Рефераты. Иностранные инвестиции и их влияние на состояние государственных финансов

Основными препятствиями для притока иностранного капитала в Россию являются политическая нестабильность, инфляция, несовершенство  законодательства, чрезмерные налоги, отсутствие механизма защиты иностранных инвестиций, криминогенность обстановки, распространение коррупции, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение и др. Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию.

За последние годы Россия потеряла ощутимое количество реальных иностранных инвесторов, которые желали вложить средства в Российские предприятия, но были вынуждены отказаться от этого. Причинами отказа стали, прежде всего, высокие издержки и, как следствие, неконкурентоспособность производства в России, а также сложные и запутанные способы регистрации инвестиций в российские предприятия.

В России отсутствует четкая государственная программа привлечения иностранных инвестиций, предусматривающая приоритетность развития тех или иных отраслей экономики или территорий. В целом в современных условиях в России состояние инвес­тиционного климата характеризуется наличием высокого ин­вестиционного риска.  На конец 1999 г. он составил 7,28 балла по десятибалльной шкале, в том числе социально-политический риск был оценен в 7,74 балла, внутриэкономический – в 7,65 балла, внешнеэкономический – в 6,45 балла (по оценке независимого информационного агентства ЮНИВЕРС).

Рассмотрим основные риски, которые ждут иностранных инвесторов на российском рынке. Во-первых, это политические и правовые риски. Отсутствует строго иерархическая система законодательных актов, обеспечивающих законодательную защиту инвестиций. Зарубежные инвесторы сталкиваются  в России с множеством препятствий, связанных с характером российской правовой системы и особенностями реализации российского права в административной практике. Часто административными органами не соблюдаются положения законов о предоставлении льгот иностранным инвесторам. Отсутствует четкий механизм, регламентирующий, какой именно нормативный акт следует применить в каждом конкретном случае. Огромное количество нормативных актов (указов, распоряжений, инструкций), регулирующих одни и те же правоотношения, часто противоречат друг другу. Первый важный шаг в решении данной проблемы был сделан в 1999 году, когда был принят ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ». В соответствии с этим законом,   зарубежные инвесторы получили право на беспрепятственный перевод за пределы Российской Федерации доходов и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными ими инвестициями. Правда, в перечень доходов не были включены амортизационные отчисления. Данное положение обязывает зарубежных инвесторов осуществлять простое воспроизводство прежде всего в России. Это в определенной мере удерживает иностранных инвесторов от вывоза прибыли за рубеж в долларах. Для минимизации правовых рисков в стране необходимо завершить начатую кодификацию нормативно-правовых актов, посвященных данному вопросу.

В России на сегодняшний момент высоки валютные и инфляционные риски. Производственные риски в России тоже имеют свои особенности. В первую очередь, это проблема неплатежей. Исследователи признают, что в России низкая квалификация менеджмента, а в связи с этим возникают управленческие риски. По криминальным рискам Россия тоже держит одно из первых мест в мире.

Необходимым условием для привлечения иностранных капиталов в Россию сегодня является борьба с криминальными элементами. В международной экономике всё больше возрастает роль мелких и средних инвесторов, а они и являются основными объектами криминальных структур. Важнейшей причиной недостатка капиталовложений является именно криминальность нашего общества. Если для крупных компаний коррумпированность чиновников и местные банды не слишком страшны, то мелкий и средний бизнес оказывается перед ними беззащитным.

Крайне острой проблемой стало регулирование таможенного режима. В настоящее время ряд иностранных компаний, реализующих импортозамещающие проекты, столкнулись с ситуацией, в которой действующие ставки таможенных пошлин на сырьё, комплектующие и готовую продукцию делают производство в России нецелесообразным. В западной прессе это явление уже получило название «синдром IBM». Компания IBM была вынуждена свернуть сборку компьютеров в России в связи с тем, что ставки импортных пошлин на комплектующие были выше, чем на ввозимые персональные компьютеры. С каждым месяцем число таких примеров увеличивается [13].

Что касается потенциальных возможностей привлечения иностранного капитала на российский рынок, по мнению ведущих экономистов, они достаточно велики. Это объясняется, во-первых, высокой ресурсной обеспеченностью страны. Россия обладает огромными запасами природных ресурсов и в этом плане является весьма привлекательной для  иностранных инвесторов. В то же время, подобные выводы не совсем оправданы в отношении ресурсов рабочей силы. Для многих ТНК, особенно наиболее развитых, в настоящее время на первый план выходят не столько обилие и дешевизна рабочей силы, сколько её квалификация, отношение к труду и прочие качественные параметры. Вместе с тем с качественными параметрами российской рабочей силы дело обстоит не вполне благополучно. Рейтинги швейцарского института Beri по качеству рабочей силы (Интегральный показатель качества рабочей силы рассчитывается как средневзвешенная величина 4-х составляющих: трудовое законодательство и тарифные соглашения, соотношение между уровнями заработной платы и производительности труда, трудовая дисциплина и отношение к труду, уровень квалификации работников) не подтверждают распространенного представления о наличии конкурентных преимуществ России в этой области. Россия, согласно данным этого рейтинга, находится лишь в третьей из четырех выделенных групп из 49 государств. Третья группа объединяет страны, где в принципе можно размещать капитал, но условия для этого не очень благоприятные. Такая оценка качества российской рабочей силы является результатом плохих оценок отдельных показателей. Если состояние трудового законодательства, тарифных соглашений, квалификация работников оцениваются на относительно среднем уровне, то трудовая дисциплина и отношение к труду, соотношение между уровнями заработной платы и производительностью труда – очень низко.

