Рефераты. Изменения, произошедшие в финансовой системе России, в переходе к рыночной экономике

Тесные контакты имелись у Министерства финансов с органами кредитной системы. Оно давало заключения по кассовому плану Госбанка СССР и кредитным планам Госбанка СССР и Стройбанка СССР. Совместно с Госпланом СССР и банками Министерство финансов разрабатывало предложения по улучшению денежного обращения. Выпуску и размещению государственных внутренних займов и лотерей, участвовало в составлении балансов денежных расходов и доходов населения. Министерство финансов СССР возглавлял министр, назначаемый Верховным Советом СССР. При министерстве образовывался совещательный орган - коллегия министерства, в состав которой входили заместители министра и члены коллегии.

В составе министерства выделялись структурные подразделения – управления и отделы (схема№2)






 


   


В заключение этой главы я хочу заключить, что в системе управления финансов России в период перехода к рыночным отношениям произошли довольно значительны перемены. При СССР управление финансами осуществлялось только из одного органа – Министерства финансов. Сегодня же на смену единому органу управления — Министерству финансов пришла целая система специализированных финансовых и кон­трольных органов: Государственная налоговая служба, Феде­ральная служба налоговой полиции, Счетная палата, Государст­венный таможенный комитет и т. д. Наряду с развитием госу­дарственных органов контроля широкое развитие получил не­зависимый аудиторский финансовый контроль. Важное значение в условиях перехода на рыночные отношения приобрел финансовый менеджмент (эффективное управление ресурсами предприятий различных форм собственности). В условиях административно – командной системы финансовый менеджмент не приобрел должного развития. Функции, задачи и методы финансового управления Министерств финансов остались практически похожими т.е прогнозирование, планирование, налогообложение, самофинансирование,  кредитование, система расчетов, система амортизационных отчислений, вопросы стимулирования, система финансовых санкций. 


Изменения, произошедшие в государственном бюджете.


Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т.е через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

Государственный бюджет представляет основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти – парламентом.

Федеральный бюджет – основное орудие перераспределения национального дохода и ВВП. Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства социально – культурных мероприятий,  укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных резервов и др.

Во время перехода к рыночным отношениям произошли также и серьезные изменения в государственном бюджете о которых я собираюсь рассказать далее.             


Состав и структура государственного бюджета СССР.


При СССР Государственный бюджет играл роль главного инструмента управления финансами. Выполнение Закона о бюджете являлось категорическим императивом  для исполнительной власти. Контроль за исполнением бюджета служил основной задачей деятельности финансовых органов, а кассовое его исполнение входило в полную компетенцию Госбанка СССР. В 1966-1970 гг. через государственный бюджет распределилось 53% национального дохода, в 1971-1975 гг. –56.7%, 1976-1980 – 62,8% 1985г.-64,4%, в 1990 - 67,3%. Бюджет был тесным образом связан с финансовыми планами отраслей и предприятий и это было базовой информационной, аналитической и правовой основой контроля, за использованием не только бюджетных средств, но и всех финансовых ресурсов.  

Государственный бюджет СССР включал различные виды бюджетов. Совокупность бюджетов, связанных между собой оп­ределенными, установленными законодательством взаимоотноше­ниями, составляло бюджетную систему СССР. Под бюджетным устройством понимались организация бюд­жетной системы, принципы ее построения, экономические и юри­дические основы взаимодействия между всеми видами бюджетов.

Принцип бюджетного устройства при СССР характеризовался: демократическим централизмом (заключался в орга­ническом сочетании централизованного руководства всей бюджетной системой с предоставлением широких бюджетных прав республиканским и местным органам власти, в привлечении к бюджетной работе широких масс трудящихся) и единством бюджетной системы (выражался в том, что все многочисленные самостоятельные бюджеты объединялись в государственном бюджете СССР, составлялись и исполнялись в соответствии с общими директивами и общесоюзным законода­тельством. Это обеспечивало единый подход к мобилизации средств на всей территории страны и финансированию различ­ных видов расходов).

Государственный бюджет СССР объединял союзный бюд­жет, государственные бюджеты 15 союзных республик и бюджет государственного социального страхования. В свою очередь го­сударственный бюджет союзной республики включал республи­канский бюджет союзной республики, государственные бюджеты АССР и местные бюджеты — областей, краев, округов, районов, городов, поселковые и сельские бюджеты.


Бюджетная система СССР


Доходы государственного бюджета СССР по экономическому содержанию делились на две группы. Первую составляли поступ­ления от социалистического хозяйства (платежи государственных -предприятий и организаций, а также кооперативных и обществен­ных организаций). Ко второй группе доходов бюджета относились платежи населения, главным образом налоги.

Доходы государственного бюджета СССР.

В целом для доходов госбюджета СССР было характерно абсолют­ное преобладание поступлений от социалистического хозяйства, доля которых превышала 91% всех доходов. Поскольку в эконо­мике ведущую роль играла общенародная собственность, то и в бюджете главными являлись платежи государственных пред­приятий и организаций. Динамичный рост общественного про­изводства обусловливало неуклонное увеличение доходов бюд­жета, что видно из следующей таблицы№2:

1970 г.

1980 г.

1982 г.

млрд.руб

млрд.руб

млрд.руб

156,7

302,7

353

142,9

276,8

324,5

13,8

25,9

28,5




Всего доходов госбюджета СССР


Поступления от соц. хоз-ва


Поступления от населения


Главными поступлениями в бюджет от государственных предприятий являлись налог с оборота и платежи из прибыли. Более подробно про налоги я хотел бы рассказать позже.  В 1982 г. сумма налога с оборота составила 100,6 млрд. руб., или 28,5% всех доходов государственного бюджета. По сравнению с 1970 г. поступления налога с оборота возросли более чем в 2 раза. Плательщиками налога являлись хозрасчетные государственные и кооперативные предприятия и организации, реализующие продукцию собственного производства или собственной заготовки по оптовым ценам промышленности или розничным ценам, имеющие самостоятельный баланс и расчетный счет в банке.

Помимо налога с оборота, поступлениями в бюджет являлись: плата за фонды, фиксированные (рентные) платежи, отчисления от прибыли, подоходный налог с колхозов, доходы от внешней торговли, лесной доход, включающий плату за древесину, отчисления предприятий добывающей промышленности на погашение затрат по геологоразведочным работам.

Доходы бюджета также включают поступления от населения. В целом платежи населения составляли менее 9% всех доходов бюджета. Среди налогов главное место занимал подоходный налог. В зависимости от характера дохода и способа его получения плательщики налога делились на несколько групп: рабочие и служа­щие; литераторы и работники искусств; врачи, учителя, адвокаты и другие лица, занимающиеся частной практикой; кустари, ремес­ленники и др. Основной являлась первая группа плательщиков.

Расходы государственного бюджета СССР.


По роли в общественном воспроизводстве расходы делятся на две группы: расходы на развитие материального производства и расходы на содержание и развитие непроизводственной сферы. Наиболее широко в практике бюджетной работы применяется классификация расходов по их общественному назначению. Здесь выделяются четыре основные группы расходов: на финансирова­ние народного хозяйства, социально-культурные мероприятия, оборону страны и управление.

Состав расходов государственного бюджета и их динамика характеризовались следующими данными см.табл.3




1970 г.

1980 г.

1982 г.

млрд.руб

млрд.руб

млрд.руб

154,6

294,6

343,1

74,6

161,0

57,9

55,9

98

31,9

17,9

17,1

5,0

1,7

1,1

0,8

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.