Рефераты. Финансовые аспекты пенсионной реформы в России

Таблица 1

Относительная бедность среди пенсионеров в Российской Федерации[1]

Категория населения, период наблюдений

Доля среди данной категории населения (%)

Отношение доли малоимущих и крайне бедных среди данной категории населения к доле малоимущих и крайне бедных для населения страны в целом


малоимущих*

крайне бедных**

малоимущих

крайне бедных

1

2

3

4

5

Все население





1998 г.

37,8

9,8

1,00

1,00

1999 г.

50,2

16,8

1,00

1,00

2000 г.

40,0

10,3

1,00

1,00

Получатели государственных пенсий, из них:





1. Работающие пенсионеры





1998 г.

15,9

2,7

0,42

0,28

1999 г.

25,0

5,2

0,50

0,31

2000 г.

18,2

3,1

0,46

0,30

2. Неработающие пенсионеры





1998 г.

25,4

5,1

0,67

0,52

1999 г.

39,5

10,1

0,79

0,60

2000 г.

30,1

5,9

0,75

0,57

в том числе:





2.1. Пенсионеры по старости

1998 г.

21,7

3,9

0,57

0,40

1999 г.

35,1

8,2

0,70

0,49

2000 г.

25,7

4,6

0,64

0,45

2.2. Пенсионеры по инвалидности

1998 г.

41,9

11,5

1,11

1,17

1999 г.

53,7

18,1

1,07

1,08

2000 г.

43,8

11,3

1,10

1,10

2.3. Пенсионеры по случаю потери кормильца

1998 г.

48,6

12,6

1,29

1,29

1999 г.

62,2

22,7

1,24

1,35

2000 г.

51,0

12,7

1,28

1,23

2.4. Получатели социальных пенсий

1998 г.

38,9

7,9

1,03

0,81

1999 г.

45,4

14,5

0,90

0,86

2000 г.

49,7

12,9

1,24

1,25

*К малоимущим относится население (домашние хозяйства) со среднедушевыми доходами ниже величины прожиточного минимума.

**К крайне бедным относится малоимущее население (домашние хозяйства) с уровнем располагаемых ресурсов в 2 и более раз ниже величины прожиточного минимума.

Сложнее оказалась ситуация с получателями так называемых социальных (не трудовых) пенсий, в состав которых, помимо собственно «социальных пенсионеров», входят получатели пенсий по инвалидности и пенсий по случаю потери кормильца. Доля малообеспеченных и крайне бедных среди них в 2000 г. была выше, чем среди населения страны в целом. При этом следует отметить, что государству удавалось поддерживать относительно приемлемый уровень жизни инвалидов, в то время как уровень жизни получателей других категорий социальных пенсий действительно был заметно (приблизительно на 1/4) ниже, чем в стране в целом.

Финансово-экономический кризис 1998 г. принципиально не изменил соотношение между уровнями материального благополучия пенсионеров и населения страны в целом. После резкого роста в 1999 г. доли малоимущих и крайне бедных в 2000 г. в большинстве случаев произошло ее менее резкое сокращение. В результате в 2000 г. доли обеспеченных и крайне бедных домохозяйств в стране, в том числе и среди пенсионеров, оказались выше, чем в 1998 г.

Тезис (ловушка) 2. Пенсионеры в состоянии выйти из бедности (нуждаемости) только в том случае, если они будут проживать в семьях, где другие члены семей имеют относительно высокие уровни доходов.

Результаты обследования бюджетов домашних хозяйств в 1990-е гг. не подтвердили и этот тезис. Например, в декабре 1996 г. удельный вес домашних хозяйств с денежными доходами ниже прожиточного минимума среди домашних хозяйств одиноких пенсионеров составил 6%, в то время как среди домашних хозяйств без детей в целом – 15,7%.

Этот тезис опровергается также и данными табл. 1, на основании которых можно сделать вывод о том, что некоторые из категорий пенсионеров не только не являются «замыкающим» звеном, или аутсайдерами, по размеру получаемых доходов в домохозяйствах, но, напротив, выступают в роли их лидеров.

Тезис (ловушка 3). Поскольку уровень нуждаемости (бедности) пенсионеров в России ниже уровня нуждаемости (бедности) населения страны в целом, постольку мероприятия по индексации размеров государственных пенсий не должны рассматриваться в качестве безусловного приоритета социальной политики.

Данный тезис с идеологической точки зрения является прямо противоположным тезисам 1–2 и в принципе имеет право на существование, если принимать во внимание сложившиеся пропорции в экономике и социальной сфере страны.

Однако, согласно данным той же государственной статистической отчетности (табл. 2, график 1), уровень жизни пенсионеров в его абсолютном измерении (как соотношение между размерами государственных пенсий и прожиточного минимума пенсионеров) в России остается низким. В 2001 г. отношение среднего размера назначенных месячных пенсий к прожиточному минимуму пенсионера оказалось меньше 1 и не вышло на докризисный уровень, когда его значение стабильно превышало 1.

Таблица 2

Отношение размеров государственных пенсий к прожиточному минимуму пенсионеров в Российской Федерации

Год

Отношение среднего размера назначенной месячной пенсии (с учетом компенсации) к:


прожиточному минимуму пенсионера

среднему размеру начисленной заработной платы

1

2

3

1992

1,169

0,260

1993

1,381

0,339

1994

1,286

0,356

1995

1,010

0,398

1996

1,160

0,382

1997

1,132

0,340

1998

1,147

0,360

1999

0,702

0,295

2000

0,764

0,312

2001

0,895

0,316

2002*

1,021

0,312

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.