Рефераты. Методы комплексной оценки бизнеса

Таблица 1.1

Распределение оценочных услуг по специализациям

Федеральный округ

Оценка стоимости, %

предприятия (бизнеса)

недвижимого имущества

машин, оборудования и транспортных средств

нематериальных активов и ин­теллектуальной собственности

Центральный                 26 Северо-Западный           28 Южный                           29

Приволжский                3 1 Уральский                      27 Дальневосточный          29 По России                      28

29 29

27

27 29

27 28

23 22 24

22 23 22 23

22 21 20

20 21

22 21

Источник. Оценка в Российской Федерации. — С. 16-17.

 








1.3. Специфика бизнеса как объекта оценки

Особое место среди объектов оценки занимает бизнес (предприятие, организация, компания). При оценке бизнеса объектом выступает деятель­ность, направленная на получение прибыли и осуществляемая на основе функционирования имущественного комплекса предприятия. Предприя­тие (организация) является объектом гражданских прав (ст. 132 Гражданс­кого кодекса РФ — ГК РФ), вступает в хозяйственный оборот, участвует в хозяйственных операциях. В результате возникает потребность в оценке его стоимости. В состав имущественного комплекса предприятия входят все виды иму­щества, предназначенного для достижения его целей, для осуществления хозяйственной деятельности, для получения прибыли, в том числе недви­жимость (земельные участки, здания, сооружения), машины, оборудова­ние, транспортные средства, инвентарь, сырье, продукция, а также имуще­ственные обязательства, ценные бумаги, нематериальные активы и объек­ты интеллектуальной собственности, в том числе фирменные наименования, знаки обслуживания, патенты, лицензии, ноу-хау, товарные знаки. Поэто­му при оценке бизнеса оценщик оценивает предприятие в целом, опреде­ляя стоимость как его собственного капитала, так и отдельных частей иму­щественного комплекса (активов и обязательств). Предприятие как объект оценки должно иметь четко определенные границы, будучи сложной сис­темой, оцениваемый бизнес включает разнообразные составные части. В структуру предприятия могут входить цеха, участки, обслуживающие хо­зяйства, специальные подразделения, конторские строения, средства связи и коммуникации, которые могут располагаться на разных площадях и даже в разных регионах. Большое значение имеет организационно-правовая форма существования предприятия. Объектом оценки могут быть объеди­нения, холдинги, финансово-промышленные группы. В этом случае в рам­ках одного бизнеса объединяется несколько дочерних компаний, отделе­ний, филиалов. Для правильной оценки нужно проследить формирование денежных потоков и направление их движения, а также права и роль каж­дого подразделения. Необходимо также выяснить, входят ли в состав объек­та оценки подразделения социально-культурной сферы, имеются ли объек­ты общенационального значения.

При оценке бизнеса надо учитывать то, что предприятие, будучи юри­дическим лицом, одновременно является и хозяйствующим субъектом (ст. 48 ГК РФ), поэтому при расчете его стоимости нужно учитывать наличие определенных юридических прав. Это представляет собой одну из основных особенностей бизнеса как объекта оценки. Другая особен­ность заключается в том, что, оценивая бизнес, оценщик должен опреде­лить стоимость имущественного комплекса (его материально-веществен­ную составляющую) и эффективность создания и прироста стоимости в рамках оцениваемого объекта (финансы предприятия, систему управле­ния и др.).

Основу любого бизнеса составляет капитал, который функционирует в рамках определенных организационных структур-предприятий (органи­заций). Поэтому, оценивая бизнес, оценщик определяет стоимость собствен­ного капитала и как фактора производства, и как квинтэссенцию бизнеса с учетом его организационно-правовой формы, отраслевых особенностей и нематериальных активов, включая гудвилл (goodwill). Например, при оцен­ке бизнеса — открытого акционерного общества определяется рыночная стоимость 100%-ного пакета обыкновенных голосующих акций, составля­ющих капитал общества.

Владелец бизнеса имеет право продать его, заложить, застраховать, завещать. Бизнес становится объектом сделки, товаром со всеми присущи­ми ему свойствами.

Как всякий товар, бизнес обладает полезностью для покупателя. Преж­де всего он должен соответствовать потребности в получении доходов. Как и у любого другого товара, полезность бизнеса проявляется в использова­нии. Следовательно, если бизнес не приносит дохода собственнику, то теря­ет для него свою полезность и подлежит продаже. Если кто-то другой видит новые способы использования бизнеса, иные возможности получения дохо­да, то возникает спрос на бизнес, и последний становится товаром.

