Рефераты. Малый бизнес в Украине
Однако это – в долгосрочной
перспективе при условии достаточных бюджетных средств. А пока что на
государственном уровне финансовой поддержкой предпринимательства занимается
всего лишь несколько структур, таких как, Ощадный банк Украины, Украинский фонд
поддержки предпринимательства, Государственный комитет содействия развитию
предпринимательства.
В реализации государственной политики
содействия в развитии предпринимательства активная роль принадлежит также
Государственному центру занятости Украины, который согласно действующему
законодательству предоставляет беспроцентные кредиты безработным для занятия
предпринимательской деятельностью. К сожалению, как доказала практика, эти
структуры и объемы их кредитования не могут удовлетворить имеющегося спроса со
стороны субъектов малого предпринимательства относительно получения
финансово-кредитной помощи.
Учитывая ограниченные финансовые
возможности нашего государства, финансово-кредитная
политика может осуществляется на принципах широкого привлечения различных
негосударственных источников финансирования. Негосударственные организации,
миссия которых заключается в формировании благоприятных условий для развития
предпринимательства, создаются за счет нагромождения капиталов
предпринимателей, предпринимательских структур коммерческого характера,
коммерческих банков и т. д. Задача государства – стимулировать этот процесс и
создавать для него соответствующие условия.
Одним из важных направлений поддержки
малого бизнеса может стать внедрение государственного механизма стимулирования
коммерческих банков к выдаче ссуд (льготных ссуд) малым предприятиям. Его
важным элементом может быть освобождение от налогообложения банковских средств,
направленных в фонд кредитов малому бизнесу, и предоставления государственной
гарантии возвращения ссуды. Стоит распространить на сектор малого
предпринимательства также новейшие банковские услуги, а именно, факторинг,
финансовый лизинг и овердрафт.
Кроме банковских учреждений,
необходимо также стимулировать развитие финансового небанковского сектора в
Украине, формирующийся на основе развития фондов поддержки предпринимательства,
вместе с инновационными и инвестиционными фондами, страховыми и лизинговыми
компаниями, финансово-кредитными учреждениями, гарантийными фондами т.д.
В частности, финансовые и кредитные
рынки, сформировавшиеся за последние годы в Украине, не обеспечивают
потребности предпринимательских структур в финансово-кредитных ресурсах. По
этому для решения проблемы финансового обеспечения субъекты предпринимательской
деятельности должны самоорганизовываться, например, в товарищества взаимного
финансирования. Такие товарищества создаются за счет добровольных взносов и
играют значительную роль в решении проблемы покрытия временных финансовых
потребностей субъектов малого предпринимательства своими силами, без
привлечения бюджетных средств.
Мировое сообщество также участвует в
процессе инвестирования малого бизнеса. В этом плане большое значение придается
сотрудничеству с Мировым банком, Европейским банком, банком реконструкции и
развития, Фондам «Евразия», Фондам «Возрождение», Фондам «Ноу-хау». Среди
стран, предоставляющих финансово-техническую помощь украинским предприятиям,
наиболее активными являются США, Германия, Великобритания, Канада. Таким
образом, международная финансовая помощь Украине поступает и это является
важным направлением в развитии международных экономических связей, и украинская
сторона должна эффективнее использовать иностранную помощь и активнее определять
свою позицию во взаимоотношениях с международно-финансовыми организациями.
Важным фактором, позитивно влияющий
на формирование финансового обеспечение малого предпринимательства, может стать
применение различных форм государственного и негосударственного обеспечения
гарантий возращения заемных средств предпринимательскими структурами. Механизм
государственного гарантирования кредитов для малого предпринимательства
базируется преимущественно на авторитете государства, как безусловно
платежеспособного и ответственного гаранта займов.
Негосударственное гарантирование
может осуществляться различными учреждениями, гарантирующих кредит:
·
коммерческими организациями;
·
банками;
·
частыми финансовыми учреждениями;
·
иностранными инвесторами;
·
товариществами взаимного гарантирования;
·
общественными организациями и т.д.
Подводя итоги, можно констатировать,
что несмотря на позитивные сдвиги в развитии малого предпринимательства в
Украине, существуют проблемы, препятствующие его полноценному развитию. Одной
из наиболее острых проблем в деятельности большинства субъектов малого
предпринимательства – проблема поиска и получения финансовых ресурсов.
Финансово-кредитная помощь малому
предпринимательству может формироваться по таким направлениям :
·
стимулирование коммерческих банков и других
финансовых небанковских учреждений к предоставлению займов и расширению услуг
малым предприятиям путем освобождения от налогообложения средств, направляемые
в фонд кредитов малому предпринимательству, и предоставление государственной
гарантии возвращения займов;
·
переориентация бюджетных средств, направленных на
финансово-кредитную поддержку малого сектора экономики за счет прямого
обеспечения финансовыми ресурсами на формирование фондов для предоставления
услуг с целью стимулирования процессов кредитования малого предпринимательства;
·
активизация процесса образования и деятельности
негосударственных гарантийных и страховых учреждений для обслуживания малого
бизнеса по средствам образования ответственных мотивационных механизмов
заинтересованности в этой деятельности и предоставлением льготных условий для
их функционирования;
·
более эффективное использование иностранной помощи
и активное определение своей позиции во взаимоотношениях с международными
финансовыми организациями;
·
содействие процессу самоорганизации субъектов
малого предпринимательства в решении своих финансово-кредитных проблем путем
организации учреждений взаимного финансирования и гарантирования.
