Рефераты. Концептуальные основы бухгалтерской (финансовой) отчетности в России и международной практике

Сопоставимость позволяет пользователям проводить как динамический, так и структурный анализ. Составление бухгалтерских (финансовых) отчетов в сопоставимом виде дает возможность исследовать коммерческую деятельность различных организаций или одной; и той же организации за определенный период.

Закон «О бухгалтерской отчетности», ПБУ 4/99, а также приказ Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 13.01.2000 г. № 4н установили составные части бухгалтерской отчетности. Начиная с 1 января 2000 г. в годовой бухгалтерский отчет включаются:

- бухгалтерский баланс — форма № 1;

- отчет о прибылях и убытках — форма № 2;

- пояснения к отчетности, куда входят:

- отчет об изменениях капитала — форма № 3;

- отчет о движении денежных средств — форма № 4;

- приложение к бухгалтерскому балансу — форма № 5;

- отчет о целевом использовании полученных средств — форма №6; .

- пояснительная записка - текстовая часть бухгалтерского отчета;          

           5.Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, если она в соответствии с требования-ми законодательства подлежит обязательному аудиту.

           В составе промежуточной бухгалтерской отчетности организация

может представлять кроме бухгалтерского баланса (форма № 1)

и отчета о прибылях и убытках (форма № 2) иные отчетные показатели (отчет о движении средств (форма № 4) и др.), а также пояснительную записку.

         Годовая или промежуточная бухгалтерская отчетность прилагается к сопроводительному письму организации, оформленному в установленном порядке и содержащему информацию о составе отчетности.

            Рассмотренные выше элементы бухгалтерского отчета взаимосвязаны, поскольку отражают разные аспекты одних и тех же хозяйственных операций и явлений. Например, информацию представленную в балансе (форма № 1), дополняют сведения, содержащиеся в отчете о прибылях и убытках (форма № 2), и наоборот.

         При составлении бухгалтерской отчетности организация может разрабатывать формы бухгалтерской отчетности самостоятельно, что позволяет учитывать особенности и условия деятельности организации, повысить информативность отчетности за счет выбора наиболее подходящей формы представления данных, облегчить пользователям отчетности работу с ней за счет концентрации только на существенных показателях, а также изначально готовить отчетную информацию в виде, пригодном для публикации.

     Разрабатываемые организацией формы бухгалтерской отчетности должны обеспечивать:

- полноту информации;

- последовательность представления информации во времени;

- нейтральность информации;

- возможность сравнения данных во времени;

- существенность информации.

Полнота информации. Бухгалтерская отчетность должна давать

достоверное и полное представление о финансовом положении

организации, финансовых результатах ее деятельности и об изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами по бухгалтерскому учету.

        Последовательность представления информации во времени. Организация должна придерживаться принятых ею форм бухгалтерской отчетности последовательно от одного отчетного периода к другому. Изменение принятых форм бухгалтерской отчетности возможно в исключительных случаях, например при изменении вида деятельности, появлении существенно нового типа активов или пассивов.

         Нейтральность информации. Нейтральность информации обеспечивается тем, что избранная организацией форма представления информации отвечает интересам разных групп пользователей отчетной информации, не оказывает влияния на решения и оценки пользователей отчетной информации и не предопределяет их.

         Возможность сравнения данных во времени. Избранные организацией формы бухгалтерской отчетности должны предусматривать указание по каждому числовому показателю (кроме отчета за первый отчетный период) данных минимум за два года - за отчетный и за предшествующий. Если организация решает раскрывать данные за более длительные периоды (три года и более), то по каждому числовому показателю в отчетности приводятся данные за несколько лет. Сравнительные данные должны приводиться как в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках, так и в пояснительной записке и других отчетах.

  Существенность информации. Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности, то есть когда без знания о них заинтересованные пользователи не могут оценить финансовое положение организаций, финансовые результаты ее деятельности и изменения в ее финансовом положении.    

         Заголовочная часть. Каждый отчет должен иметь заголовочную часть, в которой указываются:

- наименование отчета («Бухгалтерский баланс», «Отчет о прибылях и убытках», «Отчет о движении денежных средств» и другие);

- отчетный период - в отчете о прибылях и убытках и др. («за 2006 г.»), или отчетная дата - в бухгалтерском, балансе («на 31 декабря 2006 г.»);

- наименование организации и ее организационно-правовая форма;

- единица измерения и формат представления числовых показателей (тыс. руб. или млн. руб.).

