Рефераты. Государственная поддержка малого предпринимательства

1 Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997 С.45-76.

структур, делающих бизнес на "барьерах". Кроме того, в создании новых барьеров заинтересованы и те, кто снимает ренту непосредственно с этого барьера, и те, кто осуществляет текущий контроль. Так что тенденция к расширению "барьерного" регулирования связана не только с неэффективностью существующих барьеров, но и с прямой экономической заинтересо­ванностью групп специальных интересов.

Таблица 2

Количество проверок наличия лицензий и сертификатов различными контролирующими органами (раз)

Проверяющие органы

Проверка наличия лицензии

Проверка наличия сертификата

Милиция

11,17

82,32

Лицензионные органы

1.86

1,67

Антимонопольные органы

2,48

1,33

«Ветеринарные органы

2,77

2,13

Сертификационные органы

2,49

1,16

Налоговые органы

2,45

2,48

Органы налоговой полиции

2,76

3,17

Органы торговой инспекции

2,32

2,72

Противопожарные органы

2,40

2,86

Органы санитарно-эпидемиологического контроля

3,19

2,00

Инспекция цен

2,91

1,82

Неэффективность системы "барьерного" регулирования и пря­мая заинтересованность получателей рентного дохода обусловлива­ют мультипликацию барьеров, введение дополнительных способов контроля и регулирования. Так, недостаточная эффективность сис­темы сертификации привела к тому, что в регионах в дополнение к федеральной системе сертификации (и в нарушение соответствую­щего федерального законодательства) стали вводиться местные до­полнительные системы идентификации некоторых товаров, затем было введено общегосударственное голографическое маркирование отдельных видов продукции (Постановление Правительства РФ № 601). Однако новые барьеры также оказываются неэффективны­ми по изложенным выше причинам.

Таким образом, "барьерная" система регулирования является самоподдерживающейся несмотря на ее неэффективность и существен­ные потери экономики от ее наличия. Для того чтобы перейти к использованию иных, более эффективных схем государственного ре­гулирования, требуются кардинальный пересмотр нормативной базы а общественные усилия, направленные на борьбу с рентоориентированным поведением отдельных групп экономических агентов.

Основываясь на определении, анализе значения и логики созда­ния и мультипликации административных барьеров, можно сделать следующие выводы:

1. Система административных барьеров как способ государствен­ного регулирования рынка является избыточной и неэффективной и приводит, во-первых, к возникновению трансакционных издержек, свя­занных с необходимостью преодоления искусственных администра­тивных барьеров, и, во-вторых, к снижению эффективности использо­вания имеющихся ресурсов.

2. Из-за неэффективности существующих барьеров вводятся но­вые, дополнительные барьеры, которые также оказываются неэффек­тивными. Таким образом, постоянно растут и количество барьеров, и
соответственно чистые потери общества от их наличия.

3. Устойчивость "барьерного" подхода к регулированию объясня­ется и заинтересованностью части государственного аппарата и ком­мерческих структур, работающих на обслуживание барьеров, в сохра­нении этих механизмов.

4.Необходима последовательная система мер по снятию административных барьеров и созданию принципиально новых систем регулирования рынка, в частности, повышения ответственности всех субъек­тов хозяйственной деятельности, в том числе государства, за ее реаль­ные результаты.

Тенденции двадцать первого века.

Можно выделить две основные тенденции в сфере "барьерно­го" регулирования экономики в 2000 г. С одной стороны, наблюдал­ся рост административных барьеров в качестве реакции на неэффективность старых и проявление рентоориентированного поведе­ния. С другой стороны, отмечено стремление к сокращению "барьер­ного" регулирования путем как межведомственного противодействия, так и выработки правительством РФ концептуального подхода к "небарьерным" методам регулирования.

Расширение "барьерного" регулирования экономики выразилось в принятии ряда нормативных актов, устанавливающих дополнитель­ные административные процедуры для хозяйствующих субъектов. На федеральном уровне можно выделить следующие нормативные акты, носящие явно "барьерный" характер.

Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых про­дуктов" от 2 января 2000 г. В числе прочих мер по усилению гаран­тий безопасности данным законом предполагается введение госу­дарственной регистрации новых пищевых продуктов. Эта мера об­ладает всеми негативными чертами административного барьера. Во-первых, непонятно, что считать "новы­ми" пищевыми продуктами, подлежащими регистрации, с учетом того, что до введения в действие этого закона подобная регистрация не проводилась. Во-вторых, регистрация представляет собой конт­роль качества документов, а не товаров как таковых. Кроме того, регистрация вводится в дополнение к иным способам контроля бе­зопасности пищевых продуктов, а именно: лицензированию, серти­фикации и текущему контролю и надзору.