В то же время получение дохода, воспроизводство или формирование другого бизнеса, нового предприятия сопровождаются определенными затратами.

Полезность и затраты в совокупности составляют величину, являющу­юся основой рыночной стоимости, рассчитываемой оценщиком. Бизнес как определенный вид деятельности и предприятие (организация) как его орга­низационная форма в рыночной экономике удовлетворяют потребности собственника в доходах, для получения которых затрачиваются соответ­ствующего ресурсы.

Бизнес (предприятие) обладает всеми признаками товара и может быть объектом купли-продажи. Однако он — товар особого рода, особенности которого обусловливают принципы, подходы и методы его оценки.

Бизнес как товар имеет ряд особенностей.

Во-первых, это товар инвестиционный, т. е. товар, вложения в который осуществляются с целью отдачи в будущем. Затраты и получение доходов разъединены во времени. Причем размер ожидаемой прибыли не известен, имеет вероятностный характер, поэтому инвестору приходится учитывать риск возможной неудачи. Если будущие доходы с учетом времени их полу­чения оказываются меньше издержек на приобретение инвестиционного товара, он теряет свою инвестиционную привлекательность. Текущая же стоимость будущих доходов, которые может получить собственник от дан­ного бизнеса, представляет собой его рыночную стоимость.

Во-вторых, бизнес является системой, но продаваться может как систе­ма в целом, так и отдельные ее подсистемы и даже элементы. Фактически товаром становится не сам бизнес, а отдельные его составляющие, и оцен­щик определяет рыночную стоимость отдельных активов.

В-третьих, потребность в бизнесе как товаре зависит от процессов, происходящих внутри бизнеса и во внешней среде. Причем, с одной сторо­ны, нестабильность в экономике приводит бизнес к неустойчивости, с дру­гой стороны, его неустойчивость ведет к дальнейшему нарастанию неста­бильности в экономике в целом. Из этого вытекает еще одна особенность бизнеса как товара — потребность в регулировании бизнеса и процесса его оценки, а также необходимость учитывать при оценке качество управ­ления бизнесом.

 В-четвертых, учитывая особое значение устойчивости бизнеса для со­хранения стабильности в обществе, необходимо участие государства в ре­гулировании не только оценки бизнеса, его купли-продажи, но и форми­рования рыночных цен на бизнес, особенно если речь идет о предприятии с долей государства в капитале.







































1.4. Цели оценки и виды стоимости

Профессиональный оценщик в своей деятельности всегда руководст­вуется конкретной целью. Четкая, грамотная формулировка цели поз­воляет правильно определить вид рассчитываемой стоимости, выбрать

метод оценки.

Цель оценки состоит, как правило, в определении какого-либо вида оценочной стоимости, необходимой клиенту для принятия инвестицион­ного решения, для заключения сделки, для внесения изменений в финансо­вую отчетность и т.п. В проведении оценочных работ заинтересованы раз­личные стороны, от государственных структур до частных лиц: контрольно-ревизионные органы, управленческие структуры, кредитные организации, страховые компании, налоговые фирмы и другие организации, частные владельцы бизнеса, инвесторы и т.п.

Стороны, участвующие в проведении оценочных работ, стремясь дей­ствовать в своих экономических интересах, определяют цели оценки.

Оценка бизнеса осуществляется для:

    повышения эффективности текущего управления предприятием, фирмой;

    купли-продажи акций, облигаций предприятий на фондовом рынке;

    принятия обоснованного инвестиционного решения;

    купли-продажи предприятия его владельцем целиком или по частям;

    установления доли совладельцев в случае подписания (расторжения)
договора или смерти одного из партнеров;

    реструктуризации предприятия. Ликвидация предприятия, слияние,
поглощение либо выделение самостоятельных предприятий из состава хол­динга предполагают проведение его рыночной оценки, так как надо рас­считать цену покупки или выкупа акций, цену конверсии или величину премии, выплачиваемой акционерам поглощаемой фирмы;

    разработки плана развития предприятия. В процессе стратегическо­го планирования важно оценить будущие доходы фирмы, степень ее ус­тойчивости и ценность имиджа;

    определения кредитоспособности предприятия и стоимости залога при
кредитовании. В данном случае оценка требуется в силу того, что величи­на стоимости активов по бухгалтерской отчетности может резко отличаться от их рыночной стоимости;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.