Рефераты. Инновационный менеджмент (учебник)

4. Период окупаемости То является одним из наиболее распространенных показателей оценки эффективности инвестиций. В отличие от используемого в нашей практике показателя «срок окупаемости капитальных вложений», он также базируется не на прибыли, а на денежном потоке с приведением инвестируемых средств в инновации и суммы денежного потока к настоящей стоимости.

Инвестирование в условиях рынка сопряжено со значительным риском и этот риск тем больше, чем длиннее срок окупаемости вложений. Слишком существенно за это время могут измениться и конъюнктура рынка, и цены. Этот подход неизменно актуален и для отраслей, в которых наиболее высоки темпы научно-технического прогресса и где появление новых технологий или изделий может быстро обесценить прежние инвестиции.

Наконец, ориентация на показатель «период окупаемости» часто избирается в тех случаях, когда нет уверенности в том. Что инновационное мероприятие будет реализовано и потому владелец средств не рискует доверить инвестиции на длительный срок.

Формула периода окупаемости

,                                                (11.3)

где

К – первоначальные инвестиции в инновации;

Д – ежегодные денежные доходы.

Рассмотрим на примерах методику расчета экономического эффекта от внедрения новой техники.

Пример 11.1. Внедряется в производство новый агрегат по упаковке тары. Определить экономический эффект от использования данного агрегата с учетом фактора времени, а также величину удельных затрат.


Показатели

Годы расчетного периода

 

1

2

3

4

5

6

Результаты - Р

14260

15812

16662

18750

26250

28750

Затраты - З

996

4233

10213

18140

18396

20148

Коэффициент дисконтирования при ставке дохода10%

0,9091

0,8264

0,7513

0,683

0,6209

0,5645


Решение: находим дисконтированные результаты и дисконтированные затраты по годам расчетного периода, то есть в течение 6 лет внедрения агрегата

1. Р = (14260 * 0,9091) + (15812 * 0,8264) + (16662 * 0,7513) + (18750 * 0,6830) + (26250 * 0,6209) + (28750 * 0,5645) = 12963,8 + 13067,0 + 12518,22 + 12806,3 + 16298,6 + 16229,4 = 83883,3 д. е.

2. З = (996 * 0,9091) + (4233 * 0,8264) + (10213 * 0,7513) + (18140 * 0,6830) + 18396 * 0,6209) + (20148 * 0,5645) = 905,5 + 3498 ,2 + 7673 + 12389,6 + 11422 + 11373,5 = 47261,8 д.е.

3. Э = .

То есть, экономический эффект от использования агрегата по упаковке тары составит 36621,5 = (83883,3 - 47261,8).

Величина удельных затрат определяется по формуле

.

Отсюда  руб. / руб.

Пример 11.2.

Имеются следующие данные о производстве и реализации обоев со звукопоглощающим покрытием.


Показатели

Единица измерения

Величина показателя

Объем реализации

тыс. рулонов

300

Выручка от реализации – РТ

млн. руб.

22588

Издержки производства (себестоимость продукции) – ЗТ

млн. руб.

8444


Необходимо определить экономический эффект (прибыль) от производства и реализации обоев со звукопоглощающим покрытием.

Решение:

Экономический эффект (прибыль) от производства и реализации обоев со звукопоглощающим покрытием за расчетный период определяется по следующей формуле:

ЭТ = РТ - ЗТ.

Отсюда ЭТ = 22588 - 8444 = 14144 млн. руб.

Пример 11.3. Предложены к внедрению три изобретения. Определить, какое из них наиболее рентабельное.


 

Инвестиции (К), млн. руб.

Предполагаемый доход, млн. руб.

1

446,5

640,2

2

750,6

977,5

3

1250,0

1475,5


Решение. Определим индекс доходности

.

По первому изобретению

.

По второму изобретению

.

По третьему изобретению

.

Резюме

Эффект от использования инноваций зависит от учитываемых результатов и затрат. Определяют экономический, научно-технический, финансовый, ресурсный, социальный и экономический эффект.

В зависимости от временного периода учета результатов и затрат различают показатели эффекта за расчетный период и показатели годового эффекта.

Эффективность определяется через соотношение результата (эффекта) и затрат.

Вопросы для повторения

1. Перечислите основные виды эффекта.

2. В чем сущность метода приведенных затрат?

3. Дайте определение показателя «период окупаемости».

4. В чем различие понятий абсолютного и сравнительного эффекта, абсолютной и сравнительной эффективности?

5. Назовите систему показателей для оценки общей экономической эффективности инноваций.

6. В чем особенность индекса рентабельности?

7. Что положено в основу определения интегрального эффекта?

Глава ХII. Эффективность инновационной деятельности

12.1. Характеристика результатов инновационной деятельности

В первых главах мы дали определение инновационной деятельности, из чего следует, что в результате этой деятельности рождаются новые идеи, новые и усовершенствованные продукты, новые или усовершенствованные технологические процессы, появляются новые формы организации и управления различными сферами экономики и ее структурами.

Результаты инновационной деятельности в виде инновационной продукции, которая может иметь конкретную вещественную форму или быть в неовеществленной форме (например, ноу-хау).

Создатели новшеств приобретают на них авторские и смежные с ними права. Возникает такое юридическое понятие как интеллектуальная собственность. Данное понятие предусмотрено Конвенцией, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, созданную в 1967 году. Задачей Всемирной организации интеллектуальной собственности является содействие ее охране.

В России законодательная охрана интеллектуальной собственности гарантирована Конституцией Российской Федерации (ст. 44). Действует также пакет законов в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности:

¨  Закон об авторском праве и смежных правах;

¨  патентный закон Российской Федерации;

¨  Закон «О правовой охране топологий интегральных микросхем»;

¨  Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»;

¨  Закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»;

¨  Федеральный Закон об информации; информатизации и защите информации.

В Гражданском кодексе Российской Федерации определены способы охраны служебной и коммерческой тайны.

Объекты интеллектуальной собственности могут использоваться предприятиями и организациями, приносить доход. Они включаются в состав нематериальных активов.

Охранными документами на изобретения являются патенты, авторские свидетельства.

Патент удостоверяет авторство, приоритет и исключительное право на использование изобретения в течение срока действия патента.

Патентная форма защиты изобретений обеспечивает правовую охрану отечественной продукции на международном рынке лицензий, позволяет развивать лицензионную торговлю технической документацией, новейшими технологиями.

Различают национальные и региональные патенты (например, зарегистрированные в Европейском патентном ведомстве).

Патенты служат источником информации о новейших научно-технических достижениях, знание которых чрезвычайно важно для инновационного менеджера, который должен владеть ситуацией на рынке инновационной продукции.

В России выдача патентов и публикация официальной информации о них осуществляется Роспатентом. Непосредственному получению патента предшествует подача заявки, которая содержит сведения об авторе, заявителе, его законном представителе, описание объекта, объеме и сроках охраны.

Инновационная продукция должна обладать индивидуализацией. В Гражданском кодексе Российской Федерации установлено такое средство индивидуализации продукции - товарный знак.

В Законе Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара» дается следующее определение: «Товарный знак и знак обслуживания (далее - товарный знак ТЗ) - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг (далее товаров) других юридических или физических лиц». Товарным знаком может быть оригинальное графическое изображение, сочетание цифр, букв и т.п.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.