Штабные (аппаратные) полномочия помогают организациям использовать специалистов без нарушения принципа единоначалия. Включают рекомендательные полномочия, обязательные согласования, параллельные и функциональные полномочия.
Делегирование эффективно при условии, если объем полномочий соответствует делегированной ответственности.
Положительные факторы:
· делегирование освобождает руководителей от выполнения несвойственных рутинных операций, высвобождая время для решения более важных вопросов.
· является целенаправленной формой повышения квалификации и способа использования их квалификации и опыта.
· положительно влияет на мотивацию, это способствует раскрытию способностей, проявлению инициативы и самостоятельности.
8. Внутрифирменное планирование как важнейшая функция м-та. Ее содержание, сущность и виды.
По своему содержанию – это обоснованное определение основных направлений и пропорций развития орг-ции с учетом ее ресурсных возм-тей и рыночн-го спроса.
По сущности – это конкретизация целей развития фирмы в различные временные периоды и на разных этапах произв-ного цикла. Все эти этапы также планир-ся. Поэтому в совр-х орг-циях данная ф-ция превратилась в с-му планов разного уровня, разной длительности.
Виды планирования(формального):
1) в зависимости от длительности:
- стратегич-е ( долгосрочное)
- среднесрочные
- текущие
2) планы НИОКР:
- планы снабжения
- планы сбыта и др
- бизнес-планирование
- финансовое
9. Стратегический м-т и стратегическое планирование. Цели и стратегии фирмы. Содержание стратегических планов.
При нем происходят коренные преобразования в деят-ти фирмы, этими вопросами зан-ся высший ур-нь рук-ва – стратегич-й м-т. Длительность стратегич-х планов зависит от масштабов фирмы (у крупных фирм до 10-15 лет)
Стратегич-е планирование нач-ся с формулировки целей орг-ции.
Типы целей:
- достижение определ-х целей, рентабельности
- диверсификация (опред-е новых видов деят-ти)
- конверсия
- восстановление платежеспособности
Далее выбор стратегии достижения цели. Число стратегий не меньше, чем целей.
Классификация стратегий:
1) наступательные ( орг-ция стремится захватить рынок, в пр-ной сфере – расширить)
- агрессивная (вытесняющая противника)
- не вытесняют конкурентов, а делая их своими проводниками
2) оборонительная (исп-ся для традиционного вида деят-ти, стабилизация объема выпуска, удержание своих позиций на рынке)
3) стратегия отступления (при вытеснении с рынка)
В стратегическом плане выдел-ся 2 основные части:
1 – вероятностный прогноз на всю стратегич-ю перспективу
2 – сод-т среднесрочный план на первый период(3-5 лет) с разбивкой по годам
Разделы: цели – план инвестиций в пр-во – план по снижению затрат – план п/п по повышению конкурентоспособности – план по совершенствованию с-мы упр-я фирмы с указанием – план распределения ресурсов м/д отдельными подразделениями и др – план по эф-ти деят-ти и др.
При формировании стратегич. планов фирма использует принцип скользящего планирования
10. Текущее планирование и его виды.
Основная задача разработать планы по реализации сформированного фирмой портфель заказов от 1 года и менее. Планы утверждаются исполнительным директором. Сущ-ет 2 вида планирования:1 -технико-эк-кое
2 оперативно-календарное
1 –предназначено для инф-ния рук-ва, орг-ций, подразделений о тех рез-тах и затратах, кот-е будут получены.
2 – предназначено для руководства подразделениями. Их задача как технико-эк-кие планы будут предворяться в жизнь.
11. Назначение и содержание бизнес-плана.
Новый вид планирования для российских условий. Задачи, решаемые с пом-ю б-п -- привлечение ср-в сторонних инвесторов для осуществления конкретного проекта, кот-м фирма занимается.
