Финансовые ресурсы складываются из трех источников:
1) средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе;
2) средства внебюджетных фондов;
3) ресурсы, получаемые самими предприятиями (прибыль, амортизация).
Исходя из этого финансы могут быть централизованными (государственными) и децентрализованными (ресурсы хозяйствующих субъектов).
Децентрализованные ресурсы классифицируются на:
n - собственные и привлеченные (прибыль, амортизация, денежные средства в обороте, выручка от продажи имущества, прибыль от выполнения работ и услуг, все виды кредиторской задолженности);
n - заемные (долгосрочные и краткосрочные кредиты банков, средства различных финансовых структур;
n - ресурсы, получаемые в порядке перераспределения (страховые возмещения, субсидии государства, субвенции).
Выделяют две основные функции -распределительную и контрольную.
Распределительная функция финансов заключается:
1) в создании так называемых основных или первичных доходов путем распределения национального дохода среди участников материального производства;
2) в создании вторичных или производных доходов путем перераспределения национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, отраслями материального производства, регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.
Схема распределения национального дохода
Национальный
доход (V+M)
Первичное
распределение
Заработная пла-
та работников
материального
производства
НДС
начисления
на зарплату
Бюджет
Фонды предприятий
и т.д.
Контрольная функция состоит в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и их расходованием по целевому назначению посредством регламентации финансовой информации и стимулирования процесса расширенного воспроизводства.
Одной из задач финансового контроля является проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.
Финансовый контроль осуществляется в процессе финансового планирования , при использовании доходной и расходной частей бюджетной системы.
Помимо распределительной и контрольной функций финансы выполняют регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через государственные расходы, налоги, государственный кредит в процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики используются также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг.
Функция содержания государства
Функции финансов осуществляются:
n - на всех уровнях управления экономической системой (Федеральном, территориальном, местном);
n - во всех сферах общественной жизни (материальное производства, сфера обращения, сфера потребления);
n - на всех уровнях экономической системы (внутрихозяйственном - финансы предприятий, внутриотраслевом - финансы комплексов, межотраслевом и межтерриториальном - госбюджет и внебюджетные фонды).
Понятие финансовой системы является развитием более общего понятия - финансы. Если финансы - это экономические отношения по поводу.................., то финансовая система - это совокупность органов и учреждений, форм и методов, сфер финансовых отношений, связанных с образованием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Централизованные финансы используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне.
Децентрализованные - на микроуровне, а сегодня уже и на макроуровне.
Государственная бюджетная система построена в соответствии с законом РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” от 10 октября 1991 г.
В 1993 г. внебюджетных специальных фондов было 20: 4 социальных и остальные производственного назначения. Они имеют строго целевое назначение: социальные услуги населению, развитие отсталых и приоритетных направлений науки, техники, производства .
Государственный кредит служит для покрытия дефицита госбюджета. Этой цели служат :
госзаймы
n в 1993 г. государственный внутренний долг составил 16,1 трлн руб.;
n в 1995 г. - 159,3 трлн. руб.;
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ
Децентрализованные Централизованные финансы
финансы (государственные)
Финансы предприятий, Фонды Бюджетная Специальные внебюд- Государственные
учреждений, организаций страхования система жетные фонды займы
Федера- Бюджеты Местные Специальные Социальные Внутренние
Финансы То же - Финансы Социальное льный субъектов бюджеты
предприя- на не- общест- бюджет Федерации Внешние
тий, функ- коммер- венных Личное
циониру- ческой органи-
ющих на основе заций Имущественное
коммер- Бюджеты Бюджеты Бюджеты Муници- Бюджеты
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26