Рефераты. Франчайзинг: мировой опыт и его внедрение в России

 

В отечественной экономической литературе  термин «франчайзинг»  уже не редкость. Первые публикации, посвященные франчайзингу, появились более десяти лет тому назад, однако разные специалисты обращали внимание на различные аспекты франчайзинга и, как результат, формулировали свои определения.

Анализируя различные формулировки и суммируя выделенные в них признаки, можно сформулировать следующее определение:1

         Франчайзинг - это форма предпринимательства, основанная на системе взаимоотношений, закрепленных рядом соглашений, при которых одна сторона (франчайзор) предоставляет возмездное право действовать от cвоего имени (реализовывать товары) другой стороне (франчайзи), способствуя тем самым расширению рынка сбыта.



Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзор. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки. Таким образом, выполнение правил не является недостатком, наоборот, следование правилам означает, что франчайзи имеет прекрасную возможность сделать прибыль и понять выгодность своего вложения. Чтобы получить такие права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзору, а затем выплачивает ежемесячные взносы. Это своего рода аренда, потому что франчайзи никогда не является полным владельцем товарного знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных взносов. Суммы этих взносов оговариваются во франчайзинговом договоре (контракте) и являются предметом переговоров. Франчайзинговый пакет (полная система ведения бизнеса, передаваемая франчайзи) позволяет соответствующему предпринимателю вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или обучения в данной области.


2.1.Франчайзор

 

Франчайзор - это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы. Например, франчайзор создает успешный продукт или услуги, скажем, особый стиль работы ресторана быстрого питания. Франчайзор исследует, и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж (так называемый «брэнднэймг»). После того, как компания доказала работоспособность своей бизнесконцепции и успешную воспроизводимость этого бизнеса, она может начать предлагать предпринимателям, которые хотят повторить подобный успех, купить ее франшизу


2.2. Франчайзи

Франчайзи - это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзора и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзора. Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса. Очень часто франчайзор предоставляет очень выгодные скидки на важные поставки (материалы, расходные средства). Эти скидки всегда дают возможность франчайзи покупать продукты у франчайзора по более низкой цене и таким образом это стоит дешевле, чем развивать бизнес без франчайзора. Франчайзи делает первоначальный взнос за помощь по созданию и открытию бизнеса. Франчайзи принимает на себя обязанность выплачивать ежемесячные взносы за право пользование торговым знаком и бизнес системой и за поддержку, обучение и консалтинг, предоставляемые франчайзором. Если все идет по плану, то франчайзи ведет успешный бизнес, и его прибыль превосходит затраты.

2.3. Франшиза

 

Франшиза - это полная бизнес система, которую франчайзор продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзору[4].


Любой вид бизнеса можно превратить во франшизу. Международная Ассоциация Франчайзинга выделяет 70 отраслей хозяйства, в которых можно использовать методы франчайзинга. Полное их перечисление не имеет смысла, но мы можем понять ширину применимости франчайзинга из следующей выборки: бухгалтерский учет, авторемонт, книжные магазины, детская одежда и обучение, строительство, небольшие продовольственные магазины, магазины косметических товаров, образование, услуги по трудоустройству, рестораны, отели, прачечные и услуги по уборке, частные почтовые ящики, фотостудии, риэлтерские компании, туризм и развлечение, прокат специального оборудования и туристические агентства.


Франчайзинговые взаимоотношения могут быть прибыльными для обеих сторон. Франчайзи заинтересован в максимальных продажах при минимальных затратах. Франчайзи должен следовать правилам ведения бизнеса по франшизе и участвовать в рекламных и маркетинговых компаниях, проводимых франчайзором. Франчайзор сосредоточенно работает над тем, чтобы лидировать в конкурентной борьбе, что было бы очень трудно сделать одному франчайзи. Франчайзор предоставляет необходимую поддержку, с тем чтобы франчайзи мог уделять все внимание своим ежедневным операциям.

Для того, чтобы достичь такого уровня взаимодействия и защиты со стороны франчайзора франчайзи должен сформировать особые взаимоотношения с франчайзором.



2.4. Покупка франшизы

 

Можно разными способами получить разрешение, чтобы стать франчайзи, наиболее распространенными способами являются:1

 


 1)Прямой франчайзинг.

