Рефераты. Малые предприятия

МАЛЫЙ БИЗНЕС И ПРОБЛЕМЫ ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ: НАДЕЖДЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Ставить вопрос об этике деловых взаимоотношений, будем откровенны, многим кажется преждевременным в условиях кри­зисного состояния экономики и засилья финансовых проблем, на фоне массовых неплатежей, задержек заработной платы, расту­щей безработицы. В самом деле, к чему эти "воспитательные" разго­воры? Снижайте налоги, дайте инвестиционные кредиты, следите за исполнением законов - вот и все, что нужно. А этика вызреет сама собой, постепенно, как продукт "нормальных" хозяйственных усло­вий. Так говорят те, кто обречен жить сегодняшним днем, и те, кто надеется, что "нормальные" (идеальные) условия когда-нибудь на­ступят.

О постановке проблемы

О наличии в хозяйственной деятельности современной России "ненормативных" явлений известно всем и каждому. Но насколько они распространены? И если это действительно "норма жизни", то воспринимаются ли они как нарушение этических норм самими субъек­тами хозяйствования? В каких пределах возможно изменить данную ситуацию? И вправе ли мы надеяться на появление иных норм - не в отдаленном "светлом будущем", а в сегодняшних, далеко не идеаль­ных условиях? Таков круг вопросов, которые мы задавали себе, при­ступая к данной работе.

Есть как минимум одна важная причина, ограничивающая на­ши аналитические возможности. Мы зачастую просто не знаем, чтб происходит, испытывая острую нехватку надежной первичной информации о состоянии и динамике хозяйственной среды (особен­но это касается дел в регионах и за пределами крупных городов). В этих условиях наши представления основываются на порой об­манчивых бытовых наблюдениях или являются плодами воздействия средств массовой информации, тяготеющих к крайностям идеали­зации или, напротив, тотального очернения (чего стбят, например, многократные указания на сплошную криминогенность российского бизнеса).

Поэтому попробуем обратиться к эмпирическим данным. В фев­рале 1996 г. в Москве состоялся 1-й Всероссийский съезд предста­вителей малых предприятий. Социологическая служба съезда при непосредственном участии автора провела стандартизованный опрос


______________________________________Малый бизнес и проблемы деловой этики

его участников'. Всего опрошено 1517 респондентов, из которых 887 (58,4%) назвали себя представителями собственно малого бизнеса. Остальные представляют крупные и средние предприятия (14,1%), федеральные и региональные органы государственного управления (12,7°о) и общественные организации, занятые поддержкой малого бизнеса (8,4%). В данной статье мы оставим в стороне большую часть полученных результатов опроса, концентрируя внимание на блоке проблем, посвященных деловой этике.

Прежде всего очень коротко об общем понятии деловой этики. Она представляет собой важнейший элемент экономической культу­ры - совокупность знаний и навыков, норм и ценностей, вырабатыва­емых, накапливаемых и воспроизводимых в процессе хозяйственной деятельности. Деловую этику образуют на основе идеального пове­дения и общезначимые правила, ограничивающие предпринимателей в их хозяйственных действиях. Анализировать деловую этику - зна­чит пытаться прочертить и сопоставить как минимум две границы. Первая граница проходит между хозяйственными практиками - обыч­ными (широко распространенными) и теми, которые не воспринима­ются как обыденные и привычные. Вторая же граница пролегает между этическими оценками этих практик - между тем, чтб оценивается хо­зяйственниками как норма, достойное поведение, и тем, что считает­ся аномалией, непристойностью.

Теперь о методической стороне дела. Все вошедшие в интересу­ющий нас анкетный блок вопросы относятся к нормативному уровню деловой культуры. Они нацелены на выяснение отдельных сторон формирования деловых отношений, связанных с выходом за чисто экономические рамки и нарушением этических норм. Речь идет о трех важных аспектах этих отношений, каждый из которых образует се­годня одну из наиболее сложных и острых проблем на пути форми­рования новой этики бизнеса:

- выполнение партнерами взаимных деловых обязательств;

- применение силовых методов в деловых отношениях;

