В отдельных соглашениях конкретный механизм устранения двойного налогообложения не определялся. Стороны ограничивались указаниями на то, что в стране постоянного местопребывания лица государство будет устранять двойное налогообложение согласно национальному законодательству (Конвенция СССР - Испания от 1 марта 1985 г, ст. 16).
Примером использования механизма полного освобождения от налогообложения, при котором обложенный налогом в стране-источнике доход не включается в налоговую базу при исчислении налоговых обязательств в стране постоянного местопребывания, является Соглашение СССР — Австрийская Республика от 10 апреля 1981 г. В тексте этого Соглашения нет специальной статьи «Устранение двойного налогообложения», однако механизм устранения двойного налогообложения был определен в результате обмена письмами от 10 апреля 1981 г. (г. Вена, Австрийская Республика). Положения, приведенные в них, рассматриваются в качестве неотъемлемой составной части Соглашения. В письме Эгона Бауэра, секцион-шефа Федерального Министерства финансов Австрийской Республики заместителю Министра финансов СССР А.Н. Каменскову (лица, подписавшие Соглашение) указывалось: «Если лицо с постоянным местопребыванием в Австрии получает доходы или имеет имущество, и эти доходы и имущество могут в соответствии с настоящим Соглашением подлежать налогообложению в СССР, то Австрия исключит такие доходы или имущество из налогообложения. Эти доходы могут, однако, учитываться при определении налогов на другие доходы этого лица». В ответном письме другая страна подтвердила свое согласие с содержащимися в этом письме положениями, а также с тем, чтобы эти положения рассматривались в качестве неотъемлемой части заключенного Соглашения.
Зачетный механизм устранения двойного налогообложения был установлен Договором РФ — США от 17 июня 1992 г. В статье «Устранение двойного налогообложения» зафиксировано, что в соответствии с положениями и с учетом ограничений законодательства каждого договаривающегося государства (которые могут время от времени меняться с сохранением основного принципа) каждое государство разрешает лицам с постоянным местопребыванием в нем (и, применительно к США, его гражданам) использовать в качестве зачета против налога на доходы подоходный налог, уплаченный другому договаривающемуся государству (ст. 22). Указанный Договор не содержит специальных механизмов устранения двойного налогообложения имущества по той причине, что налоговое законодательство этих государств предусматривает налогообложение имущества на региональном и местном уровнях, а в специальных статьях закреплено право облагать налогом имущество по месту его нахождения.
В положениях Протокола, составляющих неотъемлемую часть Договора, в отношении ст. 22 зафиксирована целая серия уточнений и разъяснений, носящих преимущественно односторонний характер. В частности, указывается, что в случае с физическим лицом, имеющим постоянное местожительство в России, которое является также гражданином США, зачет, предоставляемый против подоходного налога в России, включает в себя также зачет подоходного налога, уплаченного этим физическим лицом Соединенным Штатам (налог взимается исключительно на основании гражданства), с учетом ограничения такого зачета в отношении российского налога на доходы из всех источников за пределами Российской Федерации.
Российская Федерация согласилась с тем, что юридическому лицу с постоянным местопребыванием в России, которое не менее чем на 30% находится в прибыльном владении лица с постоянным местопребыванием в США и уставный фонд которого составляет не менее 100 тыс. долл. (или эквивалентную сумму в рублях), разрешается при исчислении налога на прибыль осуществлять вычет расходов на уплату процентов, уплаченных банку или другому лицу, независимо от срока ссуды, а также на фактическую сумму заработной платы или другого вознаграждения за личные услуги.
В случае если российский закон «О налоге на прибыль предприятий и организаций» или по существу аналогичный закон «О налоге на прибыль» утратит силу, то юридическое лицо с постоянным местопребыванием в стране может продолжать исчислять свой налог в порядке, предусмотренном таким законом с учетом вышеизложенных положений Протокола. Предусмотрено, что для этой цели уставный капитал включает капитальные вложения всех участников, в том числе лиц с постоянным местопребыванием в России, США и в третьих странах. Вычет расходов на оплату процентов ограничивается процентной ставкой, предусмотренной российским налоговым законодательством (т.е. ставка Центрального банка, увеличенная на три процентных пункта), но не должен быть меньше лондонской межбанковской ставки (ЛИ БОР), увеличенной на умеренную надбавку за риск, которая предусматривается кредитным Соглашением (см. Протокол, подп.а, Ь, с п.8).
В соответствии с Протоколом российская сторона согласилась с тем, что банковскому, страховому или другому финансовому учреждению, являющемуся лицом с постоянным местопребыванием в США и осуществляющему деятельность в России через свое постоянное представительство или через лицо с постоянным местопребыванием в России, которое более чем на 30% находится в прибыльном владении лица с постоянным местопребыванием в США и уставный фонд которого составляет не менее 100 тыс. долл. (или эквивалентную сумму в рублях), разрешено осуществлять вычеты расходов на оплату процентов, уплаченных банку или другому лицу, независимо от срока ссуды, а также на фактическую сумму заработной платы или другого вознаграждения за личные услуги при условии, что такое лицо будет применять налоговые ставки, действующие в соответствии с законом о налоге на прибыль.
