Рефераты. Методы и принципы учета лизинговых операций компании

I.1        Международный опыт использования лизинга

Мощный импульс развитию лизинга в мировой практике дало создание специальных лизинговых компаний, для которых лизинг стал не только средством торговой политики, но и предметом деятельности. Так, в 1952г. в Северной Америке, в Сан-Франциско, появилось первое лизинговое сообщество, называемое "United States Leasing Corporation", так США стали родиной нового вида бизнеса. Отцом американского лизинга считают Генри Шонфенльда. Он быстро убедился в том, что эта форма деятельности таит в себе огромные потенциальные возможности

Коммерческие банки США начали принимать участие в лизинговых операциях в начале 60-х годов. Расширению лизингового бизнеса способствовало принятое в 1971 году решение Совета управляющих Федеральной резервной системы, позволившее банкам учреждать дочерние фирмы для сдачи в аренду оборудования, а затем и недвижимости.

В Европе лизинговая деятельность стала систематически осуществляться лишь в начале 60-х гг. Здесь первая лизинговая компания - "Дойче лизинг ГМбх» - появилась в 1962г. в Дюссельдорфе. С 1977г. существует европейский рынок лизинга LEASEUROP - Европейское объединение национальных лизинговых союзов. Его штаб- квартира расположена в Брюсселе.

Однако европейский лизинг был столь разнообразен, что даже в законодательствах многих европейских стран для его обозначения использовались различные термины. Так, в законодательных актах Франции, Бельгии, Италии, касающихся лизинга, использовалась соответственно следующая терминология: кредит-аренда (credit-bail); финансирование аренды (location finance); операции по финансовой аренде.

Однако активному росту лизинговых операций в Европе во многом мешала неопределенность  их статуса с точки зрения  гражданского, экономического, торгового, финансового и налогового законодательства. Педантичные немцы в начале 70-х гг. в немецкоязычных странах Европы гармонизировали и закрепили правовой статус лизинговых договоров. Этот фактор явился отправной точкой резкого роста лизинговой деятельности.

Например, первая французская лизинговая компания "Локафранс" была создана в 1982г., а 4 года спустя их насчитывалось уже свыше 30. В 1987г. в стране было 56 лизинговых компаний с годовым объемом контрактов около 57 млрд. франков, специализирующихся на операциях с движимым имуществом (в основном с машинами, оборудованием, транспортными средствами), а также 94 лизинговые компании, специализирующихся на операциях с недвижимостью (сооружениями и помещениями производственного назначения).

Французское государство поощряет деятельность компаний, рассматривая ее как часть региональной политики. Стимулирование деятельности лизинговых компаний происходит путем частичного освобождения от налога, создания специальных фондов, предназначенных для компенсации возможных потерь и т.д. Наиболее крупными лизинговыми компаниями Франции являются: "Локафранс", "Слибай", "Локабай", "Софимобай", "Слиминоко" и др.

В Италии первая лизинговая компания была создана в 1963г., однако наиболее быстрый рост операций по аренде произошел позднее - в 70-80х гг. Особенностью Италии является наличие большого количества учреждений аренды.

Во второй половине 80-х гг. в стране насчитывалось около двух тысяч лизинговых компаний, большая часть которых относилась к числу мелких и средних. Среди них выделялись 50 наиболее крупных лизинговых компаний, являющихся членами национальной ассоциации "Асима". В этот период на долю 10 более крупных итальянских фирм приходилось 80% объема всех операций. Лизинговые компании страны -  "Локафит",  "Итализ",  "Гентролизинг", "Савализинг", "Локат", предоставляли услуги более чем 30 тысячам предприятий.

В настоящее время основная часть мирового рынка лизинговых услуг сосредоточена в треугольнике "США - Западная Европа - Япония". В Западной Европе арендодателями выступают преимущественно специализированные лизинговые компании, которые в 75-80% случаев контролируются банками или являются их дочерними обществами.

Для Японии характерным является расширение лизинговых операций от финансирования услуг до предоставления "пакета услуг", включающего комбинации купли - продажи, лизинга и займов. Эти услуги получили название комплексного лизинга.

Международный рынок лизинговых услуг считается одним, наиболее динамичных. По оценкам экспертов, к началу 1988г. с помощью лизинга реализовывалось основных фондов на 250 млрд. долл., в то время как в 1979г. - только на 50 млрд. долл.

В настоящее время в  общей сумме капитальных вложений в машины и оборудование на долю лизинга приходится: в США – 45%; в Англии, Франции, Швеции, Испании - 13-17%; в Италии, Голландии - 12-14%; Австрии, Дании, Норвегии - 8-10%; в Японии - 8-10%.

Для современного периода характерно создание международных лизинговых институтов. Так, объединение европейских лизинговых сообществ охватывает общества и союзы 17 европейских государств.


I.2        Особенности лизинга в России


В России с понятием "лизинг" познакомились во время второй мировой войны, когда в 1941 - 1945 годах по leand - lease осуществлялись поставки американской техники.

Касаясь российского рынка лизинговых услуг, мы можем отметить достаточно динамичное его развитие в последние годы. Лизинг в России является наиболее динамично развивающимся инвестиционным инструментом. Однако существуют некоторые проблемы, сдерживающие развитие: во-первых, финансовая слабость лизинговых компаний, зависимость их от банковского сектора, во-вторых, пока еще высокая стоимость кредитных ресурсов, ограниченность вторичного рынка оборудования.

