Рефераты. Лекции по курсу «Финансы, кредит, денежное обращение» (2004г.)

Государственным бюджетом называет совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны, это основной финансовый план государства на текущий год имеющий силу закона.

Функции бюджета:

·                            распределение ВВП и национального дохода между отраслями и территориями

·                            доход за доходами и расходами бюджета (позволяет проанализировать своевременность и полноту поступлений финансовых средств в распоряжение государства, сложившиеся пропорции в распределении бюджетных средств, эффективность их использования)

Функции бюджета реализуются через бюджетные механизмы т. е. через методы и способы формирования доходов и расходов.

Величина бюджета отображает степень централизации финансовых ресурсов в руках государства, зависят от масштабность структурных сдвигов в экономике страны.

Государственный бюджет строится по балансовому методу (дефицит и профицит).









12.                        Бюджетная система России, понятие, уровни и принципы функционирования

Бюджетная система России – это основана на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируется нормами права, совокупность федеральных бюджетов, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетным устройством называется взаимосвязь между отдельными звеньями бюджетной системы, организацией и принципами ее построения.

   Состоит из 3 уровней:

1.        федеральный бюджет РФ (1)

2.        бюджет субъектов РФ (89)

3.        местные бюджеты (>528000)

   В каждый уровень входят бюджеты государства, внебюджетных фондов различных уровней.

   Федеральный бюджет и бюджет субъектов РФ, муниципальный образований – составляют консервированный бюджет РФ.

   Бюджетное устройство основывается на принципах:

1.              единство бюджетной системы – обеспечивается единой правовой базой, бюджетной классификацией, формами бюджетных договоров.

2.              Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы

3.              самостоятельность бюджетов – обеспечивает наличие собственных источников дохода и правом определять их использование.

4.              Принцип полноты – в каждом звене бюджета системы доходов и расходов должны отображаться в полном объеме.

5.              Эффективное и экономичное использование бюджетных средств.

6.              Гласность. Публичное утверждение бюджета отчетов, об их исполнении, бюджетное послание президента РФ.

Доходная часть бюджетов субъектов РФ (БСФР) должна состоять из закрепленных доходов – это те доходы которые поступают полностью или в твердо фиксированной доли  в соответствии бюджета.

Регулирующие доходы – это средства передаваемые из вышестоящего звена  бюджетной системы ниже стоящему, сверх закрепленных доходов для покрытия расходов, устанавливается в % на предстоящий финансовый год.

Дотация – это средства передаваемые безвозмездно из вышестоящего звена в твердой сумме для сбалансирования нижестоящего бюджета при их дефиците, без целевого назначения.

Субсидии –средства передаваемые из вышестоящего звена нижестоящему на финансирование строго целевого мероприятия и на определенный срок.

Кредитные ресурсы – средства которые передаются на определенный срок, на проценты и на возвратной основе.

В расходах БСРФ основная часть заключается в расходах на национально-социальные цели. Из средств ФБ осуществляется финансирование расходов на оборону, государственные программы, дотации  отдельным отраслям и бюджетным территориям.

Расходы бюджетов всех уровней на 2 уровня: текущие расходы и расходы бюджетного развития.

В бюджет развития входят: ассигнования на финансовые инвестиции и инновационную деятельность.


13.                        Бюджетная классификация, понятие и значение

Бюджетной классификацией – является основным методологическим документом на основе которого состоит и исполняется бюджет

Бюджетной классификацией – называется систематическая экономическая группировка доходов и расходов по однородным признакам, отражает социально-экономическое содержание показателей бюджетного планирования, она обязательна для всех учреждений составляющих и исполняющих бюджет , позволяет применять принцип сопоставимости, т.е. возможность сравнения экономически развитые страны, проводить анализ, необходимый для предоставления международного кредита и других целей.

Состав бюджетной классификации:

1.  классификация доходов бюджета РФ;

2.  Функциональная классификация расходов бюджета РФ;

3.  Экономическая классификация расходов бюджета РФ

4.  Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджета РФ

5.  Классификация источников внешнего финансирования дефицитов бюджета

6.  Классификация видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;

7.  Классификация видов государственных внешних долгов РФ, субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ;

8.  Ведомственная классификация расходов федерального бюджета.


14.                        Доходы бюджета: классификация, структура, источники

доходы бюджета – это денежные средства поступающие безвозмездно и безвозвратном порядке в соответствии с законом РФ, в распоряжение органов  государственной власти РФ, субъектов РФ и органов самоуправления.

Доход бюджета образуется за счет:

1 налоговых видов дохода:

2 неналоговых видов дохода

3 безвозмездных перечислений.

1.  – это обязательные безвозмездные платежи в пользу государства, к ним относятся федеральные, региональные, местные налоги, а также штрафы и пени уплаченные за нарушение налогового законодательства.

2.  1. Доходы от использования имущества находящихся в государственной или муниципальной собственности (арендная плата, % по остаткам банковских средств на счетах в банках, средства от возврата государственных кредитов, от продажи имущества полученных  как обеспечение по кредитам, доходы в виде прибыли приходящихся на долю государства в уставных капиталах товариществ, обществ и унитарных предприятий)

2.  2. Доходы от платных услуг, которые оказывают органы государственной власти и местного самоуправления (штрафы, конфискация, средства полученные от возмещения вреда полученных РФ)

2.  3. Финансовая помощь и бюджетные ссуды в виде дотаций, субвенций, субсидий.

Поступления от международных организаций и правовых иностранных государств, юридических и физических лиц, безвозмездные перечисления по взаимных расчетам.

15.                        Расходы бюджета: классификация, структура

Расходы бюджета – денежные средства, направленные на финансирование обеспечение выполнения задач и функций государства и местного самоуправления. Бюджетные средства предоставляются в следующих формах:

·   ассигнование – на содержание бюджетных учреждений;

·   средства на оплату товаров, работ и услуг – выполняются юридическими лицами по государственным и муниципальным контролем;

·   Трансферты  населению – бюджетные средства по обязательным выплатам населению пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат;

·   Бюджетные кредиты юридическим лицам;

·   Субвенции и субсидии;

·   Инвестиции в уставный капитал юридических лиц;

·   Бюджетные ссуды, дотации, субвенции, в бюджеты других уровней

·   Кредиты иностранным гражданам

·   Средства на обслуживание и погашение долговых обязательств долговых обязательств


Расходы бюджета группируются по 3 структурам:

1.Функциональная – строится в соответствии с основными функциями государства, состоит из 4 уровней:

·   представлен в виде 21 раздела расходов, определяет расходы бюджетных средств на оборону страны, государственное управление, международная деятельность, участие государства в развитии нации и техники, с/х, энергетики, социально-культурной деятельности

·   имеет 99 разделов, которые конкретизируют  направление расходов бюджетных средств

·   классифицирует целевые статьи расходов федерального бюджета по конкретным направлениям деятельности

·   детализирует целевые статьи.

2.Экономическая – группируются статьи расходов по экономическому принципу. Расходы делятся на 2 статьи:

·   капитальные, включают статьи затрат на инвестиции в действующие и и создаваемые юридические лица

·   текущие – часть расходов бюджета обеспечивающая функционирование органов государственной власти

3.Ведомственная – показывает адресное выделение финансовых ресурсов и отображает распределение средств по конкретным распорядителям. 138 федеральных министерств и ведомств





























16.                        Бюджетный процесс: понятие, принципы, участники и стадии бюджетного процесса

Бюджетный процесс регламентирует нормы права деятельности государственных органов и организацию местного самоуправления по составлению и рассмотрению проектов в бюджет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.