Рефераты. Методы управления персоналом

   Невербальные коммуникации осуществляются посредством языка телодвижений и параметров речи. Язык телодвижений – главный компонент невербальный коммуникаций, оказывающих воздействие на другого человека (до 55% всех коммуникаций). К нему относятся одежда, осанка, жесты, собственно телодвижения, фигура человека, поза, выражение лица, контакт глазами, размер зрачков, расстояние между говорящими. Параметры речи – 2-й по значимости компонент невербальных коммуникаций. Параметры речи: интонация. Тембр голоса, частота дыхания, выбор слов, употребление жаргона, громкость голоса, произношение слов и т. д.    

2.     Способы обеспечения: 1) слушание; 2) речь; 3) чтение; 4) письмо.

3.     Тип личности: 1) экстраверт (сенсорный, мыслительный, решающий); 2) интроверт (интуитивный, чувствующий, воспринимающий).

   Тип личности человека имеет большое значение в обеспечении эффективности коммуникаций. К каждому типу личности необходим разный подход.

4.     Индикатор модальности: 1) визуальная; 2) аудиальная; 3) кинестетическая.

   Индикатор модальности характеризует способы восприятия и передачи информации и является одним из важных моментов технологии нейролингвистического программирования (НЛП) – системы средств для познания и изменения человеческого поведения и мышления. Основные положения НЛП основаны на том, что разные люди воспринимают, думают и вспоминают по-разному.

5.     Трансактный анализ: 1) родитель; 2) взрослый; 3) дитя.

   Эффективность коммуникаций во многом определяется состояниями, в которых находятся лица, вступающие в коммуникацию. В зависимости от обстоятельств эти состояния могут меняться. Одна из самых популярных психологических теорий, описывающих эти явления – трансактный анализ Э Берна.[4]

   Переговоры – обмен мнениями с деловой целью. Люди вступают в переговоры, когда устраиваются на работу, оговаривают с начальством повышение заработной платы или занимаемой должности, обсуждают с деловыми партнёрами условия хозяйственного договора, условия купли-продажи товара и т. д. Если переговоры деловых партнёров чаще всего происходят в равных условиях, то переговоры деловых подчинённого с руководством или директора коммерческого предприятия с представителями налоговой инспекции и органов администрации чаще всего происходят в неравных условиях.

   Переговоры состоят из 3-х основных частей:

1.     Подготовка переговоров: 1) определение проблемы; 2) установка цели и задач; 3) анализ ситуации; 4) определение тактики переговоров.

2.     Процесс переговоров: 1) реализация тактики; 2) нахождение ответа на вопрос: «Как продвинулось решение проблемы?»; 3) сделать выводы, прийти к соглашению.

3.     Анализ результативности: 1) реализация соглашения; 2) контроль исполнения; 3) приобретение навыков для следующих переговоров.

Принципы общения с людьми.[5]

1.     Искренне интересуйтесь другими людьми.

2.     Улыбайтесь.

3.     Помните имя и фамилию человека.

4.     Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о себе.

5.     Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

6.     Внушайте своему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.

7.     Критикуя, помните о достоинстве человека.



Таблица 3.

   Позитивное и негативное воздействие социально-психологических методов.[6]

Позитивный метод воздействия

Негативный метод воздействия

1.       Формирование морального кодекса (правил) взаимоотношений сотрудников.

1.1.    Разработка философии предприятия, регламентирующей внутрифирменные правила взаимоотношений.

1.2.    Чёткое следование философии предприятия на всех уровнях управления и во всех подразделениях.

1.3.    Обеспечения соответствия государственной и внутрифирменной кадровой политики.

1.4.    Развитие корпоративной культуры и партнерских взаимоотношений сотрудников.

1.5.    Реализация принципов патернализма: сотрудники фирмы образуют одну большую семью.

1.       Применение размытого морального кодекса, основанного на двойной морали.

1.1.     Отсутствие философии предприятия, ориентация только на формальные взаимоотношения сотрудников.

1.2.     Нарушение общественных и внутрифирменных норм в угоду личным интересам лидеров и руководителей.

1.3.     Доминирование внутрифирменной кадровой политики над государственной, религиозными нормами поведения и общественной моралью.

1.4.     Игнорирование корпоративной культуры и поддержка групповых интересов подразделений.

1.5.     Реализация принципов индивидуализма, личных интересов и поощрения только лучших членов коллектива.


2.       Эффективные социальные методы воздействия.

2.1.    Постоянное поведение социологического анкетирования в коллективе о состоянии климата и роли руководителей.

2.2.    Проведение интервьюирования и личного наблюдения в коллективе, ориентация на демократический стиль руководства.

2.3.    Использование социальных экспериментов, предшествующих кардинальным изменениям в коллективе (перестройка структуры, оплаты труда, смене лидеров).

2.4.    Планирование социального развития коллектива на основе обеспечения роста жизненного уровня и социальных нормативов.

2.5.    Поддержка соревновательности и инициативности сотрудников, накопленных традиций. 

