Рефераты. Этикет руководителя как средство повышения эффективности руководства

   Термин «управление» - это понятие, включающее в себя все действия и всех лиц, принимающих решения, в которые входят  процессы планирования, оценки, реализации проекта и контроля.[35;84]

   Управление организацией в наше динамичное время представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнить успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимости многочисленности вариаций, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой.

   Эффективность управления во многом зависит от людей и критериев мотиви-рования их труда. Практика менеджмента выработала ряд критериев позволяю-щих активизировать деятельность работников в процессе управления.

    Критерии активизации деятельности работников:

1.     Любые действия должны быть осмысленными.

2.     Большинство людей испытывает радость от работы.

3.     Каждый на своём рабочем месте хочет показать, на что он способен.

4.     Каждый стремится выразить себя в труде.

5.     Практически каждый имеет собственную точку зрения на то, как можно улучшить свою работу, её организацию.

6.     Людям нравится ощущать свою значимость.

7.     Каждый человек стремится к успеху.

8.     Успех без признания приводит к разочарованию.

9.     По тому, каким способом, в какой форме и с какой скоростью сотрудники получают информацию, её оценивают, какова её реальная значимость.

10.  Сотрудникам не нравится, чтобы решения об изменениях в работе и на рабочих местах, даже если эти решения позитивны, принимались без их ведома, без учёта их знаний и опыта.

11.  Каждому требуется информация о качестве собственного труда.

12.  Для всех нас контроль со стороны неприятен.

13.  Большинство людей стремится в процессе работы приобрести новые знания.

14.  Сотрудники резко реагируют, если их старания и полученные ими лучшие результаты приводят только к тому, что их ещё больше нагружают.

15.  Позволяет ли работа быть самому себе шефом?

Каждый, кто в своей управленческой деятельности сталкивается с трудностями, которые по его мнению, заключаются в том, что сама работа малопривлекательна, должен по этим 15 пунктам проверить, можно ли создать необходимое условие.

В системе эффективного менеджмента важнейшее место принадлежит учётной политике, установленной на основе бухгалтерского учёта. Учётная политика представляет набор принципов и правил, их совокупность. Только системный анализ всех факторов может способствовать обоснованной разра-ботке учётной политике, которая должна обеспечивать полноту отображения в бухгалтерском учёте всех вопросов деятельности организации.

Существует система, которая предлагает следующие концепции для обеспечения эффективного управления:

1.     Ориентируйтесь на клиента.

-         чётко определите, что ему от вас надо;

-         принять решение по обстоятельствам (иногда необходимо исследование);

-         только высшее руководство устанавливает правила, которые позволяют сотрудникам проявлять инициативу, принимать решения.

2.     Принятие совместных решений

-         установление общих правил (работа в команде);

-         работа основана на доверии друг другу

3.     Обеспечение всех менеджеров необходимой информацией для их работы.

4.     Любая важная информация доводится до менеджера оперативно.

5.     Ответственность ложится на всё руководство организации в целом

6.     Высшее руководство не вмешивается без необходимости в работу подразделений.

7.     Высшее руководство обязано поддерживать руководителя подразделения, принимающего сложное решение, и берущего на себя ответственность.

8.     Информационные данные руководителя любого ранга должны отражать количественные и качественные показатели.

9.     Учёт всех факторов контроля, выводы и принятия решения.

10.  Обеспечить качество товаров и услуг, превосходящее все ожидания клиента.

 Контроль итогов, наиболее важных моментов работы.


Менеджер, его личные качества сильно влияют на процесс управления, на его эффективность, которая обеспечивается прежде всего соединением воедино 5 факторов производства: капитала, информации, материалов, людей организа-ции, самым главным из которых является человек.

        Однако, никогда теории управления не славились тем, что побуждает к действию. Когда вы покидаете башню из слоновой кости и спускаетесь в реальный мир,  там  работа руководителя  сводится  к  тому,  что вы заставляете других делать что-то и так,  как хотите этого вы. Что действительно имеет значение, считают эти критики, так это - эффективное использование статуса лидера, влияния и власти. Укрепилось и стало весьма распространенным мнение, что власть и руководящая должность являются наиболее действенными инструментами эффективного управления.  Однако, если кто-нибудь думает, что одного этого достаточно, тот, по меньшей мере, близорук. Для того, чтобы сложная организация эффективно выполнила свои задачи, необходимо обеспечить выполнение всех функций управления.  Однако, по аналогии с процессами общения и принятия решений, руководство, лидерство является тем видом деятельности,  который пронизывает всю систему управления. Невозможно эффективно  выполнять  функции планирования,  организации,  мотивации и контроля,  если нет эффективного руководства.  Несмотря на то, что руководство - существенный компонент эффективного управления,  эффективные лидеры не всегда являются  одновременно  и  эффективными управляющими.  Об эффективности лидера можно судить по тому, в какой степени он или она влияют на других.

