Рефераты. Маркетинговое исследование рынка потребительских услуг: спрос на высшее бизнес-образование студентам...

            Анализ содержания маркетингового исследования показывает, что на разных его этапах используются различные группы методов. При разработке плана  определили методы проведения исследования и сбора информации, а на этапе реализации плана – выбранные методы обработки и анализа полу­ченных данных. Мы использовали полевой метод исследования (field re­search), так как нам необходимо было собрать новые данные, основанный на анкетировании. Преимущества этого метода состоят в том, что мы имеем возможность исследования не воспринимаемых с помощью наблюдения об­стоятельств, но надежность (достоверность) информации более низка. Сбор первичных данных с помощью опросов базируется на теории статистиче­ского наблюдения, в первую очередь на теории выборки, и требует дополни­тельной разработки рабочего инструментария (анкет, опросных листов) в со­ответствии с требованиями, предъявляемыми к их составлению и содержа­нию.

         Большинство авторов сводятся в том, что первичная маркетинговая ин­формация обладает такими неоспоримыми преимуществами, как достовер­ность и оперативность. В то же время нельзя и отрицать, что и кабинетное исследование данных, полученных из вторичных источников, может обеспо­коить исследователя важными сведениями об общем состоянии спроса рынка услуг, тенденциях его развития.

         Цель опроса в том, чтобы правильно оценить человеческие мнения и по­требительское поведение. Мы разработали опросный лист, состоящий из девяти вопросов (см. приложение 1). После устранения ошибок у нас получился опросный лист состоящий из одиннадцати вопросов (см. приложение 2). С помощью этого листа мы опросили сто студентов Ульяновского Авиационного Колледжа с целью исследования степени заинтересованности в получении высшего бизнес образования. Вот какие данные мы получили:

                                                                                               


        






         На первый вопрос «Собираетесь ли Вы получать высшее

образование?» мнения студентов разделились следующим образом:

   

   Да            Нет

   96%          4%               


 



1-96%;

2-4%.


                                         

Рис.1 Собираетесь ли Вы получать высшее образование?

96% опрошенных студентов Авиационного колледжа хотели бы получить высшее бизнес образование, 4% не желают.



На второй вопрос «В каком учебном заведении Вы предпочли бы

обучаться? », ответили так:


В государственном                    В коммерческом                            Все равно

           97%                                               0%                                              3%










   1-97%;

   2-0%;

   3-3%;

Рис. 2 В каком учебном заведении Вы предпочли бы обучаться?


В государственном высшем учебном заведении предпочитают обучаться 97% студентов Авиационного Колледжа. Трем процентам опрошенных студентов

Без разницы в каком высшем учебном заведении получать образование: в государственном или коммерческом.



На третий вопрос : «При поступлении в учебное заведение для Вас решающим фактором будет»,ответили следующим образом:



Отсрочка от армии  2%

Качественное образование   70%

Последовательное изучение дисциплин (экзамен после изучения каждой дисциплины, а не во время специальной сессии)   8%

Возможность совмещать работу с учебой    53%

Другой фактор (укажите, пожалуйста, какой)    0%


1.Отсрочка от армии  2%

2.Качественное образование   70%

3.Последовательное изучение дисциплин (экзамен после изучения каждой дисциплины, а не во время специальной сессии)   8%

4.Возможность совмещать работу с учебой    53%

5.Другой фактор  0%

Рис. 3 При поступлении в учебное заведение для Вас решающим фактором будет?


2% опрошенных хотят обучаться из-за отсрочки от армии. 70% желают получить качественное образование. Обучаться с последовательным изучением дисциплин хотят 8% опрошенных. 53% опрошенных хотят совмещать работу и учебу.



На четвертый вопрос «Какую из ниже перечисленных специальностей Вы выбираете» получены такие ответы:


Менеджмент организации  27%

Маркетинг    8%

Финансы и кредит   22%

Бухгалтерский учет  16%

Управление персоналом   3%

Коммерция  22%

Другая специальность (укажите, пожалуйста, какая)  2%




 

 

           

1-27%;

2-8%;

3-22%.

4-16%                                                        

5-3%

6-22%

7-2%

Рис.4 Какую из ниже перечисленных специальностей Вы выбираете?

 

Данные показывают, что 27% студентов хотят обучаться специальности "Менеджмент организации", 8% специальности "Маркетинг". Специальности "Финансы и кредит"22%.  16% - "Бухгалтерский учет", 3% специальности "Управление персоналом", 22% специальности "Коммерция", 2% другой специальности (1% специальности "PR, реклама" и 1% специальности "Мировая экономика").



