Рефераты. Экономические основы бизнеса

Интерес - осознанная потребность, которая определяет деятельность человека.

Совокупность деловых интересов определяет цели, которые ставит перед собой каждый участник сделки. Таких целей две:

1. обеспечение относительно лучшего положения каждого участника сделки;

2. обеспечение других участников сделок товарами, услугами или работами для удовлетворения их потребностей.



Они определяются двумя совокупностями интересов участников сделки:

· эгоистическими притязаниями;

· общественными притязаниями.

Эгоистические интересы отражают положение каждого человека как независимого субъекта экономики, они связаны с его стремлением обеспечить себе относительно лучшие условия существования. Эгоистические интересы заставляют каждого человека стремиться к постоянному укреплению и воспроизведению своего экономического положения в сравнении с другими субъектами экономики. Эти интересы выражаются в трех основных стратегических целях бизнеса:

1. Сохранить, упрочить и приумножить свою собственность.

2. Возместить затраты и получить максимальный доход.

3. Сохранить и укрепить свою личную конкурентоспособность как работника по сравнению с другими работниками.

Собственность - категория, которая выражает основное свойство всякой экономической системы. Это юридическая форма выражения отношений, объективно существующих между субъектами экономики, которые возникают в процессе присвоения каких-либо объектов. Присвоение - использование объектов для удовлетворения потребностей.

Отношения между людьми, регулируемые правом собственности, могут охватывать любые объекты присвоения, например: движимое и недвижимое имущество, рабочую силу, денежные средства, продукты интеллектуальной деятельности, информацию, природные ресурсы. Каждый участник сделки своей деятельностью постоянно стремиться к расширению объектов собственности и к сохранению своих прав на использование этих объектов. Право собственности закрепляет возможность того или иного субъекта присваивать определенную совокупность объектов, поэтому, сохраняя наколенную ранее собственность и увеличивая перечень объектов собственности в процессе осуществления сделки, субъекты экономики сохраняют и укрепляют свое положение в сравнении с другими субъектами экономики.

Капитал - разновидность собственности. Капитал - экономическая категория, которая выражает денежную оценку объектов собственности того или иного человека. В число таких объектов могут входить:

1. недвижимое имущество;

2. движимое имущество;

3. денежные накопления.

Эта категория имеет место в условиях рыночных отношений, характеристики производственного присвоения объектов.

Каждый субъект экономики, вступая в сделку, стремится возместить затраты, получить и максимизировать доход.

Доход - понятие, которое характеризует выручку субъекта экономики, остающуюся после возмещения затрат.

Прибыль - это определенная форма дохода.

Получателями прибыли выступают только предприниматели, т.е. субъекты экономики, которые организуют дело на базе использования находящегося в их собственности имущества и денежных средств. Получателями доходов могут быть не только предприниматели, но и наемные рабочие.

Повышение личной конкурентной способности выражается в относительных возможностях каждого человека, а именно в уровне его профессиональной подготовки, объеме профессиональных и других знаний, в совокупности практических навыков человека. Эти относительные возможности позволяют субъекту экономики сохранять или улучшать свое положение как участника экономических процессов, например, как предпринимателя или наемного работника по сравнению с другими людьми.

Личная конкурентная способность может быть охарактеризована как личный экономический потенциал человека.

Каждому субъекту бизнеса присущи и общественные интересы. Они обусловлены необходимостью постоянного обмена деятельностью между субъектами. Субъекты экономики осуществляют свою деятельность для реализации потребностей других людей, поэтому наряду с эгоистическими интересами реализуют в ней и общественные. Они работают ради удовлетворения потребностей других людей, и в этом случае бизнес является полезной деятельностью. Следовательно, они реализуют свои общественные интересы.

Поэтому наряду с отмеченными целями бизнеса существуют и другие:

1. стремление субъекта экономики добиться наибольшего эффекта в удовлетворении потребностей конечного потребителя продукции;

2. стремление субъекта экономики сохранить и укрепить партнерские отношения в сфере бизнеса;

3. стремление субъекта экономики к созданию и воспроизведению привлекательного общественного имиджа своей деятельности.

Каждый субъект, вступая в сделку, объективно стремится реализовать в ней свои эгоистические притязания и общественные интересы.

Они выражают противоположные тенденции развития деловых отношений:

1. тенденция конкуренции или соперничества;

2. тенденция интеграции деятельности различных субъектов экономики в единый поток общественно полезной деятельности.

Эгоистические и общественные интересы соотносятся между собой как первичные и вторичные, они абсолютно равнозначны и проявляются в деятельности людей одновременно. [12]









Глава 3. Субъекты бизнеса. Основные виды деятельности

в сфере бизнеса

С юридической точки зрения, субъект - это носитель прав и ответственности.

В условиях современной рыночной экономики основу отношений между ее субъектами составляет поиск каждым из таких субъектов способов реализации своего дела. Поэтому субъектами бизнеса выступают:

·предприниматели, т. е. лица, осуществляющие инициативную инновационную деятельность на свой риск и под свою исключительную экономическую и юридическую ответственность;

·коллективы предпринимателей и предпринимательские ассоциации;

·индивидуальные и коллективные потребители продукции (работ, услуг), предлагаемой предпринимателями, а также союзы и ассоциации потребителей;

·работники, осуществляющие трудовую деятельность по найму на контрактной или иной основе, а также их профессиональные союзы;

·государственные структуры в тех случаях, когда они выступают непосредственными участниками сделок (предоставление правительственных заказов предпринимателям, определение цен, состава и объемов льгот при выполнении специальных работ и др.), а также государственные служащие.

Важно отметить, что термины бизнес и предпринимательство близки по смыслу. Понятие бизнес шире, чем понятие предпринимательство, так как оно охватывает отношения между всеми объектами экономики и включает действия не только предпринимателей, но и потребителей, наемных работников, государственных структур.[13]

Предпринимательский бизнес - это один из элементов системы бизнеса.

Предпринимательский бизнес характеризуется тем, что предприниматель берется за все, за что потребитель готов сегодня заплатить деньги.

Товары и услуги понимаются здесь в широком смысле слова. В качестве товаров могут быть здания и сооружения, жилье, имущество, потребительские и промышленные товары, информация, интеллектуальный продукт (идеи, открытия, патенты и т.п.), деньги, валюта, ценные бумаги и любые другие товары, работы и услуги. Но чтобы реализовать любой из указанных товаров, надо его иметь. Этот товар предприниматель делает сам или получает, а затем реализует. Исходя из этого, предпринимательство делится: производственное, коммерческое и финансовое. Каждая форма имеет свою специфику, особенности и, следовательно, свою технологию. Будучи относительно самостоятельными видами предпринимательской деятельности, они пронизывают и дополняют друг друга, т.е. один вид деятельности может содержаться в другом.

Основные виды предпринимