Рефераты. Инновации в музейном обслуживании

Отсутствие государственных приоритетов и целей социокультурного развития отразилось и на способах позиционирования регионами своих культурно-национальных особенностей, ландшафтных и исторических компонентов в целях развития туристического бизнеса. В 2006 г. Государственной Думой был принят законопроект о создании в России особых экономических - туристско-рекреационных - зон. На Первом международном форуме "Особые экономические зоны" большой интерес вызвал проект "Тульский феномен", который представил культурные бренды региона: "Ясная Поляна", "Куликово поле", "Тульский пряник", "Тульский самовар", "Музей оружия" и др. А например, Тверская область с ее богатейшим историческим и культурным наследием, развитой музейной сетью не нашла ничего лучшего, как позиционировать себя в качестве родины Кощея Бессмертного. Данный подход достиг апогея в г. Мышкине. Помимо бренда - "Музея мыши" здесь строится Дворец мыши, где будет тронный зал для церемонии вручения ордена Мыши, учрежденного муниципалитетом за вклад в развитие города.

Налицо подмена человеческих ценностей мифологией, которая не является вкладом в человеческий капитал и вряд ли может способствовать дальнейшему социокультурному развитию. Это чисто коммерческий подход, ведущий к фарсу.

Сказочник Гофман и подумать не мог о реальности такого сюжета. Его родина зарабатывает на культурных феноменах, например, в небольшом немец­ком городке Веймаре, который позиционируется как родина Гете, туризм ежегодно приносит около 30% всего городского бюджета. Однако, судя по выступлению на упомянутом форуме "Культура плюс" мэра г. Веймара Стефана Вольфа, имя Гете очень важно для жизни города, но не является определяющим в его культурном ландшафте. Важен системный подход. В Веймаре есть два крупных вуза (консерватория и институт дизайна), где готовят творческих деятелей. Кроме того, имеется около трехсот архитектурных бюро, а также немало предприятий, работающих в области медиа и дизайна.

Главная задача городских властей Веймара состоит не в том, какую стра­тегию развития выбрать, а в том, каким способом удержать людей в городе, обеспечить их интересной и достойно оплачиваемой работой. Им важно соединить деятельность и пристрастия активных групп. Поэтому в Веймаре существуют фонд Веймарской классики, Немецкий национальный театр, Городской совет сохранения памятников архитектуры, туристические компании и т. д.

Каждый из субъектов заинтересован в развитии культурного ландшафта и в подготовке для него своих кадров.

Подобный системный подход был продемонстрирован во время проведе­ния Всемирного экономического форума в 2006 г., посвященного туризму. Участники определили четыре необходимых для его успешного развития параметра: наличие законодательства, развитой инфраструктуры, бизнеса и историко-культурного наследия. Достоинством для развития туризма признано наличие развитой топливной базы, железнодорожного транспорта, школьного образования, недостатком - неразвитость бизнеса, неприветливость населения. Россия по совокупности всех этих показателей заняла лишь 68-е место.

Коммерциализация процесса презентации наследства. Обратимся к американскому опыту, который многими реформаторами взят за образец в плане того, как культура функционирует на принципах самофинансирования при минимальном участии государства.

По мнению президента международной фирмы "Международные страте­гии в области наследия", специализирующейся на стратегическом планировании в области управления наследием, Донована Д. Рипкема, сегодня историческое наследие объединяет мир, развивает туризм и, что еще важнее, дает надежду на то, что памятники прошлого смогут вдохновить будущие поколения. Однако в малых городах Америки быстро посчитали - для того чтобы успех был стабильным, стратегия должна основываться на трех принципах:

ü        подлинности истории - городки-новоделы в стиле Дикого Запада или

ü        аттракционы в виде баварской деревни могут заинтересовать туристов, но успех будет непродолжительным;

ü        распространении успеха на весь регион - качество обслуживания во всех структурах (качество дорог, гостиниц, магазинов и т. д.) должно соответствовать стандартам;

ü        неповторимости особенностей (инвестиционной привлекательности) места.

Сохранение и презентация исторического наследия означает преумножение материальных ценностей, затрагивает трудовые, финансовые, налоговые и другие вопросы, т. е. фактически касается почти всех проблем местной экономики.

Американская ситуация прямо противоположна российской, где рефор­маторы "навешивают" на музеи в плане социокультурного развития бизнес-функции, в т. ч. и по "раскрутке" туризма. По мнению Донована Д. Рипкема, когда-то задача сохранения исторического наследия целиком ложилась на плечи музеев. [10]Сейчас сохранение исторического облика города стало главным аспектом программ жилищного строительства, проектов по оживлению центральной части города, программ развития туризма и разнообразных арт-проектов. Осознавая экономическое значение историко-культурного наследия, нельзя забывать об истинном предназначении музеев - не только выполнять миссию по его сохранению и презентации, но и воспитывать будущих его защитников.

Вопрос об упомянутом выше качестве жизни для российского общества также является дискуссионным. Понятно, что для Америки и Европы оно характеризуется одними ценностями - в основном материальными, а для России - другими.

Более всего с качеством жизни связана проблема социального оптимизма и гордости за место, в котором живет человек. С этих позиций сохранение историко-культурного наследия, деятельность по формированию исторической памяти является одним из наиболее эффективных способов создания и поддержания связей людей со своим сообществом.

Показателем отношения к этому индикатору явилась выставка "По волнам нашей памяти" (городская жизнь. Середина 1920-х - начало 1960-х гг.), прошедшая в Государственном Историческом музее в конце 2006 - начале 2007 г. Ее авторы поставили целью показать повседневную жизнь различных социальных слоев советского общества. В экспозиции была развернута система бытовых интерьерных комплексов: казенных квартир государственной элиты, коммунальной кухни, общежития, фрагментов интерьеров общественных и социально-бытовых помещений. По мнению журналистов, выставка рассказала про убогий, но с годами кажущийся все более прекрасным, быт.

Интересно отметить отношение посетителей к параметрам качества жизни. Лишь немногие в "Книге отзывов" намекали о попытке возвести нищету в эстетическую категорию. Большинство же благодарили за воспоминания, доставившие радость. Показательны такие записи: «В период тотальной разобщенности память возвращает нас в то время, когда люди жили без комфорта, но были "настоящие"». "Люди жили скромно и достойно, не своим бытом, а одним общим большим делом". Очень характерна запись молодой девушки: "Приятно посмотреть на быт без мещанства и излишеств. Многим близки ценности того времени, а не стремление к наживе и отсутствие веры в завтрашний день".

Коммерциализация социальной активности населения. Со второй составляющей культурного пространства, потребляющейся в виде культурных благ, товаров и услуг, связана экономическая теория, популярная в 80-90-е гг. XX в. на Западе. Она определяла экономическую ипостась культуры следующим образом. Культура воздействует на экономику тем, что становится элементом воспроизводства способности человека как рабочей силы, а следовательно, влияет на характер, результативность и масштабы экономической деятельности. Социально-экономическая эффективность ее в этом контексте связывается с влиянием на важнейшие параметры социального и экономического развития общества:

ü        рост производительности труда;

ü        прирост национального дохода;

ü        рациональное использование свободного времени;

ü        повышение культурного уровня населения.

Рыночный характер отношений посеял иллюзию возможности рыночного регулирования приносимой культурой пользы в сфере повышения производительности труда как фактора роста социально-общественного богатства страны. Сформулированная на этой основе теория "социальных товаров" выдвинула идею дифференцированного отношения к культуре и искусству как объектам действия рыночных механизмов, исходя из социальной значимости отдельных видов культурных услуг и объема платежеспособности населения.

Данный аспект и был взят на вооружение российскими реформаторами. В контексте этой теории культура рассматривается ими как функционально свя­занная со всем общественным производством, в особенности с воспроизводством рабочей силы и "интеллектуальным оснащением" работника, необходимым для осуществления профессионального труда, а также как средство развлечения и отдыха. Человек в данном случае рассматривается в качестве отлаженного механизма, на который благотворно влияет потребление культурных благ и услуг.

С этих позиций были разработаны показатели социальной эффективности культурных услуг:

индекс социальности Вайсброда;

ü        коэффициент социальной рентабельности (денежная оценка социального эффекта относительно затрат на производство данного социального эффекта);

ü        показатель чистой - приведенной социальной стоимости;

ü        индекс социальной доходности и т. д.

По признанию исследователей, эти формализованные показатели не все­гда поддаются исчислению и не учитывают временной оценки. Данные параметры могут быть взяты на вооружение, но они не учитывают многогранность социокультурной роли учреждений культуры. По признанию многих специалистов это одна из главных проблем бюджетной реформы, ориентированной на результат.

Интересные исследования по этому поводу провели сотрудники Алтай­ского краевого центра народного творчества и досуга. По их мнению, социально-экономическая активность действительно является основой (главным фактором) человеческого существования и развития, однако это не единственное условие человеческой жизнедеятельности и развития социума.

Данные статистики говорят о том, что социально-экономическая активность населения сопровождается социально-культурной пассивностью, и наоборот, социально-культурная активность - социально-экономической пассивностью.

Отсутствие инвестиций в большинстве регионов РФ отрицательно сказы­вается на количестве рабочих мест. Безработица служит стимулом (появляется больше свободного времени) для проявления социально-культурной активности, которая, в свою очередь, становится способом адаптации к неблагоприятным жизненным обстоятельствам. В ходе исследования выявилось любопытное противоречие:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.