На пятый вопрос «О каких высших учебных заведениях Ульяновска, которые обучают по выбранной специальности Вы слышали (перечислите, пожалуйста, не менее пяти)», студенты ответили так:


Ульяновский Государственный Университет (УлГУ) 100%

Ульяновский Государственный Технический Университет (УлГТУ) 100%

Институт Авиационных Технологий и Управления (ИАТУ)  86%

Открытая Школа Бизнеса (ОШБ)   4%

Современная Государственная Академия (СГА)  78%

Сельскохозяйственная Академия (СХА)  44%

Ульяновский Государственный Педагогический Университет (УлГПУ) 56%

Институт Дистанционного Образования (ИДО)  78%


 

1- УлГУ

2- УлГТУ

3- ИАТУ

4- ОШБ

5- СГА

6- СХА

7- УлГПУ

8- ИДО                                     

              

Рис. 5 О каких высших учебных заведениях Ульяновска, которые обучают по выбранной специальности Вы слышали (перечислите, пожалуйста, не менее пяти)

 

Все опрошенные студенты УлГУ и УлГТУ. 78% студентам известны ИДО и СГА. Институт Авиационных Технологий и Управления известен 86%. 56% студентам известен Ульяновский Государственный Педагогический Университет. Сельскохозяйственная Академия известна 44% студентам. Открытая Школа Бизнеса известна у 4% опрошенных.


Далее мы попросили студентов назвать учебные заведения в нашем городе, где они предпочли обучаться (В каком из них Вы предпочли бы обучаться?). Получили следующие данные:












В каком из них Вы предпочли бы обучаться?


1-УлГУ (43%);

2-УлГТУ (22%);

3-ИАТУ (20%);

4-ИДО (12%);

5-Сельскохозяйственная Академия (2%);

6-СГА (1%).

Рис.6 В каком из них Вы предпочли бы обучаться?


Из диаграммы видно, что наибольшей популярностью пользуется УлГУ, его назвали 43% студентов Авиационного Колледжа, на втором месте -УлГТУ, так ответили 22% студентов. На третьем месте по предпочтению ИАТУ – 20%. В ИДО предпочли бы обучаться 12% опрошенных. В Сельскохозяйственной Академии предпочитают обучаться 2% студентов, в СГА-1%.


Затем мы спросили студентов: " Почему Вы предпочли бы  обучаться в этом учебном заведении ?"


 

 

 

 

 

1-Престижно;

2-Качественное образование;

3-Близко к дому;

4-Доступная форма обучения

Рис.7 Почему Вы предпочли бы  обучаться в этом учебном заведении?

Большинство опрошенных (46%) предпочтут обучаться в выбранном ими учебном заведении из-за того, что там престижно учится. 32% студентов считают, что в выбранном ими учебном заведении качественное образование. 26 % предпочитают обучаться близко к дому. Из-за доступной формы обучения пойдут обучаться в выбранное учебное заведении 4% опрошенных студентов.


Следующим вопросом был: "Из каких источников Вы узнали об этом учебном заведении?"




1-Рассказали знакомые, родители;

2-Интернет;

3-Телевиденье;

4-Радио;

5-Другой источник.


Рис. 8 Из каких источников Вы узнали об этом учебном заведении?

 

 

Данные показали, что в первую очередь студенты Авиационного Колледжа узнали об учебном заведении, в котором они хотят обучаться от знакомых и родителей (86%). Из Интернета получили информацию об учебном заведении  9% опрошенных студентов, из телевидения-3% опрошенных. Информацию об учебном заведении 1% опрошенных студентов получил по радио, еще 1% опрошенных студентов из другого источника (газета "Работа для Вас").



   Среди опрошенных студентов были те, кто не собирается получать высшее бизнес образование. На вопрос "Почему Вы не собираетесь получать высшее образование?" получили следующие данные:


 

 


1-Нет денег;

2-Нет времени;

3-Нет желания учиться дальше.

Рис. 9 Почему Вы не собираетесь получать высшее образование?

 

Среди не собирающихся получать высшее бизнес образование, 50% не имеет на это средств, 25% не имеют на это времени и 25% просто не хотят учиться дальше.


На вопрос: "Специальность, на которой Вы сейчас обучаетесь?" студенты ответили так:





1-Менеджмент

2-Бухгалтерский учет

3-Коммерция

Рис. 10 Специальность, на которой Вы сейчас обучаетесь?

 

Специальности "Менеджмент" сейчас обучаются 56% опрошенных студентов. Специальности "Бухгалтерский учет" 24% опрошенных и специальности "Коммерция" 20 % опрошенных студентов.


На последний вопрос: "Ваш пол" получили данные:



1-Женский

2-Мужской

Рис. 11 Ваш пол?

 

Среди опрошенных  96% девушек, и 4% парней.