Постановление Правительства РФ "О маркировании товаров "и продукции на территории Российской Федерации знаками соот­ветствия, защищенными от подделки" от 17 мая 1997 г. № 601, всту­пило в действие с 1 октября 1999 г.; инструкция Минторга и Госстан­дарта РФ "О порядке маркирования знаками соответствия с учет­ной информацией к ним, защищенными от подделок, товаров и про­дукции, реализуемых па территории Российской Федерации, и учета их движения". В соответствии с этими документами вся реализуемая на территории Российской Федерации аудио-, видео- и компьютер­ная техника должна маркироваться специальными защищенными от подделок знаками соответствия и марками с учетной информацией к знаку (далее - учетная марка). Знак наносится на товар один раз, а учетная марка - при каждом переходе товара из рук в руки.

Принятие Постановления Правительства РФ № 601 вызвало силь­ную отрицательную реакцию в обществе. Негативное отношение к по­добному способу защиты потребительского рынка от проникновения некачественных товаров выразили ассоциации производителей и организации потребителей. За отмену постановления высказывались Министерство по антимонопольной политике и Министерство эконо­мического развития и торговли. Попытки судебного обжалования данного постановления, однако, пока не увенчались успехом.

Постановление Госстандарта РФ "О защите копий сертифи­катов соответствия" № 225, обязывающее предпринимателей заве­рять "специальными знаками, защищенными от подделок", не только сами товары, но и копии сертификатов соответствия. Стоимость этих знаков должна была составлять 6 руб. за штуку. Реализация знаков была возложена на фирму "Спецзнак". Вступление постановления N° 225 в силу 1 октября 2000 г. грозило большим компаниям милли­онными убытками, поскольку любой крупный оптовик ежедневно вы­дает тысячи копий сертификатов. 19 сентября 2000 г. Министерство по антимонопольной политике вынесло предписание о его отмене.

Постановление Госстандарта РФ "О внесении изменений в Номенклатуру продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация»" от 27 июня 2000 г. № 37. Этим Постановлением вводится обязательная сертификация услуг рознич­ной торговли. Подобная сертификация представляет собой исключи­тельно контроль бумаг (на основании восьми представленных доку­ментов выдается девятый).

Аналогичная тенденция наблюдалась на региональном уровне. Органы власти субъектов Федерации продолжают вводить собствен­ные "барьерные" механизмы. В частности, в 2000 г. широкое распро­странение получило так называемое "региональное маркирование" продукции. Под ним понимается режим обязательной, дополнительной к установленным федеральным законодательством нормам, при­водимой полностью или частично за счет хозяйствующих субъектов идентификации различных видов продукции. Он вводится решением органов исполнительной или законодательной власти субъектов РФ в отношении продукции, производимой и/или реализуемой на территории данного субъекта РФ, с маркированием прошедшей иденти­фикацию продукции знаками установленного образца.

Впервые региональное маркирование было введено в несколь­ких регионах в 1998-1999 гг. С начала 2000 г. оно стало охватывать все больше субъектов Федерации (Алтайский край, Кемеровскую об­ласть, Московскую область, Москву, Республику Коми и ряд других регионов). Прежде всего маркированию подвергаются алкогольные напитки, минеральная вода и безалкогольные напитки, несколько реже - соки, табачные изделия, аудио-, видео- и лазерные носители. Дополнительные расходы, связанные с маркированием, составили в среднем 4,96%, а максимально - 18% стоимости продукции (по ми­неральной воде и безалкогольным напиткам, расчет произведен на примере Алтайского края). Так как обычно все издержки, связанные с маркированием, включаются в цену товара, это привело к ощутимому удорожанию продукции (среднее повышение розничной отпуск­ной цены в Алтайском крае составило 8,1%).

На региональном уровне прямо нарушался закон "Об основах налоговой системы", предполагающий, что при введении налога с продаж подлежит отмене ряд налогов и сборов, в том числе сбор за право торговли, лицензионный сбор за право торговли винно-во­дочными изделиями, лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей и др. На практике в ряде субъектов Рос­сийской Федерации, введших налог с продаж, эти налоги и сборы не были отменены, то есть фактически оказалась введена система двойного налогообложения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.