Рефераты. Финансовый менеджмент. Основа обеспечения устойчивой позиции на рынке

         С/ст  Тп / Объм ТП,                                            (Ф. 7)

где, ТП – товарная продукция.



















3.      СУБЪЕКТЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА   


3.1.             Организационная модель финансовой инфраструктуры

        

Субъектом финансового  менеджмента является  финансист-менеджер,  курирующий финансовые отношения  данного звена  финансовой инфраструктуры.

         Фундаментальным, базовым звеном  финансовой инфраструктуры являются финансы коммерческих структур в сфере  предпринимательства, где субъектами финансового менеджмента выступают финансовые службы соответствующих предприятий, или службы финансового  менеджера. в международном бизнесе  их обычно  называют  финансовой бухгалтерией  в отличии от просто бухгалтерии,  занимающейся собственно бухгалтерским учетом и бухгалтерско-статистической отчетностью.

         Служба финансового менеджера охватывает, как правило, не только финансовый отдел, но и планово-экономический, труда и зарплаты,  иногда – снабженческо-сбытовой         (маркетинговый), юридический,  аналитический (если такой  отдел, бюро или участок выделяется  организационно). В зависимости от масштаба  предприятия и от  решения финансового топ-менеджера,  каковым обычно является финансовый директор или заместитель генерального директор по экономике  и финансам,  финансовая бухгалтерия  имеет  ту или иную организационно-функциональную структуру и охват.

         Несмотря на либерализацию  экономики государство  строго регламентировало организационно-правовые  форма  предпринимательских  структур и соответственно их  финансово-налоговый статус, частности, условия формирования  уставного (складочного) капитала, финансовую ответственность и прочее.




3.2           Профессиональная роль и облик финансового менеджера


Профессиональные  обязанности и права финансового менеджера можно сгруппировать  следующим образом:

-        перманентный финансовый контроль  эффективности  деятельности  фирмы, что конкретно выражается в постоянной  заботе об  увеличении денежных доходов и поступлений,  оптимизаций расходов и отчислений, росте суммы превышения первых над последними;

-        планирование, анализ, решение;

-        определение прав  и обязанностей  (участков финансовой работы)  каждого сотрудника подведомственных служб;

-        выбор системы оплаты труда, стимулирующий рост эффективности  всех подразделений  фирмы;

-        подписание (визирование)  всех документов  финансовой службы;

-        делегирование ответственности по отдельным участкам   финансовой работы  другим подразделениям  фирмы или  внешним «подрядчиком» - исполнителем: аудит, эккаутинг (расчеты  и бизнес-справки о  финансовом состояний контрагентов, смежников, конкурентов и пр.), трастовой (доверительное) управление,  например ценными бумагами,  партнеров по  совместной деятельности,  посредническая,  в том числе биржевая  деятельность, экономическая, юридическая и иная экспертиза  при заключении контрактов или принятии инвестиционных решений и т. д.;

-        выработка и определение финансовой стратегии  в учетно-аналитической,  инвестиционной,  распределительной политике и т.д.

Перечень можно детализировать и расширить.  Финансовому менеджеру  и нижестоящим  на иерархической лестнице финансистам прежде всего  требуется высокий  уровень профессиональных  знаний  и умение применить их на практике.

Кроме того, финансовый  менеджер  должен обладать   организаторским  талантом и владеть искусством  общения,  проявляющимся в способности  психологической совместимости с различными  людьми,  терпимости в деловых  отношениях,  обеспечивающих продуктивность  работы службы  финансового менеджера.

Приведем небольшой пример  эффективного сотрудничества банка  и  предприятия, финансовый директор которого совместно с руководством банка  разработали взаимовыгодную схему деловых контактов. Банк создал на территории завода  свой расчетно-кассовый центр,  ускоривши расчеты со всеми контрагентами  на сутки  и увеличивший операционный день  до размеров полного рабочего  дня,  обеспечил расчетно-кассовое    обслуживание,  взял на себя прием  наличных денег  от юридических  и физических   лиц,  открыв на заводе свою кассу. При этом кассир  банка  работает по графику завода, ни минуты не  заставляя ждать  клиентов.  Кроме экономии времени и денежных средств,  банк намерен  предоставлять платежный кредит  покупателям  продукции  завода и т.п. В итоге финансовый союз  партнеров   обеспечивает удовлетворение интересов, спокойствие и стабильность – то, на что направлен  финансовый менеджмент.

 

3.3.   Информационная база финансового менеджера

Рассмотрим состав показателей   информационной базы.

Эффективность финансового менеджмента на предприятии  в значительной мере  определяется и зависит  от используемой  информационной базы. В свою очередь,  формирование информационной базы   финансового менеджмента на предприятий  представляет собой  процесс целенаправленного   подбора соответствующих информативных показателей, ориентированных как на принятий  стратегических решений, так и на эффективное текущее  управление финансовой деятельностью.