Другие специальные статьи соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества
Наряду с рассмотренными выше специальными типовыми статьями, отдельные соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества могут содержать специфические (особые, специальные) статьи. В таких статьях рассматриваются либо особые режимы в отношении отдельных видов доходов, либо вводятся дополнительные ограничения на отдельные виды льгот, предоставляемых соглашением. Договор РФ — США от 17 июня 1992 г. содержит две подобных статьи: ст. 7 «Корректировка дохода в случаях, когда одни лица участвуют прямо или косвенно в управлении, контроле или капитале других лиц» и ст. 20 «Ограничения льгот».
Статья 7 определяет особенности налогообложения прибыли от коммерческой деятельности в тех случаях, когда между контрагентами, расположенными в разных договаривающихся государствах, существуют отношения взаимного участия в капитале, либо когда между этими лицами и третьим лицом существуют такие отношения, либо в коммерческих или финансовых отношениях этих лиц вводятся условия, отличающиеся от тех условий, которые имели бы место между независимыми лицами. Положения, содержащиеся в ст. 7, в принципе, аналогичны положениям, используемым в текстах специальных статей ряда других соглашений, заключенных Российской Федерацией (СССР). Как правило, это статьи, регламентирующие механизм избежания двойного налогообложения в отношении прибыли от коммерческой деятельности и доходов от независимых личных услуг, а иногда и иных доходов.
Статья 20 «Ограничение льгот» Договора РФ — США является статьей, не имевшей аналогов в прежде заключенных соглашениях. Данная статья вводит серию ограничений на применение режимов налогообложения, установленных статьей «Прибыль от коммерческой деятельности» и специальными статьями Договора, в отношении освобождения от налогообложения доходов в стране-источнике, получаемых иностранным лицом. Ограничение льгот определено следующим образом: «Лицо, которое имеет постоянное местопребывание в одном Договаривающемся Государстве и получает доход из другого Договаривающегося Государства, будет иметь право, в соответствии с настоящим Договором, на освобождение от налогообложения в этом другом Государстве, только если это лицо:
a) является физическим лицом;
b) осуществляет коммерческую деятельность в первом упомянутом Государстве (иную, чем деятельность по вложению инвестиций или управлению ими, если только такая деятельность не является банковской или страховой деятельностью, осуществляемой банком или страховой компанией), и доход, получаемый из этого другого Государства, получен в связи с такой коммерческой деятельностью или относится к ней;
c) является компанией, акции которой продаются и покупаются в первом Государстве в значительном объеме и на регулярной основе на официально признаваемой бирже ценных бумаг или которая полностью принадлежит прямо или косвенно другой компании, являющейся лицом с постоянным местопребыванием в первом Государстве, и акции которой продаются и покупаются указанным образом;
с1) является некоммерческой организацией, которая обычно освобождается от подоходного налога в Договаривающемся Государстве, в котором она имеет постоянное местопребывание, при условии, что более половины лиц, имеющих фактическое право на доход, членов или участников этой организации, если таковые имеются, имеют право в соответствии с настоящей статьей на льготы, предусмотренные настоящим Договором; или
е) лицо удовлетворяет обоим из следующих условий;
i) более 50 процентов участия, дающее фактическое право на доход в таком лице, а применительно к компании — более 50 процентов количества акций каждого класса в акционерном капитале компании принадлежат прямо или косвенно лицам, имеющим право на льготы, предоставленные настоящим Договором согласно подпунктам а), с) или d); и
ii) не более 50 процентов валового дохода такого лица используется прямо или косвенно для выполнения обязательств (включая обязательства в отношении процентов или доходов от авторских прав и лицензий) перед лицами, не имеющими права на льготы, предусмотренные настоящим Договором согласно подпунктам а), с) или d)» (п. 1 ст. 20).
Особо оговаривается, что для целей подп. е), ii) п. 1 термин «валовой доход» означает валовые поступления или, если лицо занято деятельностью, которая включает изготовление или производство товаров, валовые поступления, уменьшенные на прямые затраты труда и материалов, относящиеся к такому изготовлению или производству и выплаченные или подлежащие выплате из таких поступлений (п. 3 ст. 20).
В Протоколе к указанному Договору содержится уточнение о том, что в США «официально признаваемая биржа ценных бумаг» означает систему NASDAQ, принадлежащую Национальной Ассоциации лиц, осуществляющих сделки с ценными бумагами, и любую биржу ценных бумаг, зарегистрированную в Комиссии по сделкам с ценными бумагами в качестве биржи, национальных ценных бумаг в рамках Закона о сделках с ценными бумагами 1934 г. (Договор, п. 1с ст. 20 и Протокол,п.7).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7