Рефераты. Мировое лесное хозяйство

Средний уровень цен здесь довольно высокий, хотя и обычно немного ниже, чем в тихоокеанской секции. Однако на эти цены может рассчитывать только поставщик качественной продукции, отгружающий ее в достаточно ассортименте.  В противном случае экспортер неизбежно вступает в конкуренцию с местными производителями, которые заплатят ему меньше, чем заведомо более оперативной, близкой и лучше знающей рынок местной фирме. В принцип европейский рынок низко монополизирован,  тарифные  и прочие  барьеры по лесным товарам сравнительно легко преодолимы в том случае, если экспортер не ущемляет интересы местных производителей, например, поставляя товар по низким демпинговым ценам.  В этом последнем случае против него немедленно начинает действовать  хорошо разработанный и жесткий механизм антидемпингового законодательства.

Сами европейские страны вывозят за пределы региона в основном дорогие высококачественные полуфабрикаты изделия.

Эти три секции охватывают примерно 90% емкости мирового лесного рынка. Из оставшихся, наибольший интерес представляет ближневосточный субрынок. Доля практически безлесных стран Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока во всем мировом лесопромышленном импорте составляет около 3%, но по отдельным товарам она заметно выше по пиломатериалам — более 5%, по фанере — 10%. Ближневосточный рынок сравнительно дорогой, требования к качеству здесь не такие высокие, как в Европе. Но действовать на нем экспортеру непросто из-за специфических условий распространенного вмешательства государственной власти, политической и экономической нестабильности.

В отличие от многих других базисных отраслей производства емкость мирового лесного рынка в 80-е год расширялась неплохими темпами. Она увеличивалась в среднем за год по пиломатериалам — на 2,5%, по Фанере на 8,5, - по древесным плитам — на 4,3, по целлюлозе — на 3, по бумажной продукции  - на 5%. Лишь по круглому лесу отмечались низкие темпы прироста емкости — 0,6 % в среднем в год. Это отражает тенденцию к постепенному росту во внешней торговле доли более обработанной продукции.























Характеристика цен на мировом лесном рынке


Для мирового лесного рынка характерна множественность цен — на нем оцениваются и реализуются различные часто не взаимозаменяемые сорта, виды, типы одного и того же товара. Эта множественность порождает определенные проблемы при выборе представительных, так называемых мировых цен.

Обычными требованиями к мировой цене выступают доступность ее для любого продавца и покупателя, а также представительность.

Доступность  предполагает  регулярность  осуществления  операций  по  данной  цене,  платеж  в  свободно конвертируемой валюте, свободный торгово-политический режим на рынке, где производится сделка. Сделка должна иметь характер обычной торговой операции, при которой продавец и покупатель не связаны другими обязательствами отношениями — т.е. имеется в виду не товарообменная сделка и не поставка по внутрифирменным каналам между материнской  компанией  и  ее  филиалом.  Цены именно  таких  сделок  складываются  в  условиях  высокого  накал конкурентной борьбы,  отражая,  таким образом,  истинную стоимость товара на мировом рынке,  они,  как правило, доступны для регистрации и публикации.

Требование представительности цены предполагает, что по ней или близко к ней осуществляется заметная часть мирового оборота. Это условие не такое важное как первое. Нередко за мировую цену принимают цену не самого крупного  рынка,  если  по  другим  критериям  —  типичности  для  других  участников  торговли,  доступности оперативности — она в большей мере отвечает понятию мировой цены. В наибольшей степени понятию мировой цен отвечают биржевые котировки и цены аукционных сделок.

Необходимо  заметить,  что  цены лесобумажных  товаров,  как  правило,  не  отвечают  данным предъявленным требованиям, если принимать их в строгой редакции. Причины этого многообразны, но в целом можно свести широчайшей  номенклатуре  сортов,  видов  и  типов,  вырабатываемых  в  мире  лесобумажных  товаров,  к  исходно неоднородности древесины и материала (причем эта неоднородность оказывает определяющее влияние на стоимость), условности применения для многих лесных товаров самого понятия "мировой рынок". Как уже говорилось, основная масса  сделок по  лесоматериалам осуществляется  на  трех  крупных  региональных  рынках —  североамериканском тихоокеанском   и   европейском   (по   другим   источникам      североамериканском,   восточно-азиатском западноевропейском). При этом регулярные торговые связи между двумя последними не типичны и на них падает небольшая часть международного оборота.  Более характерны поставки из Северной Америки в Западную Европу Восточную Азию, но они имеют почти односторонний характер, а североамериканские экспортеры реализуют на других рынках  свою продукцию,  выработанную обычно  по  своим национальным стандартам.  В  результате,  конъюнктура динамика, направление изменений и уровень цен на этих региональных рынках лесоматериалов часто не совпадают, а качестве мировых приходится использовать преимущественно региональные цены.

Для  международных  связей  по  целлюлозно-бумажным  товарам  характерна  большая  унифицированность взаимозаменяемость продукции, цены свободных сделок при их реализации в разных странах и регионах отличаются не так сильно, как по лесоматериалам. Торговля ими имеет универсальный, общемировой характер. Однако данный рынок сильно монополизирован,  и растущая доля международного и национального оборота  по  ним идет  по  закрытым внутрифирменным каналам, что также порождает проблемы для определения мировой цены.

