Второй метод (формула Пааше) оценивает изменение цен на основе структуры товаров и услуг анализируемого года, сопоставляя выпуск анализируемого года в текущих ценах с его величиной в ценах базового периода.
Темп инфляции для данного года можно вычислить следующим образом: вычесть индекс цен прошедшего года из индекса цен этого года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100.
Итак, инфляция рассчитывается по следующей формуле:
[1]
где P – темп инфляции, Q c – индекс цен текущего года, Q p - индекс цен прошедшего года. Например, если в 1994 г. индекс цен на потребительские товары был равен 113,6, а в 1995г. - 118,3. Следовательно, уровень инфляции для 1995 г. вычисляется следующим образом: темп инфляции = 118,3 - 113,6 /118,3 * 100 = 4,1 %.
Существует несколько индексов цен:
- индекс потребительских цен и тарифов на товары и платные услуги населению. Он отражает изменение во времени общего уровня цен и тарифов на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления;
- индекс стоимости жизни – показатель, характеризующий динамику стоимости набора потребительских товаров и услуг (в соответствии с фактической структурой потребительских расходов населения);
- индекс цен производителей – показатель, отражающий изменения оптовых цен производителей в определенный период времени;
- индекс стоимости строительства – показатель, отражающий изменение уровня цен на материалы, детали, конструкции, приобретенные в базовых подрядных организациях;
- индекс экспортных цен;
- дефлятор валового национального продукта (ВНП) – средневзвешенный индекс или уровень цен на товары и услуги, формирующие ВНП. Он используется для анализа динамики ВНП, а также для характеристики темпа инфляции (он измеряет рост не только потребительских, но и всех других цен).
В качестве косвенных показателей уровня инфляции используются данные об отношении товарных запасов к сумме денежных вкладов населения, а также данные о превышении доходов населения над расходами в процентах к доходам также могут характеризовать уровень инфляции.
Уровень инфляции определяется по формуле:
[2]
где Р – средний уровень цен в текущем году, Р-1 – средний уровень цен в предшествующем году. Причем средний уровень цен измеряется вышеуказанными индексами цен.
Характеризуют инфляцию и с использованием «правила величины 70», определяя количество лет, необходимых для удвоения уровня цен. Для этого число 70 делят на ежегодный уровень инфляции.
Для оценки масштабов экспорта и импорта инфляции в открытой экономике применяется показатель условий торговли.
[3]
Если этот показатель больше 100%, страна экспортирует инфляцию, если меньше 100% - импортирует её.
Согласно вышеизложенному, можно сделать вывод, что чаще всего инфляция является следствием какой-то деятельности правительства, изменении политики государства, и измеряется и характеризуется с помощью индексирования цен.
1.2 Причины возникновения и типы инфляционных процессов
К важнейшим инфляционным причинам роста цен можно отнести следующие:
1. Рост государственных расходов в ВНП, обусловленных расширением масштаба госсектора, государственного регулирования экономики, проведения социальных программ. Следствием этого может явиться так называемый «дефицит государственного бюджета» («шок спроса»[1]), источниками покрытия которого становятся займы в центральном банке страны, эмиссия денег, а также внешние займы, формирующие будущий потенциал инфляции.
2. Возникновение крупных институтов частной власти – крупнейших фирм, транснациональных корпораций (монополий и олигополий), получающих сверхприбыли за счет сдерживания предложения и поддержания высокого уровня цен.
3. Усиление профсоюзов, добивающихся повышения заработной платы, в том числе путем сокращения предложения труда. Повышение заработной платы, с одной стороны, увеличивает платежеспособный спрос, с другой - издержки производства. И то и другое является фактором роста цен.
4. Индексация денежных доходов населения. При необоснованно высоких её размерах индексация становится фактором формирования избыточного денежного спроса.
5. Инфляционно опасные инвестиции - преимущественно милитаризация экономики.
6. Отсутствие чистого свободного рынка и совершенной конкуренции как его части.
7. Импортируемая инфляция, роль которой возрастает с ростом открытости национальных экономик и вовлечения их в мирохозяйственные связи той или иной страны. Данное положение вещей ведет к воздействию на цены внутреннего рынка колебаний курсов валют, цен на импортируемые товары и ресурсы.
8. Инфляционные ожидания – это психологический феномен, когда исходя из прошлого опыта роста цен, потребители и производители меняют свою стратегию в отношении товарных запасов и инвестиций. Потребители закупают товары впрок, ожидая повышения цен. В результате этого ни требуют повышения заработной платы, а предприниматель принимает эти требования.
9. Все более сервисно-ориентированный характер экономики, с преобладанием доли занятых в сфере услуг.
Существует несколько видов инфляции. Остановимся на рассмотрении наиболее часто возникающих и действующих в экономике.