По моему мнению, хотя Россия и обладает богатым ресурсным потенциалом, реализация имеющихся здесь возможностей прямо связана с протеканием экономических реформ, законодательной базой и политическим климатом для инвестиций.

Существуют определенные причины того, что проводимая сегодня политика привлечения иностранных инвестиций неэффективна. Во-первых, в России сохраняется высоким уровень неформальных барьеров для инвестиций.  Устранение этих причин для иностранных инвесторов в России могло бы существенно повлиять на расширение деловой активности прежде всего тех инвесторов, которые уже присутствуют на российском рынке.

Во-вторых, как отмечают ведущие экономисты современности, в политике привлечения иностранного капитала важно не только стремление к увеличению объема использования вложений, но и выбор приоритетного направления инвестирования. Если проанализировать отраслевую структуру поступающих иностранных инвестиций на российском рынке, можно сделать вывод, что она в основном формировалась стихийно, так как полностью отсутствовал  контроль над направлением инвестиций в приоритетные отрасли производства. Сферы приложения своего капитала зарубежные инвесторы выбирали сами. Я думаю, что решение этой проблемы на сегодняшний день очень важно.

Я согласна с кандидатом экономических наук Л.Г. Паштовой, которая выделяет в отраслевой структуре три уровня с точки зрения целесообразности привлечения иностранных ресурсов:

-       отрасли, приток иностранного капитала в которые приветствуется и поощряется. Сюда относятся отрасли, которые способны заменить на внутреннем рынке импортную продукцию, а именно, легкая и пищевая промышленность, сельское хозяйство, промышленность строительных и декоративных работ и другие;

-       отрасли, где иностранный капитал подвергается  ограничениям, например, его доля не должна быть более 49% акционерного или уставного капитала. Сюда Л.Г. Паштова относит автомобилестроение, здравоохранение,  социальное обеспечение, железнодорожный транспорт, кинопромышленность, издательскую деятельность, металлургию;

-       отрасли, куда иностранный частный капитал не следует допускать. Сюда относятся отрасли, находящиеся исключительно в государственном секторе, функционирование которых напрямую связано с безопасностью государства. Примером могут служить оборонная промышленность, производство наркотических и ядовитых веществ, средства массовой информации и телекоммуникаций и другие [17, c.22].

Подведем некоторые итоги. Проблема обеспечения возвратности и прибыльности инвестиций в России сегодня остается важнейшей причиной настороженности иностранных инвесторов. Существует значительная разница между объемами иностранных инвестиций в различных отраслях, что в первую очередь определяется платежеспособным спросом внутреннего и внешнего рынков продукции этих отраслей. Кроме того, значительный интерес иностранных инвесторов к некоторым важнейшим секторам российской экономики (например, к электроэнергетике) сдерживается существующим в них государственным регулированием цен на их продукцию.

Важной проблемой является высокая стоимость заемных средств на внутреннем рынке и наличие значительных рисков (политических и экономических) и неопределенностей, удорожающих стоимость инвестиционных средств, привлекаемых из-за рубежа. Значительный прогресс последних лет в области налогового законодательства снизил остроту проблемы запутанности налогообложения. Вместе с тем, вновь введенные условия и механизмы требуют проверки их эффективности и работоспособности.

Постепенно намечающаяся тенденция подъема российской экономики и создание законодательной базы инвестиционной деятельности способствуют формированию в целом позитивных ожиданий иностранных инвесторов и постепенному росту их активности на российском рынке. Дальнейшее наращивание этой активности будет зависеть от устойчивости этих тенденций и результатов проверки практикой и совершенствования созданных правовых механизмов.

В целом, если говорить об основных  тенденциях развития международного фондового рынка, очевидно прослеживается снижение доходности государственных ценных бумаг и значительное увеличение объемов инвестиций в корпоративные ценные бумаги, особенно со стороны частных инвесторов. Таким образом, в развитых странах все большее влияние на состояние государственных финансов оказывают иностранные инвестиции в реальный сектор экономики. Параллельно с этим явлением сокращаются непосредственные внешние заимствования. Очевидно, что подобные изменения в ближайшем будущем ожидают и Россию.  То есть, формирование благоприятного инвестиционного климата в стране путем совершенствования законодательной базы, достижения экономической стабильности и других мероприятий будет способствовать росту государственных финансов, а значит и повышению общего уровня жизни в стране.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.