Рефераты. Лизинг. Понятие. Сущность. Проблемы.

Анализ полувековой истории развития мирового лизингового рынка позволяет говорить о четырех основных вариантах организации лизинга:

 лизинговые службы, созданные в структуре банков;

‚ универсальные лизинговые компании, создаваемые банками;

ƒ специализированные лизинговые компании, создаваемые крупными производителями машин и оборудования, и лизингующими часть своей продукции;

„ лизинговые компании, создаваемые крупными фирмами, специализирующимися на поставке и обслуживании техники.

В российских условиях выделяется еще два варианта организации лизинга.

 — Лизинговые компании, создаваемые министерствами и ведомствами для решения узких внутриведомственных задач. В этом случае ресурсы лизинговых компаний получаются из государственного или местного бюджета (как это сделано для развития лизинга комбайнов российского производства).

— Лизинговые компании, созданные иностранными инвесторами.

Первые два варианта характерны в основном для финансового лизинга, последние два — для оперативного.

С точки зрения курса “ Деньги, Кредит, Банки ”, наиболее интересны варианты организации лизинга №  и ‚ и, следовательно, финансовый лизинг.

В России организация лизинга, в которой лизингодателем выступает банк, была характерна для этапа становления рынка лизинговых услуг. Однако широкого развития на этом этапе лизинг не получил. Этому способствовал ряд причин:

1. Для банков (в основном средних и мелких) всегда является обременительным введение нового департамента в свою и без того сложную организационную структуру.

2. Специфика лизинговой деятельности трудно “ вписывается ” в деятельность банка. Нужна специальная квалифицированная экспертиза, новые маркетологи, менеджеры.

3. Неудобства в бухгалтерском учете, связанные с обобщением информации о лизинговом имуществе, амортизации лизингового имущества, лизинговых платежей.

4. Лизинговое имущество, находясь на балансе коммерческого банка, утяжеляет его, тем самым приводит к ухудшению экономических нормативов деятельности банка. Приказом Центрального Банка Российской Федерации от 30 января 1996 год была введена в действие Инструкция №1 “О порядке регулирования деятельности кредитных организаций”. Этой инструкцией были установлены обязательные экономические нормативы деятельности кредитных организаций. Эта инструкция послужила точкой отсчета для фактического сворачивания лизинговых отделов в структуре коммерческих банков России, т.к. исходя из этих нормативов на много выгоднее вместо того, чтобы держать объекты лизингового договора на балансе (ухудшая показатели), кредитовать лизинговую компанию, созданную банком (улучшая показатели).

Тем не менее, привлекательность лизинга как инструмента для осуществления инвестиционной деятельности, снижающего риски, продолжает интересовать финансовые институты, которые начали искать оптимальные пути и формы его применения.

Сегодня наибольшим потенциалом по объему лизинговых операций обладает вторая из перечисленных групп лизингодателей (‚ лизинговые компании, создаваемые банками), что говорит о рациональности данной структуры организации в сегодняшних экономических условиях.

Первоочередная проблема, решаемая любой лизинговой компанией, — поиск стабильных источников финансовых ресурсов для закупки лизингуемого оборудования. Эта проблема автоматически решается в лизинговых компаниях, созданных при участии коммерческих банков.

Аналогичный путь был выбран при создании одной из первых специализированных лизинговых компаний — “Балтийский лизинг” (Санкт-Петербург): в качестве основных его учредителей выступили один из крупнейших банков России — Санкт-Петербургский “Промышленно-строительный банк” и один из лидеров страхового рынка — “Росгосстрах”. Таким образом, решились сразу две задачи: формирование надежного источника финансирования лизинговых операций и одновременно их страхование. Использование относительно дешевых и долгосрочных кредитов помогло “Балтлизу” выжить в тяжелых экономических  условиях. Эта лизинговая компания работает и по сей день.

Основные преимущества лизинговых компаний, создаваемых с участием коммерческих банков заключаются в следующем.

— Кредиты, выдаваемые коммерческими банками, улучшают экономические показатели (по Инструкции №1).

—        Возможность коммерческого банка получать дивиденды от лизинговой компании.


2. Факторы, сдерживающие развитие лизинга в России.

