом. Следовательно, понимая процесс мотивации, мы можем значительно лучше понять как себя, так и поведение людей, с которыми мы общаемся, в различных ситуациях. Однако в объяснении поведения человека мотивация является лишь маленькой частью.
Незаметный для неопытного глаза процесс потери интереса работника к труду, его пассивность приносит такие ощутимые результаты, как текучесть кадров, руководитель вдруг обнаруживает, что ему приходится вникать во все детали любого дела, выполняемого подчиненными, которые ,в свою очередь, не проявляют ни малейшей инициативы. Эффективность организации падает.
Чтобы не допустить потерю потенциальных прибылей, менеджер должен добиться максимальной отдачи от своих подчиненных. Для эффективного управления таким дорогим ресурсом как люди менеджеру необходимо выделить определенные параметры работы, поручаемой подчиненным, изменяя которые он может воздействовать на психологические состояния исполнителей, тем самым мотивируя либо демотивируя их. Грамотно спроектированная работа должна создавать внутреннюю мотивацию, ощущение личного вклада в выпускаемую продукцию. Человек - существо социальное, а значит чувство сопричастности способно вызвать в нем глубокое психологическое удовлетворение, оно так же позволяет осознать себя как личность.
Эффективность методов управления связанных с оценкой результатов деятельности каждого работника постепенно подтверждается опытом как зарубежных, так и российских предприятий. Однако те методы аттестации ,которые применяются у нас в стране еще очень несовершенны, а ведь, когда от результатов аттестации будет зависеть ежегодное колебание заработной платы, то эти результаты окажутся в центре самого пристального внимания и могут стать источниками очень серьезных конфликтов. Надеяться на появление абсолютно объективных методов оценки служебной деятельности столь сложного объекта, как человек, пока что не приходится. Опыт «Оренбургбургаз» в данном направлении уникален тем, что существующая там система САС позволяет не только сократить элемент субъективности, но и главное - понять, в какой мере поведение работника зависит от него самого, а в какой - от позиции руководителя. Одновременно САС выступает в роли главного стимула, мотивирует работника на выполнение задания не столько ради вознаграждения, сколько для самоутверждения и поднятия его статуса в компании.
Не существует единых методов мотивации персонала, эффективных в все времена и при любых обстоятельствах. Однако, любой метод ,применяемый руководителем основан на выбранной фирмой стратегии управления человеческими ресурсами. Это означает, что выбор конкретного метода мотивации должна, в первую очередь, определять общая стратегия управления персоналом, которой следовала или желает следовать фирма.
Приложение № 5
К коллективному договору
На 2004 – 2007 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
О порядке выделения путевок на лечение и отдых работникам и членам их семей, пенсионерам ДООО «Бургаз» за счет средств Общества
Положение регламентирует порядок и условия выделения работникам и членам их семей, находящимся на иждивении работника, пенсионерам ДООО «Бургаз» путевок, приобретенных за счет средств Общества, кроме того предполагает частичную компенсацию стоимости путевок пенсионерам которые приобрели их самостоятельно.
Путевки в санатории, профилактории, другие лечебно – курортные учреждения, дома и базы отдыха, туристические и другие путевки для лечения и отдыха на территории РФ предоставляются рабочим и членам их семей, находящимися на их иждивении один раз в год и компенсируются в зависимости от стажа работы в газовой промышленности в следующих размерах:
Стаж работников в газовой промышленности
Размер компенсаций в районах Крайнего Севера
(в % от стоимости)
Размер компенсаций в других районах
От 1 до 5 лет
От5 до 10 лет
От 10 до 15 лет
Свыше 15 лет
60
80
85
50
70
Путевки на членов семьи, не находящихся на иждивении, предоставляются за полную стоимость. Пенсионерам ДООО «Бургаз» путевки предоставляются 1 раз в год за 10% от их стоимости. В случае приобретения пенсионером путевки самостоятельно ему компенсируется 90% ее стоимости.
Приложение №7
О порядке предоставления жилья работникам ДООО «Бургаз»
1. Порядок учета работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий
Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются работники, заключающие с Обществом трудовой договор, а именно:
· Имеющие обеспеченность жильем с 18 кв м на одного человека семьи, состоящей из трех и более человек
· Проживающих в коммунальных квартирах
· Проживающих в общежитии
· Проживающих в помещении, признанных непригодными для постоянного проживания
· Проработавших в Обществе более 5 лет и имеющие сына или дочь, проживающих с ним в однокомнатной квартире.
Для принятия на учет работник подает заявление, подписанное им лично и проживающего с ним совершеннолетних членов семьи на имя руководителя соответствующего подразделения с приложением соответствующих документов.
2. Правом на получение жилых помещений являются
· Члены семьи работника, погибшего при спасении собственности Общества, либо погибших на производстве в результате несчастного случая.
· Работники получивший увечья или иное повреждение здоровья
· Работники награжденные за трудовые заслуги государственными наградами.
· Специалисты имеющие стаж работы не менее 20 лет
· Работники, жилье которых стало непригодным для проживания в результате стихийных бедствий
3. Порядок и условия предоставления жилья
3.1 Жилые помещения предоставленные работникам Общества на возмездной основе на условиях гражданско – правовых договоров (купли – продажи, мены) предусмотренные гражданским законодательством.
3.2 Договоры купли – продажи, мены, найма жилых помещений составляются в письменной форме.
3.3 Общество может оказать работникам финансовую помощь (ссуды, займы) возмещение затрат понесенных в результате приобретения жилого помещения в собственность.
При стаже работы
От 10 до 15 лет - 50% стоимости жилья
От 15 до 20 лет - 65%
От 20 до 25 лет - 80%
Свыше 25 лет - 100%
3.4 В случае смерти работника, которому предоставлено жилое помещение по договору купли – продажи или договору мены, его обязательства перед Обществом переходят к наследникам.
3.5 Налоги, возникающие в связи с приобретением права собственности на жилое помещение, уплачиваются в соответствии с Налоговым законодательством Российской Федерации.
Утверждено
Приказом Минздрава России
От 14. 06. 2001 № 215
Код формы по ОКИД__________
Код учреждения по ОКПО______
Медицинская документация
Форма № 070 / у
Утверждена приказом
Минздрава России
От 14.06.2001 № 215
СПРАВКА
Для получения путевки
Настоящая справка не заменяет санитарно – курортную карты и не дает пациенту права вступления в санаторий и проходить амбулаторное лечение.
Дана__________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
О том, что он (она) страдает______________________________________
(диагноз)
Ему (ей) рекомендуется
- курортное____________________________________________________
В санатории___________________________________________________
Место нахождения санатория____________________________________
Время года (зима, весна, лето, осень) Действительна в течении 6 месяцев по месту жительства или работы пациента. И остается в учреждении выдавшим путевку. После лечения необходимо обратиться за санаторно – курортной картой в лечебно – профилактическое учреждение выдававшее справку.
Подпись врача___________________
«___»________20 г.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6