Рефераты. Международная торговля

5.      Антидемпинговые меры. Их применение особенно расширилось в последнее время. «…страны ЕС пытаются с их помощью оградить своих производителей текстиля, обуви, электронной техники и химикатов от наплыва дешёвых товаров из-за рубежа.»[20] От подобных попыток страдают не только экспортёры этих товаров, в частности, страны Азии, но и потребители в самих странах ЕС. Здесь уместно упомянуть об ограничительных мерах, принимаемых в отношении России.

По данным МВЭС, Россия по степени дискриминации находится на II месте после Китая. В 1997 году только прямой ущерб составил 500 млрд. $. В 1998 году он может удвоиться. Общие потери России оценивают от 1 до 4 млрд. $. Особенно страдают производители текстиля и стали, которые при условии снятия ограничений могли бы увеличить объём поставок на 65%. Ограничения таковы:

-         специальные антидемпинговые пошлины на импортные товары, продаваемые по цене ниже внутренней цены страны экспортёра;

-         Россия до сих пор не признана страной с рыночной экономикой, и это даёт «юридическое основание рассматривать её экономику как единое предприятие и применять торговые ограничения не к отдельным экспортёрам, а распространять их на вес российский экспорт соответствующего товара.»[21];

-         не учитываются фактические цены российского рынка, при этом выбираются внутренние цены других стран, наименее выгодных для России в этом отношении.

По мнению экспертов, смена статуса позволила бы закрыть 13 – 14 из действующих 15 антидемпинговых процедур. Лишь в декабре 1997 года Комиссия ЕС рекомендовала Совету министров ЕС дать России статус страны с рыночной экономикой.



III. Геология, география, геометрия… геоэкономика?


В этой главе рассказывается о новейшем направлении в экономической теории и практике, игнорирование которого грозит отбросить страну на задворки мирового рынка.


«Геоэкономика – наука, исследующая поведение государства в конкретной ситуации, разрабатывающая его экономическую стратегию и тактику для повышения конкурентоспособности национального хозяйства на международной арене».[22] Этот термин появился в конце 80-х годов. Как видно из определения, ведущая роль в геоэкономике отводится государству, что отражает реально протекающие процессы усиления роли государства в регулировании рыночных отношений.

Появление геоэкономического подхода обусловлено прежде всего возрастающей интеграцией на мировом рынке, чему свидетельство – появление таких надгосударственных образований, как разнообразные союзы и соглашения (НАФТА, ЕС, АСЕАН и др.); на смену системе «рынок – государство» приходит система «много государств – один рынок». «Обмен идёт на новых (не межнациональных, а межанклавных) стыках разделения труда – товарами, выступающими в новейших формах (товар-группа, товар-объект, товар-программа и др.)…»[23]. Сегодняшняя карта мира расчерчена не государственными, а в первую очередь экономическими границами. Разросшимся корпорациям тесно внутри отдельных государств и они всё шире распространяют свои интересы на мировом рынке: на 1997 год было официально зарегистрировано 37000 транснациональных корпораций (ТНК), в 1994 году активы 500 крупнейших ТНК составили 30,8 трлн. $, а количество занятых на них составило 34,5 млн. человек – активы и население средней по величине страны.

 К сожалению, ни в СССР ни в России начала 90-х, в то время как методы, стратегия и тактика геоэкономики уже вовсю работали на интересы развитых стран мира, и не помышляли об отходе от старых стереотипов, согласно которым снабженческо-сбытовые поставки внутри стран-членов СЭВ выдавались за внешнеэкономические связи, а выработка экономической стратегии подменялась идеологическими лозунгами. Это положение тем более досадно, что экономисты, как всегда, предупреждали о бесперспективности такого пути развития, но их, как всегда, не послушали. «К началу 90-х годов руководство СССР упустило из поля зрения геоэкономические новации – транснационализацию мировой экономики, переход от торговой модели внешнеэкономических связей к производственно-инвестиционной…»[24]. В результате страна поставляет на внешний рынок энергоносители, сырьё, интеллектуальные ресурсы, не будучи звеном мирового воспроизводственного процесса, отодвинутая от основных потоков доходов.

Что же такое особенное нужно сделать, чтобы внешнеэкономическая политика государства соответствовала геоэкономическим стандартам? Иными словами, в чём заключаются геоэкономические стратегия и методы?

Различают два вида стратегии – оборонительная и наступательная, причём успех обеспечивается разумным сочетанием обеих. Оборонительная стратегия представляет собой добрый старый протекционизм, но не совсем. М. Портер доказал, что протекционизм при определённых условиях может быть эффективен и даже необходим. Условия вкратце таковы: когда на внешнем рынке производители какого-либо товара сталкиваются с жестокой конкуренцией, не имея соперников на внутреннем рынке. Тогда, чтобы подстегнуть производителей, являющихся почти что монополистами на внутреннем рынке, но не являющихся таковыми на внешнем, и усилить внутреннюю конкуренцию, государству имеет смысл принять меры, увеличивающие прибыли в этой отрасли и привлекающие в неё новых производителей, меры, в том числе и протекционистские. Портером были сформулированы три условия эффективного протекционизма:

1.      Наличие конкурентов на внешнем рынке.

2.      Наличие потенциала для развития национальных отраслей.

3.      Ограниченность протекционизма во времени.

