4. Обеспечение максимизации прибыли предприятия при предусматриваемом уровне финансового риска. Максимизация прибыли достигается за счет эффективного управления активами предприятия, вовлечения в хозяйственный оборот заемных финансовых средств, выбора наиболее эффективных направлений операционной и финансовой деятельности.
5. Обеспечение минимизации уровня финансового риска при предусматриваемом уровне прибыли. Если уровень прибыли предприятия задан или спланирован заранее, важной задачей является снижение уровня финансового риска, обеспечивающего получение этой прибыли.
6. Обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития. Такое равновесие характеризуется высоким уровнем финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия на всех этапах его развития и обеспечивается формированием оптимальной структуры капитала и активов, эффективными пропорциями в объемах формирования финансовых ресурсов за счет различных источников, достаточным уровнем самофинансирования инвестиционных потребностей.
Все рассмотренные задачи финансового менеджмента теснейшим образом взаимосвязаны, хотя отдельные из них и носят разнонаправленный характер (например, обеспечение максимизации суммы прибыли при минимизации уровня финансового риска; обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов и постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития и т.п.). Поэтому в процессе финансового менеджмента отдельные задачи должны быть оптимизированы между собой для наиболее эффективной реализации его главной цели.
В последние годы роль финансового директора расширилась до управления предприятием в целом. Управляющие финансами занимаются общим управлением, тогда как прежде они занимались приращением денежных средств и движением наличности фирмы.
Можно привести следующие факторы повышения роли финансового менеджера, которые в свою очередь должны постоянно находиться в сфере внимания финансового менеджера:
• растущая конкуренция между фирмами;
• технологические усовершенствования, требующие значительных капитальных вложений.
Схема 4.
Направление деятельности:
- прогнозирование;
- принятие решений;
- управление;
- взаимодействие
Контроль
Управление источниками средств
Управление активами
Анализ и планирование
Функции финансового менеджера
Задача
Привлечение и использование финансовых ресурсов
Исходя из вышесказанного, можно выделить основные функции финансового менеджера: общий финансовый анализ и планирование, эффективное распределение финансовых ресурсов (управление активами, инвестиционная политика), мобилизация средств на наиболее выгодных условиях (управление источниками финансирования), осуществление контроля за исполнением решений и результатами проводимой политики. Целью контроля является выявление факторов и причин негативных тенденций и корректировка направлений развития компании.
Деятельность финансового менеджера
Прогнозирование и планирование
Инвестиционные и финансовые решения
Схема 5.
можно определить как:
• прогнозирование и планирование;
• основные инвестиционные и финансовые решения;
• координация и управление;
• взаимодействие с рынками капитала.
Необходимо отметить, что проблема информации является одной из ключевых в определении рынка финансовых ресурсов и деятельности финансового менеджера. Наиболее значимыми теориями, с точки зрения проблемы информации, являются такие концепции, как:
• гипотеза эффективных рынков капитала;
• теория асимметричной информации;
• теория агентских отношений.
Гипотеза эффективности рынков. Выделяет три формы эффективности рынка капитала – сильной, умеренной и слабой, в зависимости от степени информированности рынков.
Эффективный рынок – рынок, в ценах которого отражена вся известная и доступная информация.
Основной вывод концепции эффективных рынков капитала заключается в том, что средняя доходность финансовых операций равна нулю, т. е. стоимость фирмы может быть увеличена только за счет операций на рынке материальных товаров и услуг. Различия в ожидаемой доходности финансовых активов той или иной компании являются источником сверхдоходов, которые определяются исключительно различиями в степени риска, суметь оценить который должен финансовый менеджер. Эта концепция получила название компромисса между риском и доходностью.
Теория асимметричной информации. Утверждает, что менеджеры информированы о перспективах их собственных фирм, т. е. обладают особой информацией, на основании которой могут определить — завышена или занижена цена их акций.
Теория агентских отношений. Описывает поведение менеджеров, расходы на исполнителя и структуры собственности. В основу финансового менеджмента заложены первичные агентские отношения — между акционерами и менеджерами и между кредиторами и акционерами (которых представляет финансовый менеджер).
Известно, что целью фирмы является максимизация собственности ее акционеров, а это сводится к максимизации цены акций фирмы. Однако менеджеры фирм могут иметь и другие цели, конкурирующие с максимизацией богатства акционеров. Тот факт, что владельцы фирмы — ее акционеры предоставляют менеджерам право принятия решений, создает потенциальный конфликт интересов.
В реальности менеджеры крупных корпораций владеют лишь небольшим пакетом их акций, и максимизация богатства акционеров может стать не самой первостепенной целью менеджера. Например, по мнению многих специалистов, главной целью менеджеров-агентов является увеличение размеров фирмы. Создавая крупную, стремительно растущую фирму, менеджеры: закрепляют за собой свои места, поскольку скупка контрольного пакета акций другими фирмами становится менее вероятной; увеличивают собственную власть, статус и оклады; создают дополнительные возможности для своих подчиненных; жертвуют средства корпораций благотворительным организациям, повышая свой имидж. Однако большая часть расходов ложится на акционеров.
Очевидно, что менеджеров нужно побудить действовать на благо акционеров с помощью стимулов, ограничений и наказаний. Проблема морального риска возникает ввиду того, что акционеры не могут контролировать все действия менеджеров. Для этого они вынуждены нести агентские затраты.
Агентские затраты — расходы, которые вынуждены осуществлять акционеры для контроля за деятельностью финансовых менеджеров. Существует несколько категорий агентских затрат: на проведение аудиторских проверок, расходы на создание организационной структуры, ограничивающей нежелательное поведение менеджеров. Например, введение в состав правления внешних инвесторов, как известно, главная ответственность за управление делами корпорации возлагается на Совет директоров, который обычно избирается ежегодно в составе 11 —15 человек. Он включает внешних и внутренних членов. Внешними членами становятся представители банков, инвестиционных компаний, фирм, продающих товары данной корпорации, адвокаты, представители общественных организаций. Наличие внешних членов делает Совет директоров более независимым и объективным.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5