Рефераты. Межгосударственное регулирование экономических отношений. Роль наднациональных институтов

        Ситуация на мировом рынке нефти в конце 2001года наводит на мысль о том, что у стран – наблюдателей в ОПЕК есть общие интересы для налаживания взаимного сотрудничества, в том числе в отношениях с ОПЕК. Об этом свидетельствует визит мексиканского министра энергетики  в Москву в 2001году. Цель визита – координация политики на нефтяном рынке в критический момент, договорились об активизации двусторонних научно – технических контактов и о совместной деятельности по использованию попутного газа. Всё это можно считать первыми конкретными шагами в правильном направлении. 

Вместе с тем было бы целесообразно добиваться включения в повестку Конференции министров стран – членов ВТО разработки специального международного Соглашения по урану. Соглашение могло бы регулировать его куплю – продажу в соответствии с общими правилами мировой торговли и с учётом специфики этого товара.

Единственной многосторонней межправительственной организацией энергетического профиля, в которой полноправно участвует Россия, является МАГАТЭ. Связи  с национальной программой строительства и эксплуатации значительного числа новых АЭС в обозримом будущем необходима активизация этого участия России, например, как предлагают некоторые известные российские специалисты, в области осуществления крупномасштабного международного проекта разработки оптимального варианта ядерной технологии.[10, с. 35-36]                  

Воздействие многосторонних организаций на мировой энергетический рынок.


Первой  и пока единственной многосторонней межправительственной организацией, которая занимается вопросами регулирования мирового энергетического рынка в целом является Международное энергетическое агенство. Программа действий МЭА, предусматривающая повышение эффективности использования энергии, изменении структуры её потребления в пользу альтернативных источников, расширение сотрудничества со странами – членами и международными организациями для совместного решения актуальных вопросов развития энергетики, совершенствование информации о состоянии и перспективах развития мирового энергетического рынка для содействия стабильности в снабжении энергией.

Метод противодействия снижению мировых цен на нефть путём сокращения её добычи имеет недостатки для инициаторов такой политики. Хотя в краткосрочной перспективе сокращение добычи может уменьшить падение цен и даже повысить их, в долгосрочной – такая политика ведет к уменьшению доли участвующих в сокращении добычи поставщиков на мировом рынке нефти, что ослабляет их позиции и ограничивает возможности в дальнейшем влиять на состояние рынка.

Импортирующие нефть страны разными путями стремятся уменьшить зависимость национальной экономики от нее, а крупнейшие в мире нефтяные монополии осуществляют слияние и поглощения, позволяющие им с позиции силы добиваться уступок от стран – экспортёров нефти. Периодически резкие колебания цен на нефть отражают уязвимость действующего механизма .[12 32-33]

2. Наднациональные институты и их роль в мировой экономики.


      В современных условиях сложились три типа международных организаций по соотношению объёма  компетенций, перераспределяемых между государством и международной организацией: межправительственные организации, осуществляющие координационные функции; международные организации, выполняющие отдельные наднациональные функции; полностью наднациональные организации.


В межправительственных организациях, осуществляющих координационные функции, перераспределённая компетенция остаётся совместной для государства и организаций. Обычно организация наделяется правом обязывать своих членов без их согласия и против их согласия путём принятия обязательных решений большинством голосов.


В международных организациях, выполняющих отдельные наднациональные функции, конкретные вопросы передаются исключительно в ведение международной организации. К ним относятся глобальные проблемы современности, требующие особых механизмов регулирования. В международных организациях ограниченного наднационального типа в учредительных документах установлена предельно широкая и объёмная компетенция, затрагивающая основные компоненты государственной власти и ограничивающая функции государства применительно к их компонентам. К организациям, выполняющим наднациональные функции, относится группа Всемирного банка, а также МВФ. Их наднациональность   определяется широкими и жесткими компетенциями в области валютно – финансовых  вопросов, закрепленных в их уставах. Устав МВФ утвержден в 1945году, жестоко ограничивалась компетенция государств – членов в области валютно – финансовой политики, в частности:

- государство – член лишалось права самостоятельно вводить валютные ограничения, изменять приоритет валют, проводить девальвацию и  ревальвацию (денежную реформу) валюты. Последнее становилось возможным только с согласия Фонда (ст. 4, сек.1 Устава МВФ)

- государство – член обязывалось предоставлять Фонду по его требованию отчет о своем бюджетно – финансовом положении; в случае невыполнения этих требований к государству – члену применялись санкции, включающие приостановление пользованием правами члена Фонда сроком на 1 год и исключение его из членов (ст.4, сек.6). В то же время Фонд получает право пропорционально изменять курс валют государств – членов , уведомив их об этом за 72 часа (ст.4, сек.7)

