Рефераты. Инфляция в России

Составной частью антиинфляционной политики является регулирование валютного рынка и относи­тельная стабилизация курса рубля. Повышенный спрос на доллары периодически принимает форму спекуля­тивной игры на повышение курса доллара и снижение курса рубля, порождая валютные кризисы. Несмотря на девальвацию рубля, курс его постоянно снижается.

Центральный банк России с лета 1995 г. до авгус­товского кризиса 1998 г. устанавливал пределы колеба­ний валютного курса с учетом мирового опыта, в час­тности Евросоюза. Переход от горизонтального к на­клонному "валютному коридору", совершенствование метода котировки официального курса рубля служили антиинфляционным якорем.

В условиях кризиса 1998 г. курс доллара к рублю (5,94 руб. в декабре 1997 г., 15,93 в октябре 1998 г.) вышел за рамки валютного коридора, который уступил место другим методам регулирования плавающего валютно­го курса. В их числе управление рублевой ликвидностью коммерческих банков, операции ЦБР на валютном рынке и своевременные заявления его об ориентирах динамики курса рубля к доллару. Иногда появляются необоснованные предложения ввести режим фиксиро­ванного курса рубля. Это противоречит современной мировой практике. С 1973 г. в мировом сообществе пре­обладает регулируемое плавание валютного курса.

Несмотря на значительную девальвацию рубля (на ""), курс доллара продолжает повышаться с 20,65 руб. до 27 руб., т.е. на 31% за 1999 г., евро - с 24,09 до 27,20 руб., или на 13%. Этому способствует ряд факторов: ин­фляционные ожидания, неурегулированность проблем внешнего государственного долга, хотя достигнуто час­тичное их решение, и дальнейшего сотрудничества с МВФ; увеличение ликвидных рублевых средств в резуль­тате погашения ГКО и купонов ОФЗ после их новации.

Инфляционным фактором является не только внут­реннее бегство от рубля к доллару, но и внешнее "бег­ство" российского капитала за рубеж (оценки колеблются от 60 до 300 млрд. дол.), что характерно для стран, пере­живающих экономические и политические трудности. Из-за "бегства" капитала Россия лишается одного из источ­ников инвестиций, необходимых для экономического роста и сдерживания инфляции. Назрела необходимость разработки государственной программы сдерживания "бегства" капиталов и их частичной репатриации.

Она должна включать меры против: отмывания "грязных" денег, связанных с противоправными дей­ствиями юридических лиц и внедрения их в легальные финансовые потоки; нелегального "бегства" капитала (оставление за рубежом части экспортной выручки, контрабанда, упущенная выгода на бартерных сделках, авансовые платежи по фиктивным импортным сделкам, уклонение от уплаты таможенных сборов и налогов в инвалюте и т.д.); "бегства" капитала по легальным кана­лам, что не всегда принимается во внимание. Речь идет о чрезмерном увеличении зарубежных активов российских банков; завышении корреспондентских счетов "Ностро" в иностранных банках-корреспондентах; приоб­ретении недвижимости за рубежом.

Первый шаг в этом направлении — создание на базе МВД межведомственного центра по противодействию от­мывания доходов с участием СБ, Минфина, ФСНП, ГТК, Минэкономики, ФПС, ФКЦБ. Введение лицензирования внешнеэкономической деятельности также было бы по­лезно для сдерживания утечки капитала за рубеж.

Для сдерживания внешних факторов инфляции не­обходимо более эффективное регулирование внешне­экономической деятельности, совершенствование эк­спортного и валютного контроля.

По данным МВД, невозврат экспортной валютной выручки составил в 1998 г. 4,4 млрд. дол., а необеспе­ченные товарными поставками авансовые платежи по импорту — 4,3 млрд. дол. Соответственно недобор та­моженных сборов достиг 2,4-3,2 млрд. дол.

В антиинфляционной стратегии особое место зани­мает проблема урегулирования сложной ситуации вок­руг кредитного пакета международных финансовых институтов для России. Установленная этими органи­зациями высокая планка ограничений и условий для заимствования средств Россией снижает возможности использования внешнего фактора для оздоровления денежного обращения и экономики в целом.

Регулирование внешних факторов инфляции тре­бует разработки валютной стратегии и стратегии вне­шних заимствований. В России пока преобладают по­жарные меры текущей политики. Концепция валютной стратегии должна включать отношение России к струк­турным принципам мировой валютной системы, ев­ропейской валютной системы, в том числе к зоне евро, которая имеет для нашей страны практическое значе­ние в аспекте использования евро во внешнеэкономи­ческих контрактах, а также для диверсификации валют­ных резервов. Целесообразно установить обоснованный минимум золото-валютных резервов, чтобы противосто­ять периодическим кризисам, присущим рыночной эко­номике тем более в условиях «догоняющего развития». В современной России золото-валютные резервы (12,5 млрд. дол. в конце 1999 г.) ниже международного стандарта их достаточности, определяемой в размере трехмесячного импорта товаров. К тому же для России к этому крите­рию следовало бы добавить предстоящие платежи по внеш­нему долгу. Для пополнения золотых резервов необхо­дима государственная поддержка золотодобывающей отрасли, скупка золота у российских производителей.