В отчете, представляемом в налоговый орган и орган государственной статистики, помимо указанных реквизитов приводятся:

- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

- вид деятельности, признаваемый основным в соответствии с требованиями нормативных документов, утвержденных Госкомстатом Российской федерации;

- форма собственности согласно Классификатору форм собственности;

- полный почтовый адрес (на бухгалтерском балансе);

- дата утверждения;

- дата отправки/принятия.   

      В отчете, представляемом в налоговый орган и орган государственной статистики, все перечисленные реквизиты сопровождаются соответствующими кодами из утвержденных классификаторов.

         Содержательная часть. При разработке форм бухгалтерской

отчетности необходимо исходить из состава показателей, подлежащих раскрытию в соответствии с нормативными актами по бухгалтерскому учету, в частности ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».

Стоимостные показатели приводятся в бухгалтерской отчетности

без десятичных знаков в тысячах или в миллионах рублей (если организация имеет существенные обороты продаж, обязательств и т.п.).

 Подписи в отчетности. Бухгалтерская отчетность должна быть

подписана руководителем и главным бухгалтером организации. Их подписи проставляются в конце каждой формы бухгалтерской отчетности.

         Реквизит «Подпись» должен включать:

- наименование должности лица, подписавшего отчет (например:

«Генеральный директор акционерного общества», «Председатель правления акционерного общества», «Главный бухгалтер акционерного общества»);

- собственноручную подпись лица;

- расшифровку подписи (фамилия и инициалы).

      Датирование отчетности: Бухгалтерская отчетность организации должна быть датирована, то есть должна быть указана фактическая дата подписания ее руководителем и главным бухгалтером организации.               В бухгалтерской отчетности дата подписания проставляется одним из следующих способов: на каждой форме бухгалтерской отчетности или на бухгалтерском балансе. Дата подписания бухгалтерской отчетности проставляется после подписей машинописным или рукописным способом. Наличие даты подписания бухгалтерской отчетности имеет значение для раскрытия событий после отчетной даты.   Все формы бухгалтерской отчетности заполняются на основании остатков по счетам Главной книги. Статьи актива баланса заполняются по данным дебетовых остатков активных счетов, а статьи пассива баланса — по данным кредитовых остатков пассивных счетов.

       Счета, отражающие состояние расчетов, показываются в балансе в развернутом виде: дебетовое сальдо по субсчетам этих счетов должно быть представлено в активе, а кредитовое сальдо - в пассиве. Например, показатели формы «Отчет о прибылях и убытках» заполняются на основании данных дебетовых и кредитовых оборотов по счетам 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки»: Некоторые показатели бухгалтерской отчетности заполняются на основании данных аналитического учета (ведомостей, журналов-ордеров или иных аналогичных по назначению регистров). Однако основным источником информации для заполнения форм бухгалтерской отчетности остается Главная книга.

        Проверка записей на счетах бухгалтерского учета. Чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъявляемым к ней требованиям, должны соблюдаться следующие условия:

- отражение хозяйственных операций В бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных первичных документов;

-отражение за отчетный период всех хозяйственных операций, а также результатов инвентаризации, если она проводилась;

- совпадение данных синтетического и аналитического учета.

        Цикл учетной работы за любой очередной месяц (в межотчетном периоде) можно разделить на три части:

- составление бухгалтерских записей (проводок) на основании надлежаще оформленных первичных документов (накопительных, группировочных ведомостей). Это самая главная часть цикла учетной работы в межотчетный период. Именно на этом этапе от бухгалтера требуется хорошее знание, как нормативных бухгалтерских документов, так и налогового законодательства;

- перенос всех фактов хозяйственной деятельности организации за месяц из первичных документов (накопительных, группировочных ведомостей) в регистры бухгалтерского учета (например, в журнал регистрации хозяйственных операций и др.);

- формирование информации об объектах бухгалтерского учета на счетах Главной книги на основании итоговых данных учетных регистров.                                               

        В конце отчетного периода по всем счетам Главной книги подсчитываются дебетовые и кредитовые обороты, по подавляющему большинству счетов выводится конечное сальдо.

           По некоторым счетам, например 60 «Расчеты с поставками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», надо исчислять развернутое сальдо. Отражение развернутого сальдо в балансе (в активе - дебетового, а в пассиве - кредитового) необходимо для объективной характеристики финансового положения организации.

            Счета 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Брак в производстве», 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» ежемесячно закрываются, их обороты по дебету и кредиту обязательно равны, сальдо отсутствует.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.