Рефераты. Мировая экономика (ответы на 94 экзаменационных вопросов)

Для выяснения влияния роста населения на экономическое развитие сравнивают темпы роста населения и ВВП на душу населения. В средних по доходу странах прирост населения идет параллельно с увеличением доходов на душу населения. В беднейших странах темпы прироста ВВП на душу населения имели отрицательную динамику. Поэтому для целово ряда стран прирост населения совпадал с ухудшением социально – экономического положения.

Социальную ситуацию осложняет быстрый процесс урбанизации. В промышленно развитых странах городское население удвоилось , а в развивающихся увеличилось в 4 раза.

Рост населения не является проблемой , если экономические и социальные изменения происходят достаточно быстро, если обеспечивается необходимый технический прогресс. Но быстрый рост населения  в последние десятилетия делает структурные изменения более трудными, что вызывается бедностью.

35.    Демографическая политика.

Демографическая политика – целенаправленная деятельность в сфере регулирования демографических процессов. Проблема эффективного управления демографическими процессами, и прежде всего ростом населения ставится на повестку дня разв. стран. В 47 странах где сосредоточено 83.5% населения поощряют снижения темпов воспроизводства населения, а в странах составляющих 2.5% населения преследуют цели увеличения рождаемости и снижения смертности. Политика по ограничению прироста населения осуществляется чаще всего в рамках планирования семьи. Например, в Индии распространяется модель 2-детной семьи.В китае – цель отсрочка брака, увеличени интервалов между рождениями детей, поощрение 1-детной семьи(обратная сторона медали – старение населения.).

.  Демографическая политика является частью социальной политики, рассчитана на длительный период. Обычно проявляется в рамках проектирования семьи (Индия, Китай). Демографическая политика в промышленно развитых странах не формулируется открыто.  В сентябре 1994 г. состоялась конференция по народонаселению, на которой под давлением развитых стран было принято решение: снижение уровня рождаемости - единственный выход. Против этого решения высказались представители арабских стран и Папа Римский. Рост населения в развивающихся странах вызывает необходимость перераспределения доходов в мире, что приводит к тому, что промышленно развитые страны не желают увеличивать экономическую помощь этим странам.

 

36.    Качество рабочей силы.

 

В основе всего лежат физические свойства человека, определяющего его способность к труду.. На процессы воспроизводства населения и мировой экономики влияние оказывают обеспеченность продовольствием, инфекционные заболевания. Все это оказывает влияние на работоспособность. Второе качество рабочей силы - способность населения привести в действие производительные  силы и их совершенствование. Уровень развития общего и специального образования оказывает влияние на квалификационный уровень рабочей силы. Имеет важность способность к усваиваю технических средств, принятию решений.  Образование повышает производительность труда, что обеспечивает рост доходов. Например, образованные фермеры применяют новую технику, а лучше подготовленные прибыли. Существует прямая зависимость между обучением и ВВП: увеличение  образования на один год влечет увеличение ВВП на 3%.  После второй мировой войны произошло повышение уровня образованности в целом, но есть региональные разрывы (в 50-х гг. уровень образования в Азии составлял 25% от мирового). Самое неблагоприятное положение с образованием в Африке,  где в 90-м г. начальное образование  получили только 50% детей. Однако снижение уровня образования происходит и в развитых странах (с 93% до 91,8%). Во всем мире около 100 млн. детей не имеют доступ к начальному  образованию. В целом в мире уровень неграмотности понизился, а число неграмотных возросло. В 1990 г. в мире было 950 млн. неграмотных (890 млн. в 75 г.). 50% неграмотных в Индии, 21% - в Китае.  В промышленно развитых странах 31 млн. неграмотных (в основном в Южной Европе). Среднее образование в мире получает 55% подростков. 36% населения западных стран имеют среднее образование. Огромное значение имеет также и качество обучения (материальная оснащенность, квалифицированность учителей). В развивающихся странах всего 8% учащихся охвачено техническим образованием. Уровень высшего образования повысился в основном за счет развитых стран. По уровню образования первое место занимает Канада, далее США, Франция, Германия, Бельгия.  Если в развитых странах произошло увеличение доли молодежи в высшем образовании (с 9% до 17%), то в развивающемся мире - сокращение.

37.    Использование рабочей силы.