2.       Неэффективные социальные методы воздействия.

2.1.    Игнорирование социологического анкетирования и поддержка неформальных методов сбора информации (слухи, сплетни и др.).

2.2.    Поддержка формальных правил взаимоотношений и создания барьеров в звене руководитель – подчинённый.

2.3.    Игнорирование социальных экспериментов, проведение радикальных изменений без подготовки и информирования коллектива.

2.4.    «Сбрасывание» проблем социального развития коллектива на городские власти и инфраструктуру сервиса.

2.5.    Ориентация на рыночную конкуренцию, игнорирование соревновательности и инициативности сотрудников.


3.       Рациональные психологические методы воздействия на персонал.

 

3.1.    Формирование хорошего психологического климата в коллективе на основе чёткого соблюдения прав человека и психологических методов исследования.

3.2.    Эффективное использование психологических методов мотивации: внушение, убеждени6, подражание, вовлечение, побуждение (теория “Y”).

3.3.    Проведение психологического тестирования сотрудников и организации индивидуальной работы с ними с учётом типа личности, темперамента.

3.4.    Организация психологической службы и психологических консультаций для сотрудников.

3.5.    Проведение психологических тренингов и семинаров для руководителей всех уровней управления.

3.       Неэффективные психологические методы воздействия.

3.1.    Создание нервозности и психологического дискомфорта в коллективе, игнорирование прав человека и психологических методов.

3.2.    Неэффективное использование психологических методов мотивации и ориентация на командование, принуждение и наказание (теория “X”).

3.3.    Отсутствие или эпизодическое тестирование сотрудников и работа с ними без учёта свойств личности («рабочая лошадь»).

3.4.    Увольнение социальных психологов или игнорирование их роли в коллективе.

3.5.    Игнорирование психологических тренингов или проведение их только для высшего руководства.

   На протяжении последних 100 лет место управление персоналом в системе менеджмента многократно изменялось. Наряду с этим пересматривались взгляды, подходы и теоретические базисы учёных и практиков, работавших в этой сфере.    Совершенствование производственных, информационных и управленческих технологий, а также глобальная переоценка индивидуальных и общечеловеческих ценностей позволили наиболее близко подойти к решению центральной проблемы человечества: преодолению противоречия между человеком и организацией, т. к. сила организации, прежде всего в человеческом капитале.

   Осуществление радикальных реформ, как правило, связано с определённой дегуманизацией отношений между людьми, включёнными в различные системы управления. Ситуация в России – не исключение. Тем не менее, преодоление возникающих на этом этапе кризисов невозможно без отказа от игнорирования проблем отношения с персоналом, от желания манипулировать кадрами. И всё более управление персоналом признаётся одной из наиболее важных сфер жизни организации, способной многократно повысить её эффективность, а само понятие «управление персоналом» рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического до философско-психологического.

   Одного осознания возможности решения проблемы недостаточно, чтобы она была решена, в самом деле. Необходимо ещё и знание о том, как это сделать, умелое (практическое овладение соответствующими навыками) и уместное (адекватность используемого метода ситуации в организации) использование соответствующих технологий и методов управления персоналом.

 

Список литературы.

 

1.     Аверченко Л. К., Залесов Г. М., Мокшанцев Р. И., Николаенко В. М. Психология управления: Курс лекций. Новосибирск: НГАЭиУ; М.: ИНФРА-М, 1997. 150 с.

2.     Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия – 2000 (2 CD). 4-е изд. изм. и доп. М.: Кирилл и Мефодий, Большая Российская Энциклопедия, 2000.

3.     Егоршин А. П. Управление персоналом. Н. Новгород: НИМБ, 1997. 607 с.

4.     Карнеги Д. Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей. Минск: Литература, 1998. 816 с.

5.     Маслов Е. В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред. Шеметова П. В. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1998. 312 с.

6.     Ожегов С. М., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия – 2000 (2 CD). 4-е изд. изм. и доп. М.: Кирилл и Мефодий, Большая Российская Энциклопедия, 2000.

7.     Справочник директора предприятия / Под ред. Лапусты М. Г. 4-е изд., испр., измен. и доп. М.: ИНФРА-М, 2000. 784 с.

8.     Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Базарова Т. Ю., Ерёмина Б. Л., М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 423 с.

9.     Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А. Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2000. 512 с.



[1] Справочник директора предприятия / Под ред. Лапусты М. Г. 4-е изд., испр., измен. и доп. М.: ИНФРА-М, 2000. С. 311.

[2] Егоршин А. П. Управление персоналом. Н. Новгород: НИМБ, 1997. С. 482.

[3] Егоршин А. П. Управление персоналом. Н. Новгород: НИМБ, 1997. С. 491.

[4] Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: АО «Ассиана», 1995. 400 с.

[5] Карнеги Д. Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей. Минск: Литература, 1998. С. 121.

[6] Егоршин А. П. Управление персоналом. Н. Новгород: НИМБ, 1997. С. 515.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.