        Для успешного управления важно и то, в какой форме принимаются управленческие решения: в жесткой авторитарной форме или смягченной, первой или второй консультативной форме, использование полного делегирования полномочий или групповой формы принятия управленческого решения.

        На эффективное управление оказывает действие оперативная информация, коммуникации, т. е. способность  обмениваться информацией. Менеджер должен понимать важность коммуникации, постоянно ее совершенствовать, т. к. коммуникация – один из важнейших инструментов управления в руках менеджера. Обмен информацией между людьми, установление коммуникационных связей – сложный и ответственный процесс. Это не только путь сообщения или форма связи, но и общение – специфическая форма взаимодействия людей в процессе их трудовой и социальной деятельности. Коммуникация определяется как процесс передачи и приема информационного, эмоционального или интеллектуального содержания. Оптимизация форм социальных коммуникаций направлена  на достижение взаимопонимания между людьми, выявление общих интересов, более полный обмен информацией. Человеческое общение определяет нравственный климат коллектива, его психологическую устойчивость, динамику его сплочения или разобщения, взаимодействие между «Я» и «Ты».

        Важнейшей этической стороной профессионального поведения руководителя является знание и соблюдение этикета, как необходимое профессиональное качество, которое нужно развивать и совершенствовать, т. к. знание этикета и его соблюдение также оказывают влияние на эффективность руководства.

Этика и этикет – понятия близкие, взаимозависимые и взаимодополняющие. Рассмотрим каждое из этих понятий.

 Понятие «этика» шире понятия «этикет». Являясь философской наукой, объектом изучения этики является мораль, учение о нравственности.[26;113] Мировоззренческая сторона этики состоит в том, что цели практической деятельности человека формулируются в ней в форме идей о должном и нравственном в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения, в учении о назначении человека и смысле его жизни.

   Этика, помимо тех массовых действий, которые становятся обычаем, охватывает индивидуально исключительные поступки и их мотивы, которые по своему существу выходят за рамки данной социальной системы, обретают историческое или нравственное значение для последующих эпох как проявление подвижничества и героизма, как высшие достижения и образцы человеческой нравственности. Подобные поступки регулируются уже не общепринятыми нормами, но идеалами, понятиями добра, справедливости, совести, и дают пример образа жизни, отличного от распространенного в данном обществе, являясь предвестниками новой, все более человечной реальности.

   Важнейшими категориями универсальной этики являются справедливость, долг, совесть, ответственность, достоинство, честь, гуманизм.

   Универсальная этика относится к нормам поведения, которые являются обязательными для всех людей, независимо от их социальной принадлежности, национальности, профессии и т.д.  Вместе с тем, профессиональная деятельность приводит к различного рода специфическим этическим проблемам, которые разрешить в рамках универсальной этики затруднительно или не представляется возможным. Таким образом, по мере углубления общественного разделения труда возникает потребность в развитии профессиональной этики, которая отражает профессиональную мораль как конкретизацию общих нравственных принципов, норм применительно к особенностям видов профессиональной деятельности.

   В качестве источника, родоначальника всех этических принципов приверженцы различных научных направлений, религий и эзотерических учений выделяют безусловную любовь. В современном социальном управлении данный этический императив связан с гуманистическим, человекоцентристским подходом, в основе которого лежит этика ненасилия, любви к человеку, взгляд на человека как на цель, а не на средство ее достижения.

   Под профессиональной этикой понимается обычно некий нравственный кодекс людей определенной профессии. Это совокупность правил поведения, соблюдение которых обеспечивает нравственный характер взаимоотношений, связанных с профессиональной деятельностью.[26;114] Выделяют различные деловые моральные кодексы, правила профессиональной этики и добросовестной деятельности, административную этику, этику руководства организацией, этику управленческого консультирования и т. п.

   Специфичные объекты труда, орудия труда, используемые приемы работы и решаемые задачи обусловливают возникновение повторяющихся ситуаций, уникальных для данной профессии, возможно, трудностей и в ряде случаев рисков, угроз и опасностей. Подобного рода ситуации, риски и угрозы требуют от человека определенного, оптимального с точки зрения возможности гармонизации ситуаций, нейтрализации рисков и угроз, избегания опасностей поведения человека, его действий и даже психологических реакций. В указанных повторяющихся ситуациях периодически возникают некие моральные искушения, конфликты интересов, этические дилеммы. Практика вырабатывает адекватные способы и методы разрешения возникающих конфликтов и гармонизации возникающих сложных ситуаций. Постепенно складываются специфичные связи и отношения людей, свойственные конкретной профессиональной группе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.