Рефераты. Конкуренция, как важное условие функционирования рыночной экономической системы

Конкуренция, как важное условие функционирования рыночной экономической системы

Министерство образования Р.Ф.

Средняя школа №91

 

 

 

 

 

Курсовая работа

По экономической теории.

 

 

 

Тема: «Конкуренция, как важное условие функционирования рыночной экономической системы».

 

 

Работу выполнил

Ученик 11Ф класса

Яровой А.П.

Научный руководитель:

Попова Т.Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород 2006

 

 

Содержание.

Введение…...………………………………………………………..3

Глава 1. Понятие, виды и сущность конкуренции.

1.1           Понятие конкуренции……………………………………………6

1.2           Сущность конкуренции………………………………………….8

1.3           Виды конкуренции…………………………………………….....9

Глава 2. Конкуренция и рыночная экономика.

2.1 Конкуренция в рыночной экономике………………..18

2.2 Методы конкуренции: ценовая и не ценовая. Рыночные и внерыночные формы…………………………………………………20     

2.3 Статистические данные конкуренции…………………………..29

2.4 Современные подходы к трактовке проблем совершенной и несовершенной конкуренции………………………………………..35

Глава 3 Антитрестовская политика.

3.1 Роль государственного регулирования при формировании конкурентных отношений на рынке………………………………...38

3.2           Методы антимонопольной промышленности………………...47

3.3    Антитрестовская политика и мировая экономика……………55

3.4    Будущее антитрестовского законодательства………………...57

Заключение…………………………………………………….58

Список литературы…………………………………..60

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм , состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур , взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

   По определению рынок - это организованная структура, где "встречаются" производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется  количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене ) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене ) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют  взаимодействие спроса и предложения.

   Ключевым  понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции (competition) . Конкуренцию - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как  взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом , побуждающим человека к конкурентной борьбе , является стремление превзойти других . В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба - это динамический ( ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

    В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.

   Главной отличительной чертой, раскрывающей преимущества рыночной экономики перед экономикой с централизованным планированием, является конкуренция. Именно она способствует прогрессу рыночного общества и поступательному движению цивилизации. Каждый действительно грамотный экономист знает, что рынок тем эффективнее, чем он больше удовлетворяет условиям  совершенной конкуренции. Только на таком рынке цены служат надежной информацией о том, что, как и сколько нужно производить. Реальная рыночная экономика немыслима без конкуренции. В этой связи возникает настоятельная необходимость в изучении конкуренции, ее уровня и интенсивности, в знании сил и рыночных возможностей наиболее сильных конкурентов, перспектив конкуренции на выбранных рынках.

   Некоторые представители нынешней власти уповают на старые советские методы командно-административного управления экономики, хотя в мире давно известно про их неэффективность и отсталость. Как мне кажется (и я далеко не одинок в своём мнении), идти необходимо в совершенно противоположном направлении - путём рыночных реформ и преобразований, какими бы тяжелыми они не были.

   Процесс становления рыночной экономики довольно длителен и неотделим от становления и развития нормальной конкуренции. Поэтому необходимо терпение и понимание всего процесса. Чтобы развить приличную рыночную экономику, необходимо, в первую очередь, позаботится о развитии конкуренции, т.к. рынок и конкуренция неотделимы друг от друга. Конкуренция- один из основных принципов существования рыночной экономики. Без неё преимущества рыночной системы хозяйства не смогут полностью проявится. Конкурентная экономика предполагает экономическую свободу хозяйствующих субъектов, многообразие форм собственности и видов предприятий, деловую активность предпринимателей, их состязательность в совершенствовании производства, внедрение нововведений, освоении производства новых товаров и услуг.

   Итак, рассмотрение категории «конкуренция» представляет интерес для меня, прежде всего потому, что само отношение к содержанию термина «конкуренция» в отечественной экономике совсем недавно претерпел кардинальное изменение. Конкуренция и все процессы, связанные с ней (демонополизация) новы для России и потому их изучение для нас важно и актуально.

  Таким образом, конкуренция - это лекарство от застоя в производстве, залог экономической мощи производителей и государства в целом. Поэтому необходимо как можно лучше исследовать тему конкуренции.

    Целью моей курсовой работы является:

1)  выяснить понятие и сущность конкуренции, определить её виды и то, как они влияют на развитие товаропроизводителей и национальной экономики в целом.

2)  установить, как конкуренция (положительно или отрицательно) влияет на экономику и производителей в различных рыночных ситуациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

1.1  Понятие конкуренции.

   Конкуренция- термин латинского происхождения, в буквальном переводе означает ’’сталкивание’’. Понятие конкуренции многозначно и не охватывается каким-либо универсальным определением. Конкуренция- это и способ хозяйствования, и такая форма существования капитала, при которой один индивидуальный капитал соперничает с другим. Конкуренция- соперничество, соревнование между выступающими на рынке товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли. Одновременно конкуренция- это механизм автоматического регулирования пропорций общественного производства. Являясь атрибутом рынка, конкуренция естественным путём возникает из рынка и одновременно служит непременным условием его существования и развития.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.