Франчайзор продает франшизу напрямую местному предпринимателю (франчайзи). Это самый лучший способ, чтобы обеспечить хорошую взаимосвязь между франчайзором и франчайзи. В случае с международным франчайзингом, где географическое расстояние между франчайзором и франчайзи велико, недостатком такого метода может быть отсутствие поддержки на местном уровне и меньшее внимания к местным особенностям. Многие мелкие франчайзоры не прибегают к такой форме франчайзинга, потому что уходит много времени и усилий на поддержку таких франчайзи. Крупные франчайзоры используют такую систему с целью исследования рынка и условий ведения бизнеса в данной стране, они продают одну франшизу и следят за ее развитием. Если все идет хорошо, то франчайзоры могут начать продавать большее количество франшиз в этой стране.

2)Мастер франшиза.

 Отношения по мастерской франшизе возникают, когда международный франчайзор продает исключительные права на развитие всей системы на территории всей страны одному франчайзи. Такой тип франчайзи называется владелец мастерской лицензии. Таки образом, франчайзи становится франчайзором в данной стране, продавая и предлагая франшизы другим предпринимателям и собирая с них сервисную плату (роялти). Это часто происходит, когда существует очевидный спрос на франшизу. В таком случае франчайзор не беспокоится о том, будет его бизнес развиваться успешно или нет. Вместо этого франчайзор ищет хорошо обеспеченного местного предпринимателя, обладающего организацией, которая позволит ему сделать систему франчайзора успешно работающей концепцией на территории всей страны.



2.5. Преимущества и недостатки франчайзинга


Таблица 1

Франчайзинг


Для франчайзоров

Для франчайзи

Преимущества

1. Быстрое расширение бизнеса на новых рынках с минимизацией собственных финансовых затрат и трудовых ресурсов.
2.Снижение риска, так как собственный капитал участвует в расширении дела в минимальной степени.
3.Освобождение от необходимости оперативного управления.
4.Получение дополнительных доходов за счет выплат франчайзи.

1. Возможность начать собственное дело.
2. Готовая "ниша". Франчайзи покупает готовый бизнес, опробованный всесторонне франчайзором.
3.Торговая марка. Франчайзи покупает право пользоваться относительно известной торговой маркой, фирменным знаком или стилем.
4.Реклама. Наличие товарного знака дает возможность пользоваться всей мощью рекламы этого товарного знака.
5.Помощь.Франчайзор передает франчайзи технологию ведения бизнеса.
6.Облегчение доступа к кредитным ресурсам, поскольку франчайзор может выступать гарантом по кредитам.

Недостатки

1.Необходимость кропотливой продуманной работы с франчайзи, от которых фактически зависит успех бизнеса в целом.
2.Невозможность завершить отношения с франчайзи, который не следует правилам системы.
3.Влияние плохо работающих франчайзинговых предприятий.
4.Трудности сохранения конфиденциальности коммерческой тайны.
5. Выход из франчайзинговой системы успешно работающих франчайзи.

1. Меньше экономической свободы, ограничение инициативы.
2. Невозможность быстрого выхода из бизнеса, так как договор франчайза обычно заключается на относительно большой срок.
3.Установление необходимого сотрудничества среди всех франчайзи системы.
4.Зависимость от финансовой стабильности франчайзора.

Обязанности

1.Передача деловой и технической информации.
2.Разработка единой документации.
3.Контроль качества.
4.Обеспечение постоянной поддержки франчайзи.
5.Заключение и поддержка эксклюзивных договоров о поставках.
6.Предоставление защищенной территории.

1.Регулярные выплаты взносов.
2.Следование производственным стандартам и программе франчайзора.

Перспективные направления

1.Предприятия питания.
2. Автотранспортные предприятия.
3. Услуги для дома.
4. Бытовое обслуживание.
5. Обслуживание бизнеса.
6. Развлечения, путешествия, спорт.
7. Охрана здоровья.
8. Строительные услуги.
9. Учебные центры.
10. Розничная торговля.




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

































Глава 3.  Виды франчайзинга


Важным  составным  элементом  успеха является  четкое  и полное  знание  предпринимателем    сущности   франчайзинга, его  разновидности,  структуры,  преимуществ  и  возможных  рисков при  его использовании. Франчайзинг  может   быть  определен как  способ  доставки продукции  или услуг  потребителю,  способ  развития бизнеса  и завоевания  рынка на  основе кооперации   материальных   и   финансовых средств  и  усилий  различных  предприятий.   Франчайзинг    может   рассматриваться также и  как соглашение,  при котором   производитель   или  единоличный распространитель  продукта  или  услуги, защищенных  торговой  маркой,  дает эксклюзивные  права  на  распространение на данной   территории    своей   продукции или  услуг   независимым  предпринимателям  (розничным  торговцам)  в  обмен на получение от  них платежей  при условии  соблюдения   технологий  производственных   и   обслуживающих   операций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.