Формирование системы информативных показателей  финансового менеджмента для конкретного предприятия  связанно с его отраслевыми особенностями,  организационно – правовой формой, объемом, степенью диверсификации хозяйственной деятельности и другими условиями.  По этому вся  совокупность показателей,  включаемых в информационную базу  финансового менеджмента,  может быть сгруппирована  по видам источников  информации и требует  процедурного уточнения по каждой группе применительно  к практической деятельности  конкретного предприятия.

         -        К первой группе относится  показателей, характеризующие общеэкономическое развитие страны.  Система  информативных показателей   этой группы служит для  прогнозирования условий  внешней среды функционирование  предприятия  при принятии  стратегических  решений   в области финансовой деятельности.

         К данной группе относится  следующие показатели:

         объем доходов  государственного бюджета;

         объем расходов государственного бюджета;

         объем размера бюджетного дефицита;

         объем  эмиссии денег;

         денежные доходы населения;

         вклады населения в банк;

         индекс инфляции;

         учетная ставка ЦБ России;

         Формирование показателей  этой группы основывается  на публикации  данных государственной статистики.

         -        Ко второй  группе относятся основные информативные показатели, характеризующие отраслевую принадлежность предприятия.        

         Система показателей  данной группы служит для принятия управленческих решений по вопросам оперативной финансовой деятельности.


         К данной группе относятся следующие показатели:

         индекс цен на продукцию;

         ставка налогообложения  прибыли  по основной деятельности;

         общая сумма  используемого  капитала, в том числе собственного;

         объем произведенной (реализованной) продукции и др.

         К данной группе  целесообразно  отнести показатели,  характеризующие  деятельность  контрагентов и конкурентов.

         Источником формирования показателей  этой группы служат  публикации  отчетных  материалов в процессе, соответствующие рейтинги, платные бизнес-справки, предоставляемые   на рынке информационных услуг.

         -        К третьей группе  относятся  показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка.

         Система информативных показателей  этой группы  служит для  принятий  управленческих решений в области формирования  портфеля долгосрочных финансовых инвестиций,  осуществления краткосрочных финансовых вложений  и других операций.

         К данной группе относятся следующие показатели:

         виды основных котируемых фондовых инструментов   (акции, облигации и т.д.),  обращающихся на биржевом и внебиржевом фондовом  рынке;

         котируемые цены спроса и предложения  основных видов фондовых инструментов;

         цены и объемы сделок  по основным видам  фондовых инструментов;

         сводный индекс динамики цен на фондовом рынке;

         депозитные и кредитные ставки коммерческих банков;

         официальные курсы  отдельных валют;

         курсы покупки-продажи отдельных валют на межбанковской валютной бирже и коммерческими банками и т.д.

         Источником формирования системы показателей  этой группы при необходимости ежедневного  использования служат публикации коммерческих изданий,  представленных на соответствующих электронных источниках или получаемых по  технологиям сетевых каналов связи.

         -        К четвертой  группе  относятся показатели, формируемые из внутренних источников информации предприятия по данным управленческого и финансового учета.

         Система показателей данной группы составляет основу информационной  базы финансового менеджмента.

         На основе этой системы показателей  производится анализ,  прогнозирование, планирование и принятие  оперативных управленческих решений по всем направлениям финансовой деятельности  предприятия.

         Преимуществом показателей этой группы  является их унифицированность, регулярность формирования,  высокая степень достоверности и надежности, что определяется  соответствующим статусом финансовой отчетности  и общими финансовыми  показателями, рассчитанными на ее основе.

         Показатели финансового учета  агрегируются  в финансовую отчетность  и финансовые показатели, рассчитанные на ее основе. Финансовая отчетность по назначению должна способствовать формированию цивилизованной  рыночной финансовой инфраструктуры, выполнять функции инструмента  взаимодействия предприятия и рынка с тем, чтобы рынок стал эффективным источником финансовых ресурсов предприятия.




4.       ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ НА ПРЕДПРИЯТИИ

4.1.          Сущность и назначение финансового анализа


Одним из важнейших  условий  успешного  управления финансами предприятия является  анализ его   финансового состояния.  Финансовое  состояние предприятия  характеризуется совокупностью  показателей, отражающих процесс формирования  и использования его финансовых средств. В рыночной экономике  финансовое состояние  предприятия  по сути дела отражает конечные результаты его деятельности.  Конечные  результаты  деятельности  предприятия интересуют не только работников самого  предприятия,  но и его  партнеров по экономической  деятельности,  государственные,  финансовые, налоговые органы и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.