3
Международный опыт поддержки малого бизнеса
Большинство иностранных государств для
содействия развития малого бизнеса старается привлечь средства не извне а за
счет мобилизации на внутреннем рынке используя системы льгот и государственной
помощи. Финансовая стабильность страны непосредственно зависит от реализации
экономического потенциала малых предприятий, возможностей и условий их
финансового обеспечения. Эффективная система государственной финансовой
поддержки имеет большое значение не только для предприятий, а и для экономики
страны.
Заслуживает внимание опыт США ,
касающийся развития малого бизнеса, за счет системы государственных контрактов,
дающие возможность получить гарантированный рынок сбыта продукции, ускорить
нагромождение частного капитала, увеличить производственные мощности. Органы
государственной власти утверждают перечень работ и услуг, заказы на который
предоставляют только малым предприятия. При государственном заказе компании-
монополисты часто вынуждены часть заказа (около 10%) передавать в субподряд
малым предприятиям.
В Японии для ускорения
качественного развития предприятия практикуется компенсирование всех затрат
малых предприятий, связанных с подготовкой кадров, и 2/3 затрат на повышение
квалификации работников.
Местным органам власти будет
интересен опыт Великобритании , где муниципальная власть объявляет
конкурс на выполнение разных видов работ. Победитель получает не только
выгодный заказ но и стартовый капитал. Поддержка малого предпринимательства на
месте может стать основой развития регионов и социально-экономического
обеспечения их населения.
В Германии за счет
средств Банка кредитных гарантий малые предприятия имеют возможность получить
коммерческий кредит, составить лизинговый договор. Также в Германии применяется
система льготного кредитования при освоении высокотехнологических производств,
созданию малых частных предприятий. В этом случае плата за пользование
кредитными ресурсами, как правило не превышает 6% годовых, а срок
предоставления кредита 10-15 лет.
В Канаде для
предоставления займов малым предприятиям существует свыше 200 центров развития.
Во Франции с этой же целью образованы общества взаимного
поручительства.
В мировой практике известны такие
формы поддержки малого предпринимательства как возвращение льготных займов в
случае успехов и займы с льготными процентными ставками. Например, в Японии предоставляются
долгосрочные займы на льготных условиях для развития малого бизнеса в
определенных регионах страны, стимулирование производства новых видов продукции
и пополнение основного и оборотного капитала предпринимательских структур. При
этом государство гарантирует коммерческим банкам своевременное возвращение
предприятиями займов.
В Италии практикуют
предоставление льготных долгосрочных кредитов. Например, под 3-5% годовых при
рыночной процентной ставке около 15%. Предприятия могут получить дополнительную
льготу в 20-30% компенсации стоимости займа при долгосрочном возврате кредита.
Государственное содействие развитию
малого предпринимательства осуществляется по следующим основным направлениям:
·
создание
стабильных государственных и негосударственных источников ассигнований на
поддержку малого бизнеса;
·
использование
рациональных механизмов контроля за расходованием выделенных средств;
·
обеспечение
деятельности контрольных и судебных органов по защите интересов малых
предприятий;
·
создание
сети специализированных институтов, обеспечивающих реализацию государственной
политики содействия малому предпринимательству, включающей: государственные
органы власти; неправительственные объединения и организации;
специализированные организации инфраструктуры; фонды, кредитные, страховые и
гарантийные учреждения, технологические парки, бизнес-инкубаторы, промышленные
зоны и полигоны, учебные, консультационные, информационные и обслуживающие
структуры;
·
осуществление
прямого финансирования деятельности малых предприятий на основе специальных
законов путем предоставления субсидий, дотаций, налоговых и инвестиционных
льгот, компенсаций, выплат из фондов поддержки предпринимательства, размещения
государственных заказов:
·
разработка
целевых программ государственной поддержки малого бизнеса на долгосрочную
перспективу;
·
оказание
консультационной помощи предпринимателям; организация системы подготовки и
переподготовки предпринимателей;
·
предоставление
малым предприятиям в аренду на льготных условиях помещений, оборудования,
земельных участков.
·
содействие внешнеэкономической деятельности малых
предприятий.
В следующей таблице приведены
некоторые статистические данные, показывающие уровень развития малого и
среднего предпринимательства в некоторых зарубежных странах.[1]
Таблица 1 Уровень развития
малого и среднего предпринимательства в некоторых зарубежных странах
Страны
Количество малых и средних предприятий (тыс.)
Количество малых и средних предприятий на 10 тыс.
жителей
Занято на малых и средних предприятиях (млн. чел.)
Доля малых и средних предприятий в общей численности
занятий (%)
Доля малых и средних предприятий в ВВП (%, оценочно)
Великобритания
2630
460
13,6
49
50-53
Германия
2290
370
18,5
46
50-52
Италия
3920
680
16,8
73
57-60
Франция
1980
350
15,2
54
55-62
Страны ЕС
15770
450
68,0
72
63-67
США
19300
742
70,2
54
50-52
Япония
6450
496
39,5
78
52-55