Рефераты. Идеологи кооперации

По инициативе и под влиянием Ф. Райффайзена в Германии возникли «сельские кредитные банки» или «сельские народны банки», которые распространились в других странах Европы по названием «кооперативов райффайзенского типа».

Райффайзенские кредитные кооперативы существенно отлича­лись от кооперативов ремесленников и торговцев, созданных в инициативе Шульце - Делича. Они обслуживали, прежде всего, кре­стьян, и в том числе бедных. В этих кооперативах отсутствовали (или были очень низкими) паевые и вступительные взносы, что делало их доступными для всех слоев сельского населения; дивиденд на паевые взносы (если таковые существовали) не выплачивался, а ссуды выдавались под личное, так называемое «моральное обеспе­чение (гарантию)» члена-пайщика. Устанавливалась неограничен­ная ответственность членов всем их имуществом перед кредитора­ми кооператива.

Как правило, сельский кредитный кооператив при его организации получал некоторый капитал для начала своей дея­тельности на благотворительных основах (от местных муни­ципальных органов, церкви и т.д.), а затем основными источни­ками его кредитных операций становились вклады членов-пайщиков и займы как у частных лиц, так и у отдельных орга­низаций и учреждений, в том числе у кооперативных союзов.

Интересно, что Ф. Райффайзен полностью отрицал потреби­тельскую кооперацию для крестьян на том основании, что каждый
крестьянин все предметы личного потребления должен произво­дить в своем хозяйстве и чем меньше он будет покупать и прода­вать, тем лучше.

Вскоре практика кооперативного движения внесла существен­ные поправки в организационные принципы сельскохозяйственной кооперации Ф.Райффайзена. Появились кооперативы сбытовые, снабженческие, по переработке и сбыту отдельных видов сельско­хозяйственной продукции. Последователь Ф. Райффайзена Гааз ввел паевой взнос, отказался от принципа бесплатности органов управления. Сельскохозяйственные кооперативы стали распреде­лять прибыли.

Вслед за Германией кредитные кооперативы начали возникать и развиваться в других странах. С 50 - 60-х годов XIX в. кредит­ные кооперативы появились в Италии, Австрии, Венгрии, Бельгии и России; с 80-х годов - во Франции; с 90~х годов - в США, Канаде, на территории нынешней Югославии (Сербии и Хорватии), Болгарии, Румынии; с начала XX в .- в Индии, Бирме, на Кипре, в Испании и Японии.

Так теория Ф. Райффайзена, очищенная жизнью от всего уто­пического, явилась обоснованием кооперативного капитализма в сельском хозяйстве. Объединяясь в различные формы кооперации, крестьянские хозяйства получили возможность выхода на капита­листический путь развития.

Таким образом, основатели либерально-буржуазного направ­ления кооперативных теорий Шульце-Делич и Райффайзен твердо стояли на позициях сохранения и упрочения частной собст­венности. Они лишь хотели внести коррективы в отношения круп­ных и мелких собственников с тем, чтобы улучшить капиталисти­ческий строй.

     В 50 - 60-х годах XX в, американские буржуазные экономисты Р. Миллер, X. Хэмфри и другие пытались развивать тезисы Шульце - Делича и Райффайзена в применении к современному состоя­нию капитализма. Одни предлагали улучшить государственно-монополистический капитализм путем распространения на круп­ные монополии кооперативного принципа демократического управления и контроля. Другие считали, что капитализм освобо­дится от своих недугов, если экономика капиталистических стран будет состоять из равных по силе трёх секторов: частного, государственного и кооперативного. Третьи уверяли, что капитализм бу­дет исправлен, если развить кооперацию до масштабов, позволяющих регулировать рыночные отношения.

Легко заметить, что эти варианты кооперативного капитализма очень похожи на концепции «смешанной экономики», «уравнове­шивающей силы» и другие, которые появились в 40 - 70-е года нашего века в США, Англии и других странах.

Характерно, что все три основных направления кооперативно­го реформизма (кооперативный социализм, кооперативизм или кооперативная республика, кооперативный капитализм) не отрицали частной собственности, выступая лишь за ограничение злоупот­реблений крупных монополистических объединений и корпораций.

