Рефераты. Экономические предпосылки и тенденции развития сетевой экономики

 Экономические предпосылки и тенденции развития сетевой экономики

Рис. 2. Четыре поколения электронного бизнеса по Фишеру

Она основана на том, как используются данные: развитие электронного бизнеса по Фишеру можно рассматривать как восхождение от простого обмена данными к обеспечению средствами технологий потоков работ и потоков принятия решений. Реальное использование Internet-технологий в области сетевой экономики стало возможным только на нынешнем, более высоком уровне развития электронного бизнеса. Нет ничего удивительного в том, что радикальные изменения происходят именно сейчас: практически за всеми наблюдаемыми тектоническими подвижками стоит трансформация философии построения систем, определяемая Web-службами. Их слабая связанность, асинхронность и ряд других качеств, стали важнейшим фактором влияния (X-Factor), который меняет мировоззрение.


Основные тенденции развития электронного бизнеса

 

По данным Forrester Research, объем онлайновых розничных продаж вырос в марте
2001 г. на 100 млн. долл. по сравнению с февралем, достигнув 3,5 млрд. долл. По
оценкам Nielsen/Net Ratings, рост онлайновых продаж по сравнению с апрелем 2000
г. составил 35 % .
В настоящее время Европа отстает от США в развитии электронного бизнеса (ЭБ). По
данным Gartner Group и Cisco, общая стоимость транзакций в Великобритании,
Германии и Голландии составляет 60 % по сравнению с США. В 2004 г. В2В- и
В2С-секторы в Европе составят лишь 66 % от объема транзакций в США. В Европе
развитию ЭБ будут способствовать распространение мобильного доступа в Интернет и
интерактивного телевидения.
Основные общемировые тенденции развития электронного бизнеса:
1. Общее снижение объема доходов и прибыли. В настоящее время прибыль является
основной заботой электронных коммерсантов. Компании снижают расходы, необходимые
для поддержки своих web-сайтов. Пытаясь адаптироваться к текущим условиям, часть
электронных торговцев также уменьшает расходы на рекламу и концентрируется на
углублении маркетинговых исследований. Больше внимания уделяется привлечению и
удержанию клиентов.
Ситуации, когда компания закрывается еще до того, как бизнес начинает приносить
доходы, стали массовым явлением. По данным аналитической компании Pegasus
Research International в США более трети онлайновых компаний разорятся еще до
конца 2001 г. По оценке аналитиков webmergers.com, в большинстве случаев
разорившиеся компании не имели продуманной бизнес-модели и пытались выйти на
рынки без соответствующих ресурсов капитала и технологий, а часто и без надежной
команды сотрудников. Кроме того, во многом компании надеялись на внешнее
инвестирование и часто просто дожидались второго или третьего раунда
финансирования. Наконец, часто предприятия долго выжидали “подходящего момента”
для начала своих маркетинговых акций, в то время, как расходы с момента
регистрации росли и вскоре начинали опережать доходы. По мнению webmergers.com,
сейчас кризис находится на своем пике и скоро пойдет на спад. Специалисты
компании считают, что подобный цикл характерен для любой технологической
революции, а его сила зависит от начальной скорости развития рынка. По мнению
Velocity Capital, кризис пойдет только на пользу ЭБ, так как после него на рынке
останутся наиболее сильные и продвинутые онлайновые предприятия.
2. Возрастание роли В2В-сектора, увеличение числа отраслевых электронных рынков.
По данным Goldman Sachs, в 2004 г. доходы в В2В секторе составят около 1,5 трлл.
долл. (увеличившись с 39 млрд. долл. в 1998 г.). В то же время, по данным
Forrester Research, доходы в В2В-секторе в 2003 г. превысят 1,6 трлн. долл., а
по данным IDC – 1,1393 трлн. долл. При этом выделяются следующие ключевые
отрасли: продажа аппаратных средств и ПО; аэронавтика; военно-промышленный
комплекс; продажа электроники; продажа химикатов, автомобилей (и запчастей к
ним), медицинского оборудования; транспорта.
В последнее время отмечается резкое увеличение числа электронных В2В-рынков,
создаваемых на средства отраслевых консорциумов. При этом одни В2В-площадки
стремятся занять место традиционных посредников, другие же пытаются