' Среди представителей МП, о которых главным образом и пойдет далее речь, традиционное большинство составляют мужчины (82,7%). ^/ имеют высшее обра­зование, в том числе каждый восьмой - ученую степень. Распределение по возрасту статистически нормальное. Более ^/ находятся в активном среднем возрасте - от 30 до 50 лет. Практически все участники опроса занимают руководящие должности на своих предприятиях. Девять из десяти - не новички в малом бизнесе, имеют опыт работы три года и более. Предприниматели представляют все основные группы отраслей, среди которых выделяются: производство - 41,2%; торговля и услуги -39,1; наука, информация и обучение - 18,0; строительство - 14,3%. Очень широка география участников опроса. Только 22,7% респондентов - москвичи, из С.-Петер­бурга - 10,7%. Остальные достаточно равномерно представляют основные регионы России. Разумеется, опрос участников съезда не может быть репрезентативен в стро­гом смысле слова, но мы вправе говорить о том, что были рассмотрены мнения очень широких предпринимательских слоев.

Мы благодарим за организацию опроса В.А.Губернаторова (Торгово-промыш­ленная палата), В.Н.Лащинского (социологическая служба "Кассандра)", А.Ю.Че­лу ренко (Российский независимый институт социальных и национальных проблем), а также за помощь в его проведении сотрудников сектора экономической социоло­гии Института экономики РАН.

73


В. Радаев________________________________________________________________

- взаимоотношения с властными структурами и проблема кор­рупции.

По каждому из трех аспектов было задано два парных вопроса. Первый вопрос предполагает общую оценку реальной ситуации, вто­рой переводит ту же оценку в ценностно-нормативную плоскость, показывая пределы возможностей изменения ситуации в реально сло­жившихся условиях с точки зрения самих хозяйствующих агентов. Задача состоит в определении степени распространенности указан­ных (негативных, "аномальных") явлений и того, в какой мере эти явления воспринимаются сегодня в качестве нормы хозяйственной жизни. (Выяснять идеальные представления респондентов в данном конкретном случае нецелесообразно, поскольку ответ заранее извес­тен: все выскажутся за искоренение негативных явлений^.) Рассмот­рим теперь полученные данные.

О нарушении деловых обязательств

Много говорится об отсутствии деловой обязательности у новых российских предпр.инимателей, о постоянных срывах поставок, не­выполнении условий заключенных договоров. Порой за ними скры­вается хитрое мошенничество, порой - элементарная неорганизован­ность. Сказываются, конечно, и обстоятельства, независимые от воли нарушителей. Насколько распространенными эти явления кажутся самим предпринимателям?

Сталкиваться с нарушением деловых обязательств, к сожалению, приходится абсолютному большинству представителей малого бизне­са (более V,p), более половины (52,0%) из которых считают это нередким явлением, а, по мнению 41,2% руководителей, такие нару­шения совершаются часто (см. табл. 1). Интересно, что представ­ленные оценки с точностью до 1-2% совпадают с результатами, по­лученными в нашем опросе руководителей негосударственных хозяй­ственных структур в 1993 г. Ситуация, судя по всему, существен­но не меняется в лучшую сторону, а в худшую ей меняться особо некуда^.

' Предложенный вопросный блок слишком компактен, чтобы претендовать на полную характеристику происходящих процессов. Прояснение картины нужда­ется в более развернутом и детальном инструментарии, включающем прямые и косвенные вопросы, индикативные и контрольные параметры, реальные и модель­ные ситуации. Однако и в предложенном минимальном варианте можно получить фрагменты концентрированного знания о состоянии дел в интересующей нас об­ласти.

" В исследовании 1993 г. было также зафиксировано расхождение оценок, вызванное "асимметрией приписывания" ненормативных поступков. Большинство предпринимателей жалуются на необязательность деловых партнеров. Когда же задается вопрос, как часто предприниматели сами нарушают (разумеется, под дав­лением объективных обстоятельств) данные ими обязательства, картина получает­ся чуть ли не обратная - число нарушителей оказывается минимальным (Радаев В. О некоторых чертах нормативного поведения новых российских предпринимате­лей. - Мировая экономика и международные отношения, 1994, 4. с. 35-36).

74


Малый бизнес и проблемы деловой этики

Таблица

Частота столкновений руководителей малых предприятий с ненормативными хозяйственными действиями (в %)


Часто

Нередко

Отсутствуют

Нарушения деловых обязательств (N = 818)

41,2

52,0

6,8

Силовые вымогательства и угрозы (N = 760)

26,2

57,1

16,7

Вымогательства чиновников (N = 832)

40,7

49,9

9,4

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.