Рефераты. Коммерческий кредит

Западноевропейские фирмы предоставляли кредиты на те же сроки, что и на денежном рынке страны импортера. Кредиты при продаже станков, грузовых машин, складского оборудования, строительных машин предо­ставлялись обычно на 2-3 года. Однако иностранные поставщики могли давать кредиты и на более длительные сроки. Наиболее гибкую политику в этом плане проводили фирмы ФРГ. Например, при продаже станков на внутреннем рынке небольшие и средние итальянские фирмы получали рассрочку платежа до 2-3 лет. Фирмы же ФРГ поставляли в Италию станки в кредит на срок от 2 до 5 лет, а в период спада конъюнктуры в 1964-65 гг. даже на срок до 10 лет.

Фирмы-поставщики шли на предоставление кредитов иностранным по­купателям подчас даже с большей задолженностью, чем банки страны-им­портера. В свою очередь, фирмы-импортеры также предпочитали обра­щаться за кредитами к экспортерам, т.к. условия были выгоднее, а возни­кавшая задолженность не лишала их возможности получать кредиты у местных банков. Фирмы-кредиторы получали ссуды на экспортные нужды у своих банков, как правило, по льготным ставкам, а их кредитные опера­ции гарантировались от различных рисков государственными страховыми компаниями.

Естественно, что острая конкурентная борьба с помощью экспортных кре­дитов имела место при продаже тех видов товаров, на рынке которых наблю­далась особенно плохая конъюнктура.

Даже в США представление прямых правительственных кредитов и прямых кредитов государственных кредито-финансовых организаций для финансирования экспорта в конце 60-х годов резко сократилось. Сокращение таких операций Экспортно-Импортным банком сопровождалось расширением практики предоставления американскими экспортерами фирменных кредитов.

3. Коммерческий кредит на современном этапе

В начале 70-х годов коммерческое кредитование все еще оставалось глав­ным финансовым инструментом сбыта продукции в оптовом звене. Однако свойственная коммерческому кредиту угроза нарушения цепной платежной зависимости в процессе купли-продажи товара делала другие виды кредитова­ния внешней торговли все более предпочтительными.

В современном мире львиная доля коммерческого кредита приходится на крупнейшие ТНК, которые имеют наиболее благоприятные условия реализа­ции товаров и получения причитающихся платежей. Сила таких ТНК состоит в их способности осуществлять широкий выбор вариантов тактической полити­ки по отношению к должникам и оценивать потенциальные возможности по­купателей в более раннем получении финансовых ресурсов через классический метод учета и залога векселей и другие более современные формы банковского рефинансирования коммерческого кредита.

В настоящее время преобладающей на рынке становится тенденция к удли­нению сроков реализации товаров, причем не только в фазах кризиса и депрес­сии, но и во время оживления и подъема. Если в прошлом веке наблюдалось ускорение реализации товаров (например, средний срок учета векселей в царской России сократился со 156 дней в 1870-1874 гг. до 92 дней в 1905-1909 гг. (аналогичные тенденции наблюдались и в других странах), и вплоть до 70-х годов типичным сроком учета векселя были 3 месяца), то сейчас получают развитие более длительные сроки учета векселей до 120-170 дней.

Наряду с развитием прямой продажи продукции ее конечному потребителю непосредственным производителем возрастает значение оптовых посредников, ' что способствует накоплению больших товарных запасов в различных торг­овых звеньях.

В последнее время ускоренно развивается торговля потребительскими то­варами, которая все больше влияет на торговлю в целом, на производственный процесс и на развитие кардинальных связей между производителями и потребителями. Резко возрос товарооборот между компаниями, входящими в состав одной ТНК.

Все это во многом предопределило уровень и формы развития кредита во внешней торговле в 80-е годы.

В последнее время все больше и больше становится заметным государст­венное субсидирование экспорта. Правительства развитых стран стали чаще и в больших объемах направлять на эти цели часть мобилизованных у налогоп­лательщиков в бюджет средств для улучшения платежного баланса страны, поддержания уровня занятости и экономической активности в экспортных отраслях промышленности.

Поскольку экспортные кредиты в первую очередь требуют наличия боль­ших денежных фондов, государство стремится снять с себя часть бремени по их аккумуляции и привлекает основную массу необходимых ресурсов с част­ных рынков капитала, а собственные бюджетные средства направляет только на доведение условий предоставления внешнеторговых кредитов до конкурен­тоспособного уровня, понижая процентные ставки по ним и увеличивая период кредитования. Соответственно, чем больше условия предоставления внешне­торговых кредитов отличаются от существующих на внутреннем рынке капи­тала, тем выше расходы правительства. Теоретически при такой системе суб­сидирования экспорта государство способно значительно "отрывать" условия своих кредитов от рыночных, но на практике его возможности в этом отноше­нии не безграничны. Это вынуждает развитые страны искать компромиссы в данной области, т.е. определять рамки взаимосогласованных условий государ­ственного финансирования внешней торговли.

Весной 1978 г. страны-члены ОЭСР, кроме Турции и Исландии, подписали соглашение об унификации экспортных кредитов, называемое чаще Консенсу­сом по экспортным кредитам. Это соглашение направлено на унификацию важнейших условий государственных экспортных кредитов: сроков, мини­мального размера процентной ставки, доли покрытия льготной ссудой стоимо­сти контракта или минимального размера наличных платежей, круга подпада­ющих под него товаров и услуг. Все эти условия регулярно пересматриваются.

