Рефераты. Финансы, денежное обращение и кредит (лекции)

Финансовые ресурсы складываются из трех источников:

1) средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе;

2) средства внебюджетных фондов;

3) ресурсы, получаемые самими предприятиями (прибыль, амортизация).

Исходя из этого финансы могут быть централизованными (государственными) и децентрализованными (ресурсы хозяйствующих субъектов).

Децентрализованные ресурсы классифицируются на:

n         - собственные и привлеченные (прибыль, амортизация, денежные средства в обороте, выручка от продажи имущества, прибыль от выполнения работ и услуг, все виды кредиторской задолженности);

n         - заемные (долгосрочные и краткосрочные кредиты банков, средства различных финансовых структур;

n         - ресурсы, получаемые в порядке перераспределения (страховые возмещения, субсидии государства, субвенции).


3.3. ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ

Выделяют две основные функции -распределительную и  контрольную.

Распределительная функция финансов заключается:

1) в создании так называемых основных или первичных доходов путем распределения национального дохода среди участников материального производства;

2) в создании вторичных или производных доходов путем перераспределения национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, отраслями материального производства, регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.



Схема распределения национального дохода

Национальный

  доход (V+M)

 
(C+V+M) - совокупный общественный продукт

                 

Первичное      

распределение

 
               

Заработная пла-

та работников 

 материального

   производства

 

НДС

 
 


 

 

 

 

начисления

на зарплату

 
 


                                             

Бюджет

 
                                              

Фонды предприятий

 
                                  

 

 



 


 


 



                                                                     и т.д.

Контрольная функция финансов

Контрольная функция состоит в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и их расходованием по целевому назначению посредством регламентации финансовой информации и стимулирования процесса расширенного воспроизводства.

Одной из задач финансового контроля является проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Финансовый контроль осуществляется в процессе финансового планирования , при использовании доходной и расходной частей бюджетной системы.

Помимо распределительной и контрольной функций финансы выполняют регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через государственные расходы, налоги, государственный кредит в процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики используются также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг.

Функция содержания государства

Функции финансов осуществляются:

n         - на всех уровнях управления экономической системой (Федеральном, территориальном, местном);

n         - во всех сферах общественной жизни (материальное производства, сфера обращения, сфера потребления);

n         - на всех уровнях экономической системы (внутрихозяйственном - финансы предприятий, внутриотраслевом - финансы комплексов, межотраслевом и межтерриториальном - госбюджет и внебюджетные фонды).


3.4. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ

3.4.1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ И КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕЕ ЗВЕНЬЕВ

Понятие финансовой системы является развитием более общего понятия - финансы. Если финансы - это экономические отношения по поводу.................., то финансовая система - это совокупность органов и учреждений, форм и методов, сфер финансовых отношений, связанных с образованием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Централизованные финансы используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне.

Децентрализованные - на микроуровне, а сегодня уже и на макроуровне.

Государственная бюджетная система построена в соответствии с законом РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” от 10 октября 1991 г.

В 1993 г. внебюджетных специальных фондов было 20: 4 социальных и остальные производственного назначения. Они имеют строго целевое назначение: социальные услуги населению, развитие отсталых и приоритетных направлений науки, техники, производства .

Государственный кредит служит для покрытия дефицита госбюджета. Этой цели служат :

госзаймы

n         в 1993 г. государственный внутренний долг составил 16,1 трлн руб.;

n         в 1995 г. - 159,3 трлн. руб.;












 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ

 



                                                   Децентрализованные                                                                            Централизованные финансы

                                                               финансы                                                                                            (государственные)

 


         Финансы предприятий,                                  Фонды                              Бюджетная            Специальные внебюд-          Государственные

        учреждений, организаций                             страхования                            система                    жетные фонды                      займы

                                                                                                                                                                 

                                                                                                           Федера-     Бюджеты     Местные     Специальные    Социальные           Внутренние                                                                                                                        

Финансы      То же -    Финансы      Социальное                               льный     субъектов     бюджеты

предприя-    на не-       общест-                                                       бюджет     Федерации                                                                          Внешние   

тий, функ-   коммер-    венных                     Личное

циониру-      ческой      органи-

ющих на      основе       заций              Имущественное

коммер-                                                                                               Бюджеты     Бюджеты     Бюджеты    Муници-   Бюджеты

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.