Более распространены аукционы. На них во многих странах продается лес на корню, через аукционы реализуется также небольшая часть лесоматериалов в Японии. Но, в виду специфичности таких сделок, применение цен таких аукционов также ограничено.

Напротив, уровень и динамика стоимости многих лесобумажных товаров в международном обороте определяете оптовыми или импортными (экспортными) ценами в отдельных крупных странах-импортерах (экспортерах). Именно цен такого рода выступают ведущими ориентирами при заключении сделок с реальным товаром. Так,  в дальневосточном регионе торговля лесоматериалами осуществляется в основном по оптовым либо импортным ценам в Японии, или близко ним. Регулярно публикуемые цены, в случае необходимости могут быть приведены к базе Франко-порт Японии, страны-экспортера вычитанием известного уровня ориентировочной величины прибыли и издержек оптовика, импортера, а  также транспортных и страховых расходов.  В Западной Европе  в  качестве мировых цен часто используется информация агентских,  так называемых  брокерских фирм по ценам представительных на данный момент сделок Относительно реже экспортеры выпускают прейскуранты на свою типичную продукцию. Близкий к последнему случаю характер имеют цены целлюлозно-бумажных товаров — по большинству из них фирмы-продавцы объявляют уровень цен на представительный товар. Однако в реальной практике эти справочные цены обычно корректируются через механизм негласных или полугласных скидок или надбавок.

Таком образом, в большинстве случаев доступные покупателю или продавцу цены лесобумажных товаров имею характер справочных. Они фиксируются на типовой, известный на рынке вид продукции. Цены реальных сделок нередко несколько отличаются за счет скидок и надбавок за качество, по сравнению с базовой позицией, за счет разны условий поставки,  платежа и т.п.  Порой бывает,  что на рынке известна цена условной,  необязательно строго очерченной в реальной торговле качественной группы (например, пиломатериалы разных групп финских лесозаводов пиловочник из США горной или прибрежной заготовки), но фирмы, регулярно присутствующие на рынке, обычно неплохо ориентированы, как относится по качеству и по рыночной стоимости базисная позиция и конкретный товар какого-либо поставщика.

Цены на лесоматериалы публикуются в журналах "Ле Буа Насьональ", "Хольцкурир" релизе "Ойвид тимвер". По дальневосточному рынку для аналогичных целей можно пользоваться изданиями "Бейза Уикли" по североамериканскому — релизом "Рэндом Ленгс". В нашей стране "БИКИ" а также "Коммерческий бюллетень "Рынок леса и лесоматериалов".

По некоторым видам продукции из древесины, объем внешней торговли по которым невелик, или по которым велик уровень монополизации,  цены публикуются редко и эти публикации носят случайных характер. Аналогичные проблемы возникают при необходимости определить стоимость изделий с высокой степенью доработки — правильна оценка  в данном случае  затруднена  широчайшим диапазоном качественных параметров изделий и дробностью и номенклатуры. В подобных случаях/ цена может определяться только в ходе конкретных переговоров с несколькими независимыми  фирмами.  Ориентировочную  стоимость  продукции  на  мировом рынке  иногда  приходится  определять расчетом,  т.н.  средней стоимости единицы товара при экспорте или импорте его в страну,  на которую падает существенная  часть  мирового  оборота.  Следует  иметь  в  виду,  что  результаты  такого  расчета  имеют  весьма приблизительный характер.

Цены лесобумажных товаров в целом сравнительно устойчивы. Они меняются,  как правило, реже, чем цен минерального сырья или товаров агропромышленного комплекса,  но,  с другой стороны, чаще,  чем цены продукция машиностроения или товаров широкого потребления. Но в 80-е годы амплитуда и частота колебаний практически все цен на продукцию из древесины повысилась. От ранее распространенной годовой или полугодовой фиксации цен рынок практически отошел.  Наиболее  типична для 2-й половины 80-х годов поквартальная фиксация цен лесобумажных товаров.  По  некоторым  их  них,  цены  объявляются  ежемесячно,  наконец,  на  ряде  рынков,  например,  на североамериканском и отчасти на японском, распространена фиксация цен лесоматериалов на каждую дату.

Сезонные колебания цен у лесобумажных товаров не очень выражены, что объясняется относительно высоким удельным весом в реализованной цене стоимости древесины на корню, а также несезонным характером потребления многих видов продукции.  Сезонность проявляется прежде всего по товарам более или менее тесно связанным со строительством как со сферой потребления. Сезонные оживления строительства в весенние и ранние осенние месяцы нередко сопровождаются колебаниями цен ряда лесоматериалов.

В то же время, довольно большое воздействие на конъюнктуру и цены оказывают случайные факторы: завалка леса ветровалами и снеголомами, забастовки, правительственные решения в области торговли, аномальные погодны условия. Необычно теплая зима, например, может затруднить вывозку леса и, напротив стимулировать спрос на него при строительстве, длительная засуха приводит в ряде стран к приостановке заготовок по причине пожарной опасности

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.