Главными поступлениями в бюджет от государственных предприятий являлись
налог с оборота и платежи из прибыли. Более подробно про налоги я хотел бы
рассказать позже. В
1982 г. сумма налога с оборота составила 100,6 млрд. руб., или 28,5% всех
доходов государственного бюджета. По сравнению с 1970 г. поступления налога с
оборота возросли более чем в 2 раза. Плательщиками налога являлись хозрасчетные
государственные и кооперативные предприятия и организации, реализующие
продукцию собственного производства или собственной заготовки по оптовым ценам
промышленности или розничным ценам, имеющие самостоятельный баланс и расчетный
счет в банке.
Помимо налога с оборота, поступлениями в бюджет являлись: плата за
фонды, фиксированные (рентные) платежи, отчисления от прибыли, подоходный налог
с колхозов, доходы от внешней торговли, лесной доход, включающий плату за
древесину, отчисления предприятий добывающей промышленности на погашение затрат
по геологоразведочным работам.
Доходы бюджета также включают поступления от населения. В целом платежи населения
составляли менее 9% всех доходов бюджета. Среди налогов главное место занимал
подоходный налог. В зависимости от характера дохода и способа его получения
плательщики налога делились на несколько групп: рабочие и служащие; литераторы
и работники искусств; врачи, учителя, адвокаты и другие лица, занимающиеся
частной практикой; кустари, ремесленники и др. Основной являлась первая группа
плательщиков.
По
роли в общественном воспроизводстве расходы делятся на две группы: расходы на
развитие материального производства и расходы на содержание и развитие
непроизводственной сферы. Наиболее широко в практике бюджетной работы
применяется классификация расходов по их общественному назначению. Здесь
выделяются четыре основные группы расходов: на финансирование народного
хозяйства, социально-культурные мероприятия, оборону страны и управление.
Состав
расходов государственного бюджета и их динамика характеризовались следующими
данными см.табл.3