     Таким образом, кооперативная идеология или кооперативная мысль появилась в 20-30 годы 19 века в Англии,  Франции, Германии, России, и

 других европейских странах.

Она включала в себя морально-этические нормы христианства идеи утопического социализма и экономического либерал), Кооперативная мысль носила прагматический характер. Она пред­лагала вполне реальный механизм улучшения материального по­ложения трудящихся — создание кооперативов различных видов, но заблуждалась, рассматривая кооперативы как универсальное? средство решения всех социально-экономических проблем.

Наибольшего распространения кооперативный реформизм достиг в 20-60 годы нашего столетия в период подъема коопера­тивного движения в Европе и других странах.

С наступлением постиндустриальной эры влияние коопе­ративной идеологии пошло на убыль, поскольку многие социальные цели, к которым стремились кооперативные реформаторы, были достигнуты.

Вместе с тем кооперативные идеи, традиции, кооперативный образ жизни, кооперативная культура, (ее просветительный, образовательный, пропагандистский, научно-исследовательский аппа­раты) оказали большое влияние не только на социально ориентиро­ванную хозяйственную деятельность и демократическое управле­ние кооперативов, но и внесли значительный вклад в мировую ци­вилизацию, в формирование общечеловеческого суперэтноса.

Уникальная особенность кооперативной идеологии и коопе­ративной хозяйственной деятельности - их мирный созидатель­ный характер в отличие от революционной теории и практики раз­личных левых и правых экстремистских организаций, а также за­бастовочных действий профсоюзов, в которых преобладает разру­шение и насилие.

Вторая особенность кооперативной идеологии - поощрение многообразия различных форм и методов управления и хозяйствования, терпимость к социальному статусу, политическим взглядам и религиозным воззрениям членов кооперативов и всех людей, за­щита прав и свобод личности, получивших частично реализацию и кооперативах, поддержка общенародных, национальных интересов. Третья особенность - разработка практических рекоменда­ций для кооперативных организаций в области коммерческой рабо­ты и социальной политики. В условиях обострения конкуренции с транснациональными корпорациями кооперативные лидеры, уче­ные, практические работники занимаются конкретными проблема­ми повышения рентабельности и конкурентоспособности коопера­тивных предприятий, вопросами сохранения кооперативной демо­кратии и усиления социальной активности широких масс коопера­торов.


Заключение.

 

Таким образом, в 20-30-е годы XIX в. благодаря пропагандистской и орга­низаторской деятельности Р.Оуэна, У.Кинга и других оуэнистов понятия "кооперативный", "кооперация", "кооператор", "кооператив" вошли в сознание многих рабочих, ремесленников, батраков и представителей наименее обеспеченных прослоек сред­них городских слоев Англии как символы различных обществ вза­имной помощи, сотрудничества, объединения, союза (отсюда "союзные лавки" У. Кинга) на долевых, паевых началах средств и труда группы трудящихся для защиты своих интересов.

Призывы У.Кинга нашли отклик у разорявшихся ремесленни­ков и частично рабочих. В 1827-1834 гг. они организовали около 500 кооперативов. Большинство их было создано в г. Брайтоне, где жил и работал У. Кинг. Эта массовая организация потребительских и производственных кооперативов ("союзных лавок") известна в истории Англии под названием "брайтонбвской волны". Однако английские ремесленники и рабочие, находящиеся в крайней нуж­де, не могли длительное время отрывать от себя последние средст­ва для созданий "фонда общин". Недостаточный учет принципа материальной заинтересованности вскоре привел к развалу и этих кооперативов.

Английские промышленные рабочие в 30-40-х годах основные усилия направили на создание профсоюзов и участие в первом мас­совом сознательном политическом движении рабочего класса, ко­торое получило название "чартистское" от слова хартия. Основное требование чартистов - всеобщее избирательское право, с помо­щью которого они надеялись захватить политическую власть и улучшить свое положение. В 1842 г. всеобщая стачка чартистов, местами перераставшая в восстание, потерпела поражение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.