Отсутствие действенных законов, регламентирующих функционирование взаимосвязанных секторов рыночной экономики и ответственность экономических субъектов рынка — одна из причин как дестабилизации экономи­ки, так и инфляционных ожиданий в России. Принятые законы обеспечивают лишь половину потребности ры­ночной экономики в них. Для нормализации предприни­мательской деятельности необходим также механизм реализации законов, контроль за их исполнением.

Для восстановления доверия к рублю необходимо преодолеть кризис государственности, упрочить поли­тическую стабильность в стране. Не менее важно по­высить профессионализм управленческих структур.

Инфляция может быть контролируемым и регули­руемым процессом. Для этого важно использовать го­сударственное регулирование экономики в дополне­ние к рыночным регуляторам. Монетаризм, утвержда­ющий будто рынок лучше осуществит экономическое регулирование, чем государство, потерпел фиаско на Западе и в чистом виде ни в одной стране (кроме Рос­сии) не возведен в ранг официальной доктрины.

Односторонняя ставка на саморегулирующиеся рыночные силы способствовала десятилетнему эконо­мическому спаду в экономике, оставшейся без госу­дарственного надзора и регулирования. Наметившийся с конца 1998 г. поворот к государственному регулиро­ванию экономики (экономическими, а не админист­ративными методами) в сочетании с рыночными ре­гулирующими механизмами вселяет надежду, что ин­фляция в России будет поставлена под контроль в це­лях стимулирования подъема национальной экономики.


IV. Заключение.

Таким образом, из изложенного выше видно, что инфляция - это сложный многопро­фильный процесс, наносящий серьезный ущерб экономике страны, ее населению. Инфляция в настоящее время в той или иной степени охватывает практически все страны мира. Борьба с ней с целью ее снижения требует больших сил и материальных затрат.

Последние событие на финансовом рынке России, результатом которых стал рост кур­са доллара, замораживание долга по государственным краткосрочным обязательствам, деваль­вация рубля, и как следствие рост цен и обесценивание сбережений, а это значит новый виток инфляции, показывают, что долгие попытки российского Правительства по сдерживанию ин­фляции на низком уровне, сдерживанию курса рубля не увенчались должным успехом. Причи­ны случившегося кризиса были заложены намного раньше, и он предопределился процессом развития ориентации экономики России, последние ставки в которой были сделаны на экспорт сырьевых ресурсов, так же особенностями в развитии и действии банковской системы, и об­щим спадом промышленности. Пытаясь защитить стоимость рубля, делая ставку на это, как на показатель стабильности и управляемости экономики, не принимая при этом действенных мер по поддержке и развитию промышленности страны, Российское правительство тратило в итоге больше, чем оно могло себе позволить. Учитывая мировой финансовый кризис, падение цен на нефть (экспорт которой приносил достаточные суммы валюты, которые направлялись на под­держание рубля) привели к тому, что у Центрального банка России иссякли ресурсы на под­держание валютного коридора, коммерческие банки содрогнулись под тяжестью беспреце­дентных убытков в торговле валютными долгами России, а инвесторы устроили окончатель­ную обструкцию рублевым обязательствам России, и с российского рынка ушли все нерезиден­ты, изъяв свои денежные вложения. В итоге правительству пришлось сдать свои финансовые рубежи.

И сейчас в ходе последних событий, как никогда остро стоит проблема по предотвра­щению новых скачков инфляции, что напрямую связано с проведением неотложных мер по преодолению кризиса, и его последствий, стабилизации экономики России в целом, стабилиза­ции ее финансовой системы, росту и развитию промышленности. Подходов к решению данной задачи разными экономистами предлагается не мало. Но сложность решения в выборе про­граммы дальнейшего развития экономики страны и соответствующих рычагов и мер по пре­одолению кризиса, заключается в том, что они тесно взаимосвязаны с политическим курсом страны: развитием по рыночному курсу или путь к государственному регулированию экономи­ки. Споры об оптимальных вариантах и сочетаниях мероприятий в данной области занимают на сегодняшний день умы как простых граждан, так и ведущих экономистов России и мира.

Оценит предпринятые действия время, и одним из основных показателей по оценке эффективности проводимых мер будет понижение уровня инфляции.


V. Список используемой литературы.

 

1.     Экономика. Учебник/ Под редакцией А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: «Проспект», 1998 г.

2.     Адрианов В. «Инфляция и методы её регулирования», «Маркетинг» – 2000 №5, С.3.

3.     Амосов А. «Особенности инфляции и возможность противодействия ей», «Экономист» – 1998 №1, С. 67-75.

4.     Кравченко П.П. «Причины инфляции в России», «Менеджмент в России и за рубежом» - 2000 №5, С. 141-144.

5.     Красавина Л.Н. «Регулирование инфляции как фактор экономической стабильности», «Финансы» – 2000 №4, С. 36-39.

6.     Пашковский В. «Предпосылки и последствия инфляционных процессов в России», «Общество и экономика» 2000 №1.

7.     Журнал «Деньги», 1998: 14 сентября, С. 16.

8.     Журнал «Деньги», 1998: 30 сентября, С. 31.


[1] «Маркетинг» – 2000 №5, С. 3

[2] Журнал «ЭКО». – 1995. – С.2.

[3] «Маркетинг» №5 (54), 2000 г., С.5.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.