взаимодействовать с действующими на рынке дистрибьюторами. По данным Dataquest в
1998 г. оборот таких торговых площадок (за исключением торгующих финансовыми
инструментами) составил 12 млрд. долл., а в 2003 г. он достигнет 1,25 трлн.
долл. По данным Bear, Stearns & Со (брокерской компании, занимающейся торговлей
ценными бумагами), к 2003 г. электронные торговые площадки обеспечат своим
участникам экономию в сумме около 60 млрд. долл. (в том числе снижение издержек
в цепочке поставок составит 13 млрд. долл.). По мнению аналитиков Bear, Stearns
& Со наиболее благоприятная почва для создания отраслевых В2В-площадок
существует в отраслях, которым присущи следующие основные признаки:
· оборот отрасли должен составлять не менее 10 млрд. долл.;
· отрасль должна быть готова к созданию электронного рынка;
· быстрое изменение номенклатуры, объема товарных запасов и цен, а также
сложность описания товаров, когда покупателям трудно сравнивать их
характеристики.
По мнению экспертов, отраслевые В2В-рынки потенциально могут стать наиболее
динамичным сегментом ЭБ. Быстрый рост отраслевых онлайновых площадок связан с
тем, что эти рынки могут использовать серьезные денежные средства и рыночные
ресурсы своих основателей – крупных отраслевых корпораций (независимые
онлайновые рынки такой возможности лишены). Перспективы этих площадок достаточно
многообещающи, однако, их будущее зависит от того, насколько они станут
функциональными и полезными для компаний-основателей. Как только один или
несколько отраслевых В2В-рынков наберут критическую массу покупателей и
продавцов, то развернется процесс консолидации – крупные рынки начнут
объединяться между собой и поглощать небольшие рынки. Кроме того, аналитики
Bear, Stearns & Со считают, что В2В-рынки, развивающие глубокую интеграцию с
бизнес-процессами компаний-участников (следовательно, с их внутренними
информационно-технологическими системами), будут вынуждены объединить свои силы
с разработчиками наиболее распространенного ПО для ЭБ.
3. Возрастание роли сервис-провайдеров приложений. По мнению аналитиков
Forrester Research, сервис-провайдеры приложений (ASP) будут играть значительную
роль в ЭБ. По мере увеличения доверия к ASP-провайдерам, им будет отводиться все
более значительная роль в организации взаимодействия с электронными торговыми
площадками. Ожидается, что ASP-провайдеры наладят технологический обмен
информацией и сведут к минимуму традиционные операции. В процессе освоения
В2В-торговли предприятия сначала начнут проводить непрямые закупки товаров через
торговые площадки, а затем, благодаря более высокой экономичности таких закупок,
будет реализован переход на прямое онлайновое снабжение большей части
потребляемых материалов. Прогнозируется, что основная доля этих закупок будет
проводиться через ASP-провайдеров, которые за счет своих связей с онлайновыми
торговыми площадками обеспечат компаниям существенную выгоду от снижения
издержек при проведении сделок. Предполагается, что основную роль на этом рынк е
будут играть такие компании, как SAP, Oracle и ряд телекоммуникационных фирм.
Таким образом, аналитики деляют вывод, что ключом к успеху на рынке ЭБ являются
ASP-провайдеры, предоставляющие приложения в аренду, и призывают онлайновые
компании строить свои стратегии именно вокруг этих фирм.
Вместе с тем в электронном бизнесе до сих пор не решен ряд проблем технического
характера. Например, серьезной проблемой является В2В-интеграция. По данным
исследовательской компании INPUT, американские компании не смогут проводить
через Интернет более 50 % своих сделок из-за проблем с интеграцией систем
управления сервисами. Компания Gartner Group рекомендует онлайновым компаниям
отказаться от покупки комплексных решений в области ЭБ у одного поставщика. По
мнению аналитиков Gartner Group, до 2005 г. ни один производитель ПО не сможет
удовлетворить потребности онлайновых компаний более чем на 40 % .
4. Сокращение инвестиций в сферу электронной коммерции. В 2000 г. объем
инвестиций в развитие электронного бизнеса уменьшился с 709,8 млн. долл. в
первом квартале 2000 г. до 479,2 млн. долл. во втором квартале (в последнем