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Разработка практических выводов и рекомендации по спросу на высшее бизнес образование


Развитие стратегического аспекта концепции потребительского марке­тинга базируется на использовании разнообразных методов маркетинговых исследований, которые должны осуществляться по самым разным направле­ниям. Создание информационно – аналитической базы для разработки стра­тегий маркетинга на потребительском рынке, прежде всего, требует постоян­ного изучения привлекательности и возможностей рынка. Поэтому предпри­ятиям необходимо использовать четко разработанные и научно – обоснован­ные методики, позволяющие получить объективную оценку емкости, конку­рентной структуры рынка, основных тенденций его развития. Данные мето­дики предусматривают применение комплекса научных, аналитико-прогно­стических методов, методических приемов из разных областей знаний. Ре­зультаты исследования спроса высшего бизнес образования среди студентов Ульяновского Авиационного колледжа показали, что методы исследования ем­кости и конкурентной среды рынка должны опираться на анализ внутренней и внешней статистической информации, характеризующей учебную базу ВУЗа, качество получаемого образования, количество часов изучаемых предметов, состав преподавателей и студентов. Кроме того, необходима ин­формация о разнообразной структуре предложения, потребительских свойст­вах, особенностях применения полученной услуги в будущем.

Большинство опрошенных нами студентов хотели бы получать высшее бизнес образование. Большая часть студентов хотела бы обучаться специальности  "Менеджмент организации", "Финансы и кредит" и "Коммерция"

 Наибольшей популярностью среди студентов пользуется УлГУ, УлГТУ и ИАТУ ,предоставляющие возможность получения высшего бизнес образования. Среди факторов, влияющих на получение высшего бизнес образования , главными выделяют престижность обучения в этом учебном заведении, предоставления качественного образования в этом учебном заведении и близкая расположенность учебного заведения к месту проживания. 

В отношении путей сохранения и эффективного использования потен­циала высшей школы предлагается определить следующие направления.

- расширение и введение новых специальностей (часть опрошенных студентов пожелала учиться специальности "PR, реклама" и "Мировая экономика");

- расширение, открытие новых филиалов (например, при ИАТУ);

- расширить список средств рекламы (Интернет, телевиденье, радио, пресса)

- необходимо проводить родительские собрания или беседы с преподавательским составом колледжа (86% опрошенных студентов узнали о предпочитаемом заведении от знакомых, родителей);

Необходимо продолжить работу по совершенствованию системы под­готовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей ква­лификации, имея в виду повышение эффективности аспирантуры и докто­рантуры, требовательности при решении вопросов о присуждении ученых степеней и присвоения ученых званий. Решение проблем лежит в создании новых образовательных технологий, развитии ресурсов связи, изменении на рынке образовательных услуг, переносе образовательных технологий в теле­коммуникационные среды, изменении роли преподавателя, т.е. выявления важнейшей социально-экономической предпосылки развития – неспособ­ность существующей образовательной системы отвечать потребно­стям  об­щества в качественной подготовке специалистов.

Результаты маркетинговых исследований потребительского рынка, вы­полненных по предлагаемым методикам, могут использоваться для разра­ботки эффективных стратегий маркетинга, позволяющих организациям фор­мировать четкие конкурентные преимущества на рынке потребительских то­варов.



























Список использованной литературы


  1. Андреев А. А. Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора педагогических наук. 13.00.02. - М., 1999
  2.  Анурин В., Муромкина И., Евтушенко Е. Маркетинговые исследования потребительского рынка. – СПб.: Питер, 2004. – 270 с.
  3. Афанасьев М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. М.: Финстатинформ. 1995.
  4. Барышев А.Ф. Маркетинг: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия»; Мастерство, 2002.
  5. Гаврипин Ю.Ф. Маркетинг. Челябинск: ЧГТУ. 1995.
  6. Гарунов М.Г., Семушина Л.Г., Фокин Ю.Г. и др. Этюды дидактики высшей школы. -М.: НИИ ВО, 1994. 135 с.
  7. Георгиев М.Р. Журнал "Обучение в России", №9, декабрь 2002
  8.  Голубкова Е.П. Маркетинг: выбор лучшего решения. М.: Экономика. 1993.
  9.  Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ, М,: Прогресс. 1990.
  10.  Кретов И.И. Маркетинг на предприятии: практическое пособие, М.: Финстатинформ. 1994.
  11. Крюкова И.В. Журнал "Обучение в России", № 3, июнь 2002
  12.  Маркетинг. Сборник: Пер. с англ. М.: Прогресс. 1984.
  13.  Хруцкий В.Е., Корнеева И.В., Автухова Е.Э.. Современный маркетинг, М.: Финансы и статистика, 1991.
  14. Чернилевский Д.В., Филатов О.К. Технологии обучения в ВШ. - М:  1996. 288 с.















ПРИЛОЖЕНИЕ









Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.