С точки зрения темпов роста цен выделяют три основных типа инфляции: 1) ползучая инфляция – это инфляция, развивающаяся медленными темпами. Она характеризуется небольшими темпами обесценения денег - 10-20 процентов в год.
2) галопирующая инфляция – инфляция, развивающаяся стремительными темпами. Для неё характерен рост цен от 20 до 200 процентов в год.
3) гиперинфляция - инфляция, характеризующаяся среднемесячным приростом цен свыше 50 процентов, среднегодовым - свыше 200 процентов (наносит огромный ущерб населению, даже состоятельным слоям общества, разрушает натуральный обмен, бартерные сделки, используются талоны, купоны, нормы распределения, а так же наблюдается бегство населения от денег).
В зависимости от того, какие формы принимает неравновесие спроса и предложения, различают:
1) открытую инфляцию, которая характерна для экономики со свободным ценообразованием, и представляет собой хронический рост цен на товары и услуги;
2) подавленную инфляцию, которую иногда называют скрытой, характерна для экономики с регулируемыми ценами и проявляется в товарном дефиците, ухудшении качества продукции, вынужденном накапливании денег, развитии теневой экономики, бартерных сделок.
В зависимости от того, насколько успешно экономика адаптируется к темпам роста цен, можно выделить два вида инфляции:
1) сбалансированная инфляция, при которой рост цен умеренный и одновременный на большинство товаров и услуг.
2) несбалансированная инфляция, которая представляет собой различные темпы роста цен на различные товары, вследствие которых экономика не успевает приспособиться к изменяющимся условиям.
В зависимости от точности прогноза хозяйственных агентов относительно будущих темпов роста цен и степени приспособления к ним выделяют:
1) ожидаемую (прогнозируемую) инфляцию, которую можно спрогнозировать на какой-либо период времени, является прямым результатом действий правительства страны в рамках осуществляемой макроэкономической политики;
2) неожидаемую инфляцию, которая характеризуется внезапным скачком цен, влечет резкий рост расходов на приобретение товаров и услуг, что провоцирует дальнейший рост цен и растущие инфляционные ожидания.
Различают также следующие формы и виды проявления инфляции:
- административная инфляция ‑ это инфляция, порождаемая "административными" (управляемыми) ценами;
- инфляция встроенная ‑ характеризуемая средним уровнем за определенный период времени;
- инфляция издержек (социальная инфляция), проявляющаяся в росте цен на ресурсы, факторы производства, вследствие чего растут издержки производства и обращения, а с ним и цены на выпускаемую продукцию;
- импортируемая инфляция ‑ это инфляция, вызываемая воздействием внешних факторов, например чрезмерным притоком в страну иностранной валюты и повышением импортных цен;
- индуцированная инфляция ‑ это инфляция, обусловленная воздействием факторов экономической природы, внешних факторов;
- кредитная инфляция ‑ это инфляция, вызванная чрезмерной кредитной экспансией;
- непредвиденная инфляция ‑ уровень инфляции, оказавшийся выше ожидаемого за определенный период. [7, с. 18 - 19]
В зависимости от факторов, порождающих и питающих инфляционный процесс, выделяют инфляцию «спроса» и инфляцию «предложения» (издержек).
Первая (инфляция спроса – demand-pull inflation) имеет место в том случае, когда доходы населения и предприятий растут быстрее реального объема товаров и услуг. Повышенный избыточный спрос приводит к завышенным ценам на реальный постоянный объем продукции и вызывает инфляцию спроса.
Инфляция спроса в коротком периоде иллюстрируется на рис. 1.2.1. При инфляции спроса кривая АО смещается вправо. Цены и выпуск продукции изменяются в одном направлении — они растут: цены — с Р0 до Р1, выпуск — с Y0 до Y1).
Рис. 1.2.1. Инфляция спроса
Уровень инфляции спроса определяется следующими факторами:
- среднегодовыми темпами экономического роста экономики;
- положением на рынке труда и существующим уровнем полной занятости;
- динамикой и темпами прироста компонентов совокупного спроса;
- способностью хозяйственных агентов прогнозировать будущий рост цен.
Второй вид - инфляция предложения (cost-push inflation) или производителей, где рост цен объясняется возрастанием издержек источника инфляции, обусловленной ростом издержек, - это увеличение номинальной заработной платы или цен на сырье и энергию.
Повышение (рис. 1.2.2) цены предложения (издержек производства) смещает кривую предложения АS1 вверх и влево в положение AS2, в итоге спрос и предложение балансируются в точке большей цены и меньшего Y (ВВП).
Рис. 1.2.2. Инфляция предложения (издержек)
Рост издержек обусловливается действием следующих факторов:
- наличием диспропорций и узких мест в производстве (структурная инфляция);
- изменением структуры рынка в сторону его большей монополизации;
- нарушением или шоком (срывом) предложения;
- ростом зарплаты, обгоняющей темпы роста производительности труда.
Страницы: 1, 2, 3, 4