квартале 1999 г. значение этого показателя составляло 1,45 млрд. долл.).
Отмечаются следующие изменения характера инвестиций в электронный бизнес.
1. Общее снижение объема инвестиций в ЭБ. По данным Venture One, в течение 2000
г. наблюдалось снижение объема инвестиций венчурного капитала в онлайновые
проекты. В целом по всем областям экономики снижение инвестиций составило 6 %, а
в сфере Интернет-экономики - 12 %. Однако, несмотря на общее снижение инвестиций
в ЭБ, в некоторых ее отраслях наблюдается постоянный прирост привлекаемых
денежных средств. Например, инвестиции в разработку ПО для ЭБ выросли на 9 % по
сравнению с предыдущим кварталом. Тем не менее, в таких сферах, как ЭБ,
бизнес-услуги, информационные ресурсы доля инвестиций значительно снизилась.
2. Увеличение объема инвестиций в ЭБ традиционными фирмами. По данным Economist
Intelligence Unit (EIU), аналитического подразделения журнала Economist, в
настоящее время в ЭБ инвестируют почти 75 % мировых компаний с годовым доходом
10 млрд. долл. и выше. При этом (по данным eCommerce Business), несмотря на
проблемы, с которыми столкнулись он-лайновые компании в 2000 г., большинство из
них продолжают увеличивать свои расходы на развитие ЭБ. Аналитики eCommerce
Business считают, что на рынке произошло смещение приоритетов от онлайновых
компаний к традиционным фирмам. И хотя ЭБ в 2000 г. переживал не лучшие времена,
традиционные предприятия продолжают увеличивать расходы на ЭБ. Они уже обладают
своей аудиторией клиентов и сложившейся инфраструктурой, они также имеют и
финансовое преимущество перед онлайновыми компаниями. Прогнозируется, что
традиционные оффлайновые компании станут наиболее крупными Интернет-инвесторами:
в 2004 г. они инвестируют 42 трлн. долл., в то время, как онлайн овые фирмы
потратят лишь 2 трлн. долл. В таких условиях намечается тенденция
взаимовыгодного сотрудничества между традиционными и онлайновыми компаниями.
Оффлайновые компании приходят к выводу, что ведение Интернет-проекта
собственными силами требует слишком больших затрат, а онлайновые компании
нуждаются в развитой инфраструктуре традиционных поставщиков.
3. Рост влияния 3GV инвесторов. Большое влияние на инвестиции в ЭБ начинает
оказывать своеобразное сообщество 3-го поколения (third-generation venture -
3GV), которое поддерживает начинающие онлайновые предприятия. Члены этого
сообщества – это в основном крупные компании и инвесторы, предоставляющие
капитал и разнообразные услуги фирмам, находящимся на ранней стадии развития
своей деятельности в Интернет, и, таким образом, во многом зависящим от внешних
инвестиций. В число участников 3GV также входят компании, разрабатывающие и
продающие ИТ-продукты, так называемые компании-инкубаторы, а также компании,
занимающиеся развитием коммерческих структур на виртуальных рынках. Учредители
таких крупных компаний обычно объединяются в бизнес-клубы, которые и составляют
основу рынков 3GV.
4. Изменение условий капитализации онлайновых предприятий. По мнению аналитиков,
капитализироваться на рынке ЭБ теперь смогут только уже достаточно известные
компании, имеющие гораздо более мощную финансовую поддержку, знающие больше о
своей предполагаемой деятельности, имеющие сильные команды менеджеров,
(проработавших вместе длительный период) и устойчивый контингент клиентов. Кроме
того, инвесторам должны быть полностью прозрачны финансовые показатели,
позволяющие определить прочность фундамента компании.
5. Недовольство и недоверие пользователей. Препятствует развитию электронного
бизнеса определенное недовольство и недоверие пользователей. Например, в США, по
данным ФБР, онлайновые аукционы являются серьезным источником мошенничества.
На основе результатов исследования делаются следующие выводы:
· несмотря на множество проблем, рынок ЭБ будет продолжать развитие;
· важным следствием кризиса рынка ЭБ станет конец эйфории инвесторов, ранее не
жалевших средств для захвата возможно большей доли рынка (в будущем инвесторы
будут принимать более обоснованные бизнес-решения);
· компании, устоявшие в ходе кризиса, превратятся в новых лидеров .

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.