Объявлений публиковалось
все больше, и со временем они выделились в специальное приложение
(«суплемент»).
В середине XVIII
века раздел объявлений по своему объему сравнялся с основной информационной
частью газеты. Как справедливо отмечает автор приведенной выше цитаты А. П.
Киселев, «объявление становилось если не единственной, то основной формой
информации об экономической и культурной жизни».* Это были не сухие строки
официальных реестров и реляций, а живое отражение времени со всеми его
противоречиями и парадоксами. К примеру, динамичное развитие и укрепление российской
экономики происходило ценой ужесточения крепостнических порядков - и в
«суплементе» к № 13 «Санкт-Петербургских ведомостей» за 1770 год мы читаем:
«продаются огурцы лутчего соления и примерного поведения кучер с женой (...)»,
«Желающие купить дворовую девку 13 лет могут спросить в Семеновском полку в
офицерской линии». Подобная реклама в ««Санкт-Петербургских ведомостях» сохранилась
вплоть до начала следующего века. Например, в приложении к первому номеру
газеты за 1801 г. публиковалось следующее объявление:
«От Вологодского
губернского правления объявляется, дабы желающие купить с аукционного торгу
описные помещика Аркадия. Левашова Гразовецкой округи сельца Захарова мужска
пола - 3, женка пола - 3 же души без земли, оцененные Никиту Васильева, 70 лет
в 10 рублей, жену его Авдотью Григорьевну50 лет - в 5 руб., Григория Игнатьева
70 лет - в 3 рубля, жену его Авдотью Ивановну 60 лет в 3 рубля, Григория
Максимова 40 лет в 30 рублей, жену его Авдотью Максимову 30 лет в 20 рублей явились
в правление в назначенные для продажи сроки: генваря 2 и 30 числа с.г.».
Со временем
реклама в «Санкт-Петербургских ведомостях» стала все более дифференцированно
отражать развитие экономической жизни: публиковались извещения о банкротствах,
о взыскании кредиторами уплаты по векселям, о принудительной распродаже имений
с торгов, в том числе для покрытия ущерба от расхищения казенного имущества.
Наряду с этим страницы газеты наполняла повседневная частная информация:
«Продается подержанный чепрак, обшитый широким позументом и бахромою, походная
кровать, кресла с выдвижною из оных кроватью, не обшитые, кожею, и весьма
удобная дорожная коляска. Спросить о них едучи к конной гвардии в смежном с
Таврическим садом каменном доме у живущих над погребом»."
В 1756 году под
эгидой Московского университета начала выходить газета «Московские ведомости».
Ее структура и организация материала по рубрикам были сходны с
«Санкт-Петербургскими ведомостями». Аналогичной была и реклама. Изменения в
содержании и оформлении этой газеты связаны с деятельностью знаменитого
просветителя Н. И. Новикова (1744-1818), который взяв в аренду типографию Московского
университета, редактировал «Московские ведомости» с 1779 по 1789 год. Главным
его новшеством стал обстоятельный библиографический отдел - рубрика «0
российских книгах». Здесь помещалась регулярная реклама изданий, выпущенных
Университетской типографией, и всех новинках, продававшихся в Университетской
книжной лавке. В особом «Объявлении» в М 104 за 1784 год издатель сообщал, что
к известиям о новых книгах «всегда присовокупляемы будут главнейшие показания содержащихся
в них материй, дабы по тому читатели могли судить о достоинствах оных»."
За полтора
десятилетия до этого, в своем первом сатирическом журнале «Трутень» Новиков
пародировал рекламное поветрие, начатое «Санкт-Петербургскими ведомостями».
Шутливо обыгрывая традиционные рубрики «Подряды», «Продажи», «Зрелища»,
«Книги», «Отъезжающие», сатирик писал под первой из них: «Для наполнения
порожних мест по положенному у одной престарелой кокетки о любовниках штату,
потребно поставить молодых, пригожих и достаточных дворян и мещан до 12
человек, кто пожелает в поставке оных подрядиться, или и сами желающие
заступать те убылые места, могут явиться у помянутой кокетки, где и кондиции им
показаны будут». И далее там же: «Внекоторое судебное место потребно
правосудия до 10 пуд; желающие в поставке этого подрядиться, могут явиться в
оном месте». Под рубрикой «Продажа» сатирик извещал: «Недавно пожалованный
воевода отъезжает в порученное ему место и для облегчения в пути продает свою
совесть; желающие купить, могут его сыскать в здешнем городе».
Мы приводим эти
пародийные тексты, главным образом, затем, чтобы показать, сколь глубоко
укоренился в русской культуре середины XVIII века жанр рекламного
объявления. Во все века сатирики стремились высмеивать наиболее популярные,
распространенные явления своего времени. Популярность жанра объявлений в ту
эпоху не оставляет сомнений. Лучшие журналисты эпохи не считали зазорным их
комментировать. Например, Н. М. Карамзин во втором номере нового журнала
«Вестник Европы» за 1802 год в заметке «Странность» выражал недоумение по
поводу объявления, помещенного в одном из столичных изданий: французский
гувернер сообщал об открытии близ Парижа пансиона для русских дворян и
предлагал учить их «всему нужному», в том числе русскому языку. Патриотические
чувства Карамзина были покороблены: «Живучи в уединении, я не знаю, что другие
подумали о таком объявлении. Мне кажется оно более смешным, нежели досадным:
ибо я уверен, что наши дворяне не захотят воспользоваться благосклонным предложением
господина ММ».