Рост доли государственного кредитования экспорта по сравнению с част­ным вызван меньшей выгодностью последнего. Эта сравнительная невыгод­ность заключается не только в рыночном уровне процентной ставки, но и в меньшем размере кредита, отсутствии автоматизма в его получении. Кроме того, развитие на международном ссудном рынке тенденции предоставления займов по "плавающим" ставкам значительно затрудняет оценку общей сто­имости займа для должника, т.к. уровень процента заранее неизвестен.

Однако в 80-е годы одновременно с быстрым развитием государственного прямого банковского кредитования происходит и увеличение объема коммер­ческого кредитования и связанного с ним косвенного банковского кредита, хотя и гораздо меньшими темпами. Рост мирового внешнеторгового оборота (доля экспорта в мировом ВВП поднялась с 12% в 1960 г. до 22 % в 1980 г.), удлинение времени реализации товаров, увеличение числа посредников, фор­сирование (в том числе и государством) производства и реализации товаров - все это привело к необходимости для фирм увеличения объема продаж товаров в кредит.

Как уже отмечалось выше, в первой половине XX века при абсолютном росте объема коммерческого кредитования, его доля в опосредствовании внеш­неторговых продаж имела тенденцию к снижению. Одна из причин этого процесса, продолжающегося и поныне, заключалось в формировании все боль­шего числа монополий и укреплении их позиций в экономике, что способство­вало росту продаж товаров конечному потребителю, минуя оптовых посредни­ков. Кроме того, изменение роли банков означало, в частности, и снижение доли косвенного банковского кредитования по сравнению с прямым.

Существует внутренняя противоречивость развития коммерческого креди­тования, которая обусловлена тем, что оно, с одной стороны, базируется на движении товаров и определено им, а с другой стороны, является одной из форм кредита вообще и отражает общее состояние его развития.

Коммерческий кредит самым тесным образом связан с банковским - банки производят акцепт, учет, переучет коммерческих векселей, принимают их в залог. Поскольку за каждым таким векселем стоят определенные товары, продажа которых позволяет погасить обязательства по нему, то эти операции с векселями считаются для банков наиболее безопасными и ликвидными.

Получили развитие и векселя, не базирующиеся на торговых сделках - финансовые векселя, плательщиками по которым выступают банки, а также "дружеские" векселя, взаимно выставляемые предпринимателями друг на дру­га с целью получения банковских ссуд.

Таким образом, векселю не всегда противостоят реальные товары, что часто приводит к серьезным затруднениям при превращении его в деньги.

В период экономического кризиса 1929-1933 годов и последующей депрес­сии четверть всех банкротств произошла вследствие неплатежеспособности векселедателя или гарантировавшего его банка.

В настоящее время проблема получения денег по векселям не только не ослабла, но, напротив, значительно возросла. Особенно актуальной стала про­блема задержки возврата средств по векселю. По оценкам специалистов, почти каждый пятый вексель погашается с несоблюдением сроков. Все это замедляет нормальный кругооборот капитала, может подорвать доверие к корпорации и снизить ее конкурентоспособность. В связи с этим возрастает внимание корпо­раций к вопросам организации коммерческого кредита. Особенно активны в этой области ТНК.

Буржуазные экономисты выделяют следующие основные составляющие реализации: условия предоставления коммерческого кредита (количество гарантов, срока) , методы платежа (формы расчетов, оплата частями или целиком и т.д.), возможность отклонения объема товаров в каждой партии от заказан­ного количества. Эти элементы во многом определяют организацию механизма коммерческою кредитования.

В 70-х годах в крупных ТНК появились специальные отделы, занимающи­еся коммерческим кредитованием, руководители этих отделов стали входить в советы управляющих. Первоначально основной задачей этих отделов был сбор платежей, причитающихся по векселям. В дальнейшем их функции расшири­лись и стали охватывать:

·           организацию воздействия на потенциальных неплательщиков;

·           изучение платежеспособности клиентов;

·           разработку новых форм коммерческого кредита и платежей.

Эти отделы тесно сотрудничают с банками, работающими с векселями, принадлежащими ТНК. Например, у "American Steel" в отделе коммерческого кредита работают банковские служащие, создана картотека векселей, соеди­ненная электронными каналами связи с банковским компьютером; предостав­ление банковского кредита под вексель происходит практически автоматиче­ски, в результате данный отдел ТНК срастается с банком.

Если в 60-х годах ТНК уделяли мало внимания реализации товаров, то с 1973 г. положение резко изменилось. По целой группе товаров (нефть, газ, цемент, кофе и др.) спрос стал в течение длительного времени превышать предложение, а по другим товарам (автомобили, черные металлы, суда и др.) имело место противоположное явление. Все это наложило значительный отпе­чаток на развитие коммерческого кредита и поведение контрагентов при за­ключении торговых сделок. Основным желанием поставщиков стало ускорение срока получения платежа. Наличие векселя в портфеле корпорации отнюдь не гарантировало получение денежных средств, а в случае их получения - возме­щение затрат на производство из-за инфляционного процесса. Особенно остро данная проблема затрагивала экспортные поставки из-за резких валютных колебаний.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.