Осн-е разделы б-п:
1) вводная часть (3-5 стр) расказывается о сути проекта
2) последний раздел со всеми финансовыми рез-ми
3) подробное описание предлагаемого проекта в 1-м разделе. Д.б. решены 2 задачи: - показать что вы хорошо знаете что вы будете производить – показать что сущ-ет коммерч-е тайны
4) раздел – хар-ка фирмы, ее технич и кадровых способностей
5) описание произв-го процесса, помня про ноу-хау
6) маркетинговые исследования рынка опред. продукции с хар-кой конкурентов и преимуществами вашего товара, собствен-я политика по продвиж-ю своего товара на рынок
7) раздел по анализу рисков и страхования
12. Содержание функции организации в системе м-та.
Установление постоянных и временных взаимоотношений между подразделениями и отдельными раб-ками данной фирмы, совершенствование этих взаимоотношений, их подстраивание. В рамках организационной ф-ции осущ-ся документальное оформление этих отношений. Важнейшие д-ты: устав орг-ции, положение о структурных подразделениях, должностные инструкции, штатное расписание и др.
Основные направления совершенствования организац-х отношений:
· меняются принципы управления
ü глубина функц-й специализации
ü степень централизации и децентрализации упр-я
ü исп-е программ целевого подхода
· совершенствование стр-ры упр-я
ü изм-ся порядок взаимоотношений м/д отдельными подразделениями и хар-р их взаимодействия
ü изм-ся значимость отд-х ф-ций( напр-р, уселение роли фин-го и стратегич-го отделов)
· изм-е произв-й стр-ры, появление новых производственных отделов
13. Управленческий контроль: его формы и средства реализации.
Контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Процесс контроля состоит из установки стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов. Контроль - это непрерывный процесс совпадающий в своем развитии с производственным циклом. Он включает 4 основных этапа:
1.Установка параметров, подлежащих контролю (стандартов).
2.Измерение параметров организации.
3.Обработка проведенных измерений.
4.Анализ результатов и внесение корректировок в работу.
Контроль необходим для борьбы с неопределенной ситуацией как внутренней так и внешней. Контроль предупреждает возникновение кризисных ситуаций. Контроль необходим и для поддержания успеха.
Виды контроля:
1.Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работ. Основными средствами осуществления предварительного контроля является реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Предварительный контроль используется в трех областях - по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам.
2.Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Объектом является подчиненные сотрудники.
3.Заключительный контроль основывается на обратной связи. Управляющие системы в организациях имеют разомкнутую обратную связь, то есть руководящий работник, являющийся по отношению к системе внешним элементом, может вмешиваться в ее работу, изменяя и цели системы, и характер ее работы.
14. Понятие с-мы и ее св-ва. Относительность выделения с-мы.
С-ма – мн-во динамических взаимосвязанных элементов. Эл-т с-мы – это неделимая часть с-мы, кот-я имеет свои специфические черты. Важнейшее понятие – связь м/д эл-ми. Два эл-та взаимосвязаны, если они накладывают ограничения друг на друга. Любая часть с-мы назыв-ся подс-мой, а все что не входит в с-му наз-ся ее внешней средой. С-ма явл-ся развив-ся объектом,проходящим этапы жизненного цикла. Относительность выделения с-мы из внешней среды и подс-мы из с-мы. С-ма – продукт сознательной деят-ти чел-ка. Относительность проявляется в том,что какую бы мы с-му не рассм-ли м выделить такую метас-му в кот-й данная с-ма явл-ся частью, и наоборот.
15. Содержание понятия организации. Социальная организация. Хозяйственная организация.
В хозяйственных организациях производственного типа основными производственными подразделениями являются цеха, самостоятельные участки и склады. Последние выполняют накопительную функцию и обеспечивают непрерывность процесса производства. Кроме того на складах осуществляются такие производственные операции, как сортировка, комплектовка, упаковка и т.п. В отдельных случаях именно на складах происходит основной процесс преобразования сырья и полуфабрикатов в готовый продукт (виноделие, изготовление сыров и др.).
Эффективность функционирования хозяйственной организации прежде всего зависит от того насколько рациональна ее производственная структура, как своевременно она совершенствуется и приспосабливается к современным условиям рынка, а также техническим и технологическим нововведениям. Поскольку все эти задачи составляют сферу деятельности аппарата управления, то и эффективность организации в конечном итоге являются следствием его работы
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8