С увеличением затрат на выпуск продукции, средняя цена тонны выпущенной продукции в 2004 году по сравнению с 2003 годом возросла на 15%, а с планом – на 2,4%. Рост объема продукции связан с расширением ассортимента хлебобулочных изделий.
Выручка от реализации продукции определяется по мере отгрузки товаров и предъявления покупателю расчетных документов. Выручка от реализации продукции включает средства на возмещение затрат предприятия, на реализованную продукцию, то есть полную себестоимость; денежные накопления – прибыль; налоги – НДС, спецналог.
Сумма выручки в значительной степени отличается от стоимости не только произведенной, но и отгруженной продукции. Влияние на эти отклонения оказывают:
– остатки готовой продукции на складе;
– остатки товаров отгруженных, не оплаченных в срок.
Выручка исчисляется в оптово-отпускных ценах за вычетом налога на добавленную стоимость.
Таблица 3.
Исходные данные для анализа прибыли от реализации продукции.
Показатели
2003г.
2004г.
2004г. в % к 2003г.
2004г. в % к плану
план
факт
Выручка от реализованной продукции
6363
7200
7236
113,7
100,5
Себестоимость проданных товаров
5910
6700
6736
114
Прибыль от продаж
453
490
500
110,4
102
Выручка от реализации продукции в 2004 году увеличилась на 13,7% по сравнению с 2003 годом, это связано с ростом выпуска изделий и ее реализации, в результате возросла прибыль от продаж на 10,4%, но с увеличением себестоимости проданных товаров прибыль сократилась на 14%.
В рыночных условиях от уровня затрат на производство и реализацию продукции зависят все экономические показатели, в том числе и конечный показатель – прибыль. Чем выше затраты, тем меньше прибыль от производства продукции.
Себестоимость является одной из основных экономических категорий, определяющих эффективность работы предприятия. Чем ниже себестоимость, тем больше продукции можно выработать из одних и тех же ресурсов.
Значение себестоимости состоит в том, что она является базой, на основе которой предприятие устанавливает свободно-отпускные цены.
Себестоимость определяется по двум направлениям: по статьям калькуляции и
по элементам сметы затрат на производство продукции.
Калькуляцией называется себестоимость единицы продукции. Калькуляция составляется по прямым статьям расходов.
В смете производственные расходы группируются по первичным элементам по экономическому признаку.
По смете затрат определяется структура себестоимости продукции, кроме того, смета является основой для расчета оборотных средств.
Затраты в смете группируются по следующим экономическим элементам.
Таблица 4.
Структура производственных расходов, тыс. руб.
Элементы затрат
Отклонение в % 2004г. к 2003г.
тыс. руб.
%
Материальные затраты
5000
74,6
5650
73,1
5700
74
-0,6
Амортизация основных фондов
90
1,3
94
1,2
-0,1
Затраты на оплату труда
600
9
980
12,7
1000
13
4
Отчисления на социальные нужды
200
3
370
4,8
400
5,2
2,2
Прочие затраты
810
12,1
630
8,2
510
6,6
-5,5
ИТОГО затрат:
100
7724
7700
-
Рост выпуска хлебобулочных изделий требует дополнительных затрат на производство.
Затраты на производство в 2004 году по сравнению с 2003 годом возросли на 1000 тыс. рублей, это связано с приобретением материальных ресурсов на производство на 700 тыс. рублей и с ростом заработной платы на 400 тыс. рублей, однако за счет сокращения прочих затрат, затраты на производство снизились на 300 тыс. рублей.
Основную долю к общим затратам составляют материальные затраты, однако в 2004 году по сравнению с 2003 годом удельный вес материальных затрат к общим затратам снизился на 0,6%. Объем реализованной продукции зависит от объема производства и изменения остатков готовой продукции на складе. Таким образом, существует связь: прибыль – выручка от реализации – объем товарной продукции.
Обратная зависимость связывает прибыль с себестоимостью реализованной продукции. Эта зависимость представлена на рис. 5.
Прибыль
Себестоимость реализованной продукции
Объем продукции
Система оплаты труда
Система управления производством
Материальные затраты:
- качество сырья, материалов, полуфабрикатов;
- нормы расхода сырья, материалов, полуфабрикатов;
- цены на сырье, материалы, полуфабрикаты.
Система налогов, сборов, отчислений в бюджет, внебюджетные фонды
Система обслуживания производства
Рис. 5. Зависимость прибыли от себестоимости реализованной продукции.
Из всех факторов, воздействующих на прибыль, главными являются: объем производства и реализации продукции, цены на готовую продукцию, себестоимость реализованной продукции, которые находятся в определенной функциональной зависимости друг от друга. Поэтому получение максимальной прибыли возможна при определенных сочетаниях между этими величинами.
Показатель, характеризующий доходность, прибыльность, эффективность производства – это рентабельность. Общая рентабельность рассчитывается как отношение прибыли отчетного периода к общим затратам на производство. Рентабельность продукции рассчитывается как отношение прибыли, полученной от реализации конкретной продукции, к полной себестоимости реализованной продукции.
Таблица 5.
Основные показатели работы хлебозавода.
1. Объем реализуемой продукции в оптовых ценах предприятия, тыс. руб.
7070
8000
8040
2. Товарная продукция в оптовых ценах предприятия, тыс. руб.
3. Численность промышленно-производственного персонала, чел.
38
39
102,6
4. Полная себестоимость товарной продукции, тыс. руб.
114,9
99,7
5. Затраты на 1 рубль товарной продукции, коп.
94,8
96,6
95,8
101,5
99,2
6. Прибыль, тыс. руб.
300
276
108,7
7. Рентабельность продукции, %
4,5
3,6
3,9
0,3
8. Основные производственные фонды, тыс. руб.
2800
9. Оборотные средства, тыс. руб.
590
540
91,5
10. Общая рентабельность предприятия, %
8,8
8,3
0,2
0,7
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8