Аналогичные статьи содержались и в Уставе МБРР. В первые десятилетия деятельности МФВ и МБРР строго контролировали соблюдение данных полномочий. Впоследствии произошли изменения, которые нашли отражение в их уставах. Государства – члены получили право изменять курса своей валюты без согласия МВФ и МБРР. Санкции за нарушение условий пользователя специальными кредитными полномочиями, предусмотренные, в частности, уставом МВФ (ст.29 сек.2), выражающиеся в приостановлении права голоса и права получения помощи, представляют собой частичное ограничение участия государств в деятельности МВФ. В Уставе МБРР установлено, что во время приостановления членства государство не может пользоваться правами, вытекающими из членства…, включая право выхода, но остаётся субъектом всех обязанностей перед организацией (ст. 6, сек.2). Аналогичные статьи содержатся в уставах МФК(ст.5, сек.2) и МАР(ст.7, сек 2) [1,с. 34-35]


Международный валютный фонд.


МВФ был создан в июле 1944 года. Устав МВФ был подписан 29 странами и вступил в силу в декабре 1945года, а с марта 1947года, МВФ стал функционировать. Местонахождение – Вашингтон.

С самого начала МВФ стал важнейшей организацией, призванной обеспечить нормальное функционирование послевоенной международной валютной системы. По мере развития международной валютной системы устав МВФ трижды изменялся: первым пересмотром устава МВФ(1968 –1969год) был вызван введением СДР( специализированные правовзаимствования); второй пересмотр (1976 – 1978год) был связан со становлением Ямайской международной системы; третий пересмотр (начало 90-х годов) произошел из за приостановления прав должников, имеющих серьёзную задолженность, оплатить которую они не в состоянии.

Капитал МФВ создаётся за счет взносов государств – членов в соответствии с установленной для каждого из них квотой. Величина квоты  определяется уровнем экономического развития страны (объёмом ВНП) и её ролью в мировом хозяйстве и международной  торговле. Размер квот пересматривается каждые 5 лет, в зависимости от потребности МВФ  и экономического положения страны. В настоящее время США принадлежит 17,7% голосов в руководящих органах МВФ, а вместе с западными союзниками, подавляющее большинство голосов.

Высшим руководящим органом МВФ является Совет управляющих, в котором все страны – члены представлены своими министерствами финансов или руководителями центральных банков.

Со временем в международной валютной системе произошли изменения, которые отразились в, задачах и функциях, направлениях деятельности МВФ. МВФ – крупнейший кредитор мира. И это обязательства заставляет всё большинство государств вступать в члены МВФ. В настоящее время в его состав входят около 200 стран, то есть почти все страны мирового сообщества.

Кредиты МВФ предоставляются в иностранной валюте для выравнивания платежей  балансов государств – членов. Для получения кредита страна должна соблюсти определённые условия по изменению своей экономики и политики, которые предъявляются её МВФ. «Программа стабилизации экономики» сроком от одного до трёх лет, которые разрабатывает страна при содействии МВФ, служат доказательством платежеспособности данной страны. Если страна – член  Фонда нарушат некоторые взятые на себя обязательства, то МВФ пересматривает условия предоставления кредита (его объёма, сроки получения и так далее).

В случае отказа страны выполнить условия, предъявляемые ей  МВФ, она лишается права к мировому рынку капиталов. Государства, вступившие в  МВФ, обязаны систематически информировать Фонд о  состоянии своей экономики: размерах её золотого запаса и валютных резервов; платёжном балансе; денежном обращении; уровне зарубежных инвестиций, а страны с переходной экономикой , кроме того , о ходе приватизации, развитии частного сектора и прочее.


МВФ выполняет следующие функции:

-                    осуществляет надзор за международной валютной системой;

-                    содействует стабилизации курсов валют и упорядочению валютных  отношений между членами фонда;

    -    оказывает помощь всем своим членам, как промышленно развитым, так и развивающимся странам, которые испытывают трудности с платежами и балансами давая им  краткосрочные и долгосрочные кредиты;

    -    пополнить запасы валюты стран – членов путём выпуска и распределения СДР;

    -   создаёт свои финансовые ресурсы преимущественно за счёт квот – взносов стан – участниц.

В настоящее время перед МВФ встаёт ряд проблем, которые требуют более оперативного решения. Ныне  Международный валютный фонд – это наиболее авторитетная международная организация в сфере валютно – финансовых отношений.

Всемирный банк. Так же как и МВФ, ВБ относится к учреждениям, рожденным Бреттон – Вудской валютной системой.

Всемирный банк состоит из нескольких учреждений: Международного банка реконструкции и развития (МБРР), созданного в 1945году, и трёх филиалов МБРР: Международной финансовой корпорации (МФК) образованной в  1956году, Международной ассоциацией развития (МАР), созданной в 1960году, Международного инвестиционно – гарантийного агентства (МИГА), созданного в 1988году, а также континентальных филиалов МБРР в Америке, Азии, Африке и Европе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.