1995 год стал стартовым для широкого развития лизинговой инфраструктуры. Лизинговые компании начали интенсивно создаваться в различных регионах страны. Это явилось следствием продекларированной Правительством России политики благоприятствования развитию лизинга. Это выразилось во множестве нормативных актов, предоставляющих всевозможные льготы субъектам лизинговых отношений. Одним из таких документов было принятое Правительством России постановление    № 633 от 29 июня 1995 года “О развитии лизинга в инвестиционной деятельности”, в котором предусмотрено оказание серьезной государственной поддержки, создание благоприятной экономической среды для широкого развития лизинга на отечественном рынке.

К сожалению, несмотря на благие цели, получилось опять “как всегда”. И сейчас развитию лизинга в нашей стране препятствует ряд следующих серьезных факторов.

— За рубежом термином “ лизинг ” называются отношения финансовой аренды сроком от 3-х лет. В нашей же стране не создан пока еще благоприятный климат для долгосрочных инвестиций. Необходимо принятия налогового законодательства, предоставляющего льготы банкам, покрывающие их риски, связанные с долгосрочным кредитованием.

— Неразвитость инфраструктуры лизингового рынка. Инфраструктура, способствующая развитию лизинг в России должна включать в себя более широкую сеть лизинговых компаний, специализированных консалтинговых фирм и соответствующую систему информационного обеспечения о предложениях лизинговых услуг. Неразвитость инфраструктуры (сложившихся механизмов финансирования, расчетов, минимизация рисков, эффективных маркетинговых и сбытовых структур и т. п.) предъявляет нереально высокие требования к руководителям и служащим лизинговых компаний.

— Недостаток квалифицированных кадров для лизинговых компаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Лизинг становится гибким и многообещающим экономическим рычагом способным привлечь инвестиции, способствовать подъему отечественного производства, привлечь капитал в жизненно важные отрасли экономики страны, обеспечить реальную поддержку малому бизнесу, обеспечить долгосрочный и надежный доход для коммерческих банков и т. п. На лицо огромный потенциал лизинга в России.

Власти, продекларировав политику благоприятствования лизингу как инвестиционному инструменту за последние годы подготовили солидную нормативную базу. К сожалению не все льготы, определенные законом, подкреплены инструкциями на местах и фактически не выполняются.

В заключение стоит еще раз подчеркнуть, что лизинг не является дешевой заменой кредита. Существуют определенные преимущества финансирования оборудования основных средств, но навыки кредитования и оценка финансовых потоков оказывается настолько же критичными, как при необеспеченном кредите. Другими словами пропадает основной привлекательный момент для лизингополучателей (в частности для малого бизнеса), заключающийся в том чтобы начать дело без достаточных средств, но с высокоэффективным  проектом, так как и при лизинге банки требуют предоставления залога (объект лизинговой сделки может представлять ценность для проекта, но не обладать ликвидностью в той мере, чтобы покрыть издержки банка).

Таким образом, лизинг стал эффективным инструментом обслуживания инвестиционных проектов “своих” клиентов банка. Но потенциал лизинга в России очень велик и государством и лизинговыми компаниями проделана огромная работа.

На мой взгляд, нашей стране не хватает комплексной программы в рамках которой был бы из следующих элементов:

— была бы продуманна и создана более развитая инфраструктура рынка лизинговых услуг, которая включала бы: подготовку квалифицированных кадров, информационное освещение предоставляемых услуг;

— предоставление банкам более широкого спектра льгот при долгосрочном кредитовании лизинговых сделок (более 3-х лет);

— развитие системы гарантий, чтобы избежать 100 % залога при лизинге (например страхование).

— наряду с уже принятыми мерами (отсутствие валютного контроля при контрактах международного лизинга), усилить комплекс мер по привлечению иностранных инвестиций в рамках лизинга.

Такая программа смогла бы подтолкнуть коммерческие банки вместо получения сомнительных, рисковых прибылей в краткосрочном периоде переориентироваться на долгосрочное инвестирование средств в российскую экономику для получения уверенной прибыли.

Такого рода программа отделяет Россию от лизингового бума.

Приложение №1

Схема № 1.

Для оперативного лизингового процесса.

 

 

Арендодатель                                                                     Производитель

                                           4           5                                      2

 

                                     (Лизинговая

                                         компания)                             1                          3

 

 

Арендатор



1-     заявка на оборудование;

2-     плата за оборудование;

3-    оборудование;

4-     арендные платежи;

5-     возврат оборудования по истечении срока контракта;


Схема № 2.

Для финансового лизингового процесса.

 

 

Арендодатель                                                                     Производитель

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.