Однако оборонительная стратегия является скорее вспомогательной. Главный акцент в геоэкономике делается на наступлении, памятуя о том, что лучшая оборона – это нападение. Здесь в первую очередь «необходимо определить национальных лидеров геоэкономики»[25], т.е. отрасль, наиболее перспективную с точки зрения конкурентоспособности на мировом рынке. После этого государство отказывается от импорта товаров выбранной отрасли, а высвободившиеся валютные средства направляет на закупку нового оборудования, технологий и т.д.. Предприятиям «привилегированной» отрасли предоставляется режим налогового благоприятствования, развивается инфраструктура, готовятся специалисты необходимых специальностей, всячески поощряется создание новых предприятий в этой отрасли.

После того, как отрасль «встала на ноги», т.е. обрела способность успешно конкурировать с иностранными производителями, необходимо постепенно ликвидировать льготный режим – это обязательное условие, в противном случае ребёнок вырастет избалованным и будет требовать новых игрушек до бесконечности.

Когда появляется что экспортировать, возникает проблема как экспортировать. Здесь существует два подхода: экспорт товара и экспорт производства. Экспорт товара целесообразен там, где необходимо сосредоточить в одном месте весь технологический процесс; к таким отраслям относятся авиастроение, тяжёлое машиностроение и т.п. Экспорт производства (инвестиции) должен иметь место там, где львиную долю издержек составляют транспортировка или хранение продукции (скоропортящиеся продукты, например), а также там, где имеются существенные различия во вкусах потребителей в разных регионах. Геоэкономика предполагает именно второй подход.

При экспорте производства, казалось бы, выигрывают все: и экспортёры и импортёры.  Действительно, экспортёры экономят на транспортных расходах, используют как правило более дешёвую рабочую силу, и, как результат, могут увеличить прибыли. В свою очередь, в стране – импортёре создаются новые рабочие места, потребители получают больше более качественных товаров по более низким ценам. Однако не следует забывать о том, что прибыль от продажи товаров уходит заграницу и работает на страну – экспортёра, которая имеет возможность на эти деньги совершенствовать технологию, снижать издержки, расширять производство, получать ещё большие прибыли и так далее по новому кругу. «Мировой опыт свидетельствует, что участие зарубежных партнёров в отечественном производстве должно быть лишь одним из компонентов экономической стратегии государства. При этом желательно, чтобы в той или иной отрасли действовала не одна компания, а несколько и лучше, чтобы они были из разных стран и выступали конкурентами.» Здесь хочется привести несколько фактов из нашей российской действительности, а именно о тех иностранных компаниях, которые экспортируют производство в Россию[26].

Итак, знаменитые жевательные резинки Orbit, Wrigley’s Spearmint, Juicy Fruit и Ice White производятся на санкт-петербургской фабрике, в которую владелец вышеупомянутых брэндов, компания Wm. Wrigley Jr. Company, вложила 70 млн. $. Её основной конкурент производит свои чудо-изделия – Stimorol и Dirol в г. Чудово Новгородской области. Любимый напиток кролика Несквика швейцарский концерн Nestle производит на мощностях кондитерского объединения «Россия» в Самаре. Набившие оскомину MARS и Snickers делают в подмосковном Ступине. Флагман советской кондитерской индустрии – фабрика «Большевик» (печенье «Юбилейное», торты и вафли «Причуда») ныне принадлежит французской компании «Danon». Супермоющие средства Tide, Ariel, Comet, Ace американская суперкомпания Procter&Gamble производит в Новомосковске.  И даже популярный среди молодёжи клей «Момент» немецкий концерн «Henkel» (уж не тот ли самый, чьи самолёты сбивали наши деды во время ВОВ?) производит в г. Тосно Ленинградской обл. Этот список можно продолжать ещё очень долго.

Мы проиграли «холодную войну» и проигрываем войну экономическую. Возможно, потому, что плохо изучили методы геоэкономического соперничества. Они объединяются в два блока: Информация и Органы принятия решений.

Не для кого не секрет, что самый ценный товар в современном мире – информация. Поэтому наряду с политической и военной разведкой во всех государствах существует экономическая разведка. Существует она и в большинстве крупных частных корпорациях. Цели ее следующие[27]:

1.      Противодействие незаконной конкуренции в ущерб национальным предприятиям,  нелегальным коммерческим операциям иностранных конкурентов, попыткам приобретения стратегических предприятий, дезинформации;

2.      Мониторинг зарубежных технологических достижений, финансовых рынков, способных дестабилизировать экономику;

3.      Наблюдение за рынками слияний и поглощений, за поведением крупных международных компаний, за источниками энергии и стратегического сырья с целью предотвратить неожиданные перебои со снабжением.

Так, в 1992 году в ЦРУ США был создан отдел «Стратегия и экономическая группа», в Швеции наряду с органами национальной безопасности есть специальная организация «Бизнес», офицеры которой числятся в штате более 600 предприятий. Помимо этого существуют частные «консультирующие» фирмы; в США наибольшую известность получили «Глоуб», «Уэкенхат», «Бранс».

Обработкой полученной информации, выработкой стратегии и координацией действий занимаются органы принятия решений. Сегодня это Совет национальной безопасности, в перспективе его заменит «орган, компетентный в вопросах геоэкономики, обеспечивающий руководство и координацию различных административных ветвей управления, а также планирование.»


[1] См. (2).

[2] См. (2).

[3] См. (2).

[4] См. (2).

[5] См. (2), стр. 19.

[6] См. (2), стр. 24.

[7] См. (1).

[8] См. (1).

[9] См. (1).

[10] См. (1).

[11] См. (1).

[12] См. (2).

[13] См. (1).

[14] См. (3) и (4).

[15] См. (3).

[16] См. (3).

[17] См. (3).

[18] См. (3).

[19] См. (4).

[20] См. (4).

[21] См. (4).

[22] См. (5).

[23] См. (6).

[24] См. (6).

[25] См. (5).

[26] См. (7).

[27] См. (5).


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.