Рефераты. Финансовые проблемы развития малого предприятия

Кроме этого, упрощенная система бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства предусматривается пунктом 2 статьи 5 Закона РФ «О бухгалтерском учете».

Федеральный закон от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» в статье 5 определяет, что государственная статистическая и бухгалтерская отчетность малых предприятий представляется в утверждаемом Правительством РФ порядке, предусматривающем упрощенные процедуры и формы отчетности, содержащие в основном информацию, необходимую для решения вопросов налогообложения.

Малое предприятие ведет бухгалтерский учет в соответствии с едиными методологическими основами и правилами, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету, а также Типовыми рекомендациями, утвержденный приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000года № 94н (в редакции Приказа Минфина РФ от 07 мая 2003 года №  38н).

Некоторые льготы в налоговом и трудовом законодательстве зависят исключительно от количества сотрудников организации. Фирмам с численностью работников:

- до 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания - 20 человек) разрешено по соглашению сторон заключать с работниками срочные трудовые договоры (ст. 59 Трудового кодекса);

- до 10 человек можно представлять сведения о доходах сотрудников по форме 2-НДФЛ только на бумажных носителях (п. 2 ст. 230 НК);

- до 250 человек (а с 2008 г. до 100 человек) разрешено не представлять налоговую декларацию в электронном виде (п. 3 ст. 80 Налогового кодекса).

А вот, чтобы воспользоваться остальными поблажками, фирма должна соответствовать всем критериям малых предприятий.

Закон устанавливает несколько критериев, соответствие которым должно выполняться одновременно. Об этом сказано в статье 3 Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства".

Во-первых, предприятие должно быть коммерческим.

Во-вторых, доля граждан либо других малых предприятий в уставном капитале фирмы должна быть не менее 75 процентов.

И, в-третьих, ограничение по численности персонала. В промышленности, строительстве, на транспорте она должна быть не более 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере не более 60 человек. В розничной торговле и бытовом обслуживании населения лимит составляет 30 человек. Пределом численности для оптовиков и прочих фирм будет 50 человек. Если фирма ведет несколько видов деятельности, то нужно брать численность по той отрасли, доля которой в выручке либо прибыли наибольшая.

Итак, "малыши" могут сдавать в налоговую инспекцию лишь бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках. Остальные формы сдавать необязательно (п. 3 указаний, утвержденных приказом Минфина от 22 июля 2003 г. N 67н). То есть в налоговую можно не отвозить:

- отчет об изменениях капитала (форма N3);

- отчет о движении денежных средств (форма N 4);

- приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5);

- пояснительную записку.

Правда, для того, чтобы отказаться от "лишних" форм, фирма не должна подлежать обязательному аудиту. А для этого, помимо прочих условий, годовая выручка компании не может быть выше 50 миллионов рублей, а валюта баланса - 20 миллионов рублей. Такие правила устанавливает пункт 1 статьи 7 Закона от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

Статья 15 Закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" предписывает всем организациям сдавать годовую бухгалтерскую отчетность в органы государственной статистики. Это относится и к малым предприятиям. За исключением разве что упрощенцев - они не ведут бухучет. Обратите внимание: если вы сдаете в налоговую инспекцию только баланс и отчет о прибылях и убытках, сдавать приложения к балансу в органы статистики вы также не должны. Имейте также в виду, что квартальные балансы нести в статистику не надо (письмо Росстата от 27 мая 2005 г. N ИУ-13-23/1422).

Кроме баланса, малые предприятия сдают форму N ПМ. Делать это должны и упрощенцы - здесь для них исключений нет. Однако сдавать форму N ПМ нужно только в том случае, если ваша фирма попала в выборку (распоряжение правительства от 9 октября 1995 г. N 1389-р). Правда, если фирма занимается добычей рыбы и морепродуктов, отчитываться придется обязательно.

Еще одна поблажка предоставлена малым фирмам пунктом 2 ПБУ 18. Он разрешает не применять "малышам" положение по учету расчетов по налогу на прибыль. Правда, если бухгалтер фирмы решит все же учитывать постоянные и временные разницы, никто его неволить не будет. А вот для того, чтобы отказаться от этого сомнительного удовольствия, достаточно прописать свое право в учетной политике. После этого, вместо того чтобы доводить различными проводками "бухгалтерский налог на прибыль" до той суммы, которую надо заплатить в бюджет, вы делаете в бухучете одну-единственную запись по начислению реального налога. В этом случае будет отличаться и заполнение отчета о прибылях и убытках. Дело в том, что строку "Текущий налог на прибыль" фирмы, применяющие ПБУ 18, рассчитывают по формуле: бухгалтерская прибыль х 24% + ОНА - ОНО - ПНА + ПНО. Однако малым фирмам, не пользующимся ПБУ 18, "подбить" текущий налог на прибыль по данным формы 2 будет невозможно. Ведь они не будут указывать отложенные и постоянные активы и обязательства. Поэтому данные о налоге можно просто взять из налоговой декларации.

У малых предприятий есть еще одна поблажка в учете. Вместо инвентарных карточек по учету основных средств (форма ОС-6) они могут вести инвентарную книгу (форма ОС-6б) (постановление Госкомстата от 21 января 2003 г. N 7).

Принятая на малом предприятии учетная политика утверждается приказом (распоряжением) лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета, т.е. руководителя предприятия.

При этом утверждается:

- рабочий План счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля над хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Начальным этапом бухгалтерского учета является сплошное документирование всех хозяйственных операций путем составления определенных носителей первичной учетной информации.

Малое предприятие составляет и представляет бухгалтерскую отчетность в порядке, предусмотренном Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 года № 34н и Положением по бухгалтерскому учету « Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/98).

Из  практики видно что, из большинства случаев на малом и среднем бизнесе существует так называемая «черная бухгалтерия».

Для предпринимателей, организующих свое дело «с нуля», к сожалению, на первоначальном этапе «черная бухгалтерия» - это способ выживания. Им не хватает средств заплатить все налоги, оставить деньги на зарплату сотрудникам, купить дополнительное оборудование т. д. Поэтому предприниматели зачастую выплачивают часть заработной платы «черным налом». Однако ведение «черной бухгалтерии» может обернуться проблемами. Во-первых, сотрудники могут заинтересоваться своим «социальным пакетом» (они могут быть недовольны маленькими отчислениями из-за невысокой «белой зарплаты»). Запросить, в частности, информацию в пенсионном фонде о состоянии своего пенсионного счета, тем самым навлечь налоговую проверку и, соответственно, выплату крупных денежных штрафов. Глава 16 НК РФ предусматривает санкции за налоговые нарушения. К тому же практика показывает, что квалифицированные сотрудники, как правило, ищут высокую «белую зарплату». Во-вторых, с «черной бухгалтерией» трудно взять кредит в банке.

На первом этапе организации и индивидуальные предприниматели, изъявшие желание перейти на УСН, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.

Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели в праве применять УСН в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.