 

Ситуация определяется изменениями в технической базе производства, в демографической ситуации, в социальном развитии. В промышленно развитых странах в разные периоды рынки рабочей силы переживали противоречивые тенденции. Проблема роста безработицы: рабочая сила растет быстрее, чем увеличивается занятость. Международная организация труда к безработным относит лиц, не имеющих работы, активно ее ищущих и готовых приступить к ней не позже, чем через месяц. Если человек работает меньше 1 ч. в неделю, то он считается безработным. Увеличилось количество работающих женщин (женщин, ищущих работу). Резко возрос уровень безработицы: если в 50-60-е гг. он составлял 2-4% по отношению к рабочей силе, то сейчас поднялся до 6-12%, а в отдельных странах до 24%. В Японии самый низкий уровень безработицы - 2-3% (женщины учитываются как временно занятые, поэтому в статистике не учитываются). В Испании уровень безработицы - 23%. В странах ЕС ситуация в целом ухудшилась. За 90-е гг. безработица превысила безработицу в США в 1/3. Произошел рост отношения частичной и временной занятости. В США, Канаде, Японии доля частично занятых увеличилась до 1/5. Происходит увеличение неравенства в доходах различных групп населения, что приводит к росту спроса на квалифицированную рабочую силу. Со второй половины 80-х гг. сократились системы социальных выплат по безработице. В 80-е гг. произошел также разрыв в оплате мужского и женского труда. Была разработана новая модель производственных отношений: в разрешение экономических вопросов были вовлечены профсоюзы, произошло сокращение забастовочной активности в 70-80-е гг.  В развивающихся странах проблем стоит больше, чем в развитом мире. Основная часть экономически активного населения сосредоточена в с/х. В с/х только ½ занятых получает зарплату. Уровень открытой безработицы низок, однако это не отражает ситуацию в целом. Около 50% городских работников сосредоточено в неформальном секторе. В Африке и Центральной Америке открытая безработица составляет 15-20%. В Индии в 90-м г. открытая безработица составила 50 млн. человек (в целом -100 млн.). Среди безработных наблюдается высокий процент образованного населения.  В 80-е гг. произошло обострение проблемы безработицы. В странах переходного периода уровень безработицы увеличился с 1,5 млн. в 1990 г. до 10 млн. сейчас.  Структура безработицы является результатом структурных изменений в экономике, глобальный характер приобретает проблема недоиспользования трудовых ресурсов. Безработица - индикатор общей социально-экономической неустойчивости в мире.

38.    Международные миграции.

 

На численность населения оказывают влияние внешние миграции - эиммиграция и иммиграция. Виды международной миграции: безвозвратная, временно-постоянная, сезонная, маятниковая.  Военные, политические и экономические причины миграции. Постоянный характер носят экономические миграции.  вынужденные миграции вызваны причинами не экономического порядка. В 80-90-е гг. резко возросло число беженцев. Африка - 6 млн., Азия - 10 млн., Югославия - 2 млн. В 1992 г. всего в мире было 18 млн. беженцев (по сравнении с 10 млн. в 80-е гг.). Трудовая миграция играет основополагающую роль в миграциях населения.  Трудовая миграция является типичным социально-экономическим явлением и охватывает все страны.  В 1993 г. насчитывалось 30 млн. трудовых мигрантов. Причины миграции: национальные различия в уровнях зарплаты (более ½ международных мигрантов - выходцы из развивающихся стран), диспропорции на рынке труда, безработица. Со второй половины 20 в. мощным центром притяжения мигрантов стала Западная Европа (после Второй Мировой войны). В 70-е гг. усилилась миграция в район Персидского залива. 70% нефтяников - мигранты из более бедных стран. По доле мигрантов в населении выделяется Израиль - 2/3 населения (1/3 из СССР). В Лат. Америке , в Аргентине и Бразилии численность мигрантов дошла до 8 млн. человек. В последние десятилетия увеличилась миграция в Сингапур и Гонконг. В Африке выделяется ЮАР. Основными поставщиками рабочей силы являются Индия, Пакистан, Филиппины, Малайзия, Ливан, Марокко, Алжир, Гана, Тунис. Происходит отток из Мексики.

Влияние миграций: демографическое развитие регионов, экономический аспект. Выгодность принимающей стороне состоит в том, что они экономят на подготовке специалистов, получают молодое, трудоспособное население. выделяется группа трудовых мигрантов - “мозги” - работники науки, врачи.  В 50-60-х гг. движение ученых шло между развитыми странами из Европы в Америку. Для 70-х гг. характерна миграция различных специалистов из развивающихся стран в развитые. Около 2/3 “утечки мозгов” приходится на США (инженеры в США - 40% иммигранты). Чистый выигрыш для США от одного инженера в 70-е гг. составил 250 тыс. долларов. Существует также социальное влияние миграции.  В 90-е гг. отток мозгов из СССР составил 150 тыс. человек.  Миграции могут способствовать частичному ослаблению социальных и экономических проблем. В Буркина Фасо 31% валовых поступлений составляют доходы от мигрантов в другие страны. С 70-х гг. стали предприниматься меры для ограничения миграции. Происходит селективность доступа населения в соответствии с экономическими нуждами страны-импортера и ее внешней политикой.

 

39.    Динамика экономического роста в 70-80-е годы.

 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.