По итогам 2006 года Ассоциация РОСЛИЗИНГ  опубликовала исследование российского рынка лизинга: объем рынка в 2006 году по показателю стоимости нового бизнеса составляет 10 млрд.долл. США , а темп прироста 70%; доля лизинга в ВВП достигла 1,3% (в 2001г-0,5%), в инвестициях в основные средства 8,2% (в 2001г-3%).

Все Российские лизинговые компании можно разделить на три основные категории: 1)компании, созданные банками; 2) компании, которые поддерживаются местной администрацией и 3)компании, созданные при министерствах и финансируемые из федерального бюджета. Почти все компании из перечисленных трех категорий небольшие с уставным капиталом, как правило, ниже, чем 50 тыс. долларов. К четвертой категории отнесены лизинговые компании, финансируемые иностранными компаниями и имеющие статус юридического лица в соответствии с Российским законодательством. Вместе взятые, эти четыре группы образуют категорию лизинговых компаний-резидентов . В данном отчете представлена информация только о первых трех категориях лизинговых компаний.

Помимо спроса со стороны малого и среднего бизнеса есть еще несколько немаловажных факторов, обуславливающих рост спроса на лизинг.

Это- высокий уровень износа основных фондов предприятий; неэффективность российской финансовой системы в целом и, в частности, в отношении финансирования реального сектора экономики. По данным опроса исследовательской программы «Российский экономический барометр», на нехватку финансовых ресурсов, которые можно использовать для финансирования инвестиций в основной капитал, указывает 80 % предприятий.







Глава II.                      Экономическая эффективность лизинга


II.1          Методика определения экономического эффекта арендного финансирования в сравнении с кредитом


Лизинг часто сравнивают с кредитом. Решающее значение при этом имеет корректность проводимых расчетов и, прежде всего, устанавливается соответствие входных данных к анализу требованиям применяемой методики определения экономической эффективности капитальных вложений.

Следующим шагом нужно решить, с каким видом кредита сравнивать лизинг. Для проведения анализа важно понять что общего и в чем разница между банковским и коммерческим кредитным финансированием. Причина различия банковского и коммерческого кредита заключается в правовом статусе кредитора. Не являясь кредитным учреждением, кредитор формально лишен права выдавать ссуды под процент. Поэтому, в отличие от банковского кредита, в коммерческом кредитовании процентная ставка имеет скрытую форму и учитывается в основной сумме долга, возникающего в связи с куплей/продажей актива. Скрытую процентную ставку часто называют "внутренняя норма доходности". Этим объясняется отсутствие в потоке задолженности коммерческого кредита суммы процентов по кредиту и соответствующего ей процентного налогового щита.

CCFкоммерческого кредитаÞVкоммерческого кредита – Sа

На самом же деле, сумма коммерческого кредита включает денежную стоимость кредитных ресурсов, определяемую внутренней нормой доходности кредитных вложений. При коммерческом кредите заемщик не получает налогового щита от уплаты процентов по кредиту, однако сумма амортизации увеличивается на стоимость кредитных ресурсов, включенных в начальную стоимость имущества. Поэтому в коммерческом кредитовании амортизационный налоговый щит больше, чем при покупке без отсрочки платежа на стоимость кредитных ресурсов, умноженную на ставку налога с прибыли заемщика.

Лизинг можно сравнивать и с коммерческим, и с банковским кредитом, используя соответствующий поток кредитной задолженности. Последующий анализ предполагает сравнение лизинга с банковским кредитным финансированием.

Общая схема сравнения может выглядеть следующим образом. Прямое кредитное финансирование сравнимо с лизинговым финансированием. Однако, два вида финансирования различны по своей структуре. Лизинговая операция состоит из двух этапов: приобретения лизингодателем предполагаемых к сдаче в аренду активов (1 этап) и непосредственно аренды актива (2 этап). Прямое кредитное финансирование приобретения активов не предполагает наличие финансового посредника и осуществляется в один этап. Таким образом, в сравнительном анализе необходимо рассмотреть как минимум 3 взаимосвязи, из которых первые две соответствуют лизинговому финансированию, а третья - прямому кредитованию. При этом общая схема анализа упрощается в том смысле, что продавец лизингового имущества рассматривается одновременно и как кредитор (см. рис. II.1).

 

Рисунок II.1 Упрощенная схема сравнения лизинга и прямого кредитного финансирования [1]

Лизинговое финансирование включает кредит лизингодателю на 1 этапе. Предположение о том, кредит лизингодателю характерен теми же условиями, что и кредит арендатору имеет под собой достаточное основание в виду того, что в обоих вариантах финансирования активы реализуются по одинаковой цене и кредитор (продавец лизингового имущества) должен обеспечить себе определенный уровень дохода по кредитным вложениям. В свою очередь, лизингодатель и арендатор должны выдерживать все стандартные требования, предъявляемые кредитором к заемщику. Следовательно, лизингодатель сравнивает аренду практически с таким же кредитом, с каким ее сравнивает арендатор. Таким образом, сравнение аренды и кредита на приобретение активов есть ключевое сравнение в анализе эффективности лизинга. Далее необходимо определить те принципы и условия, исходя из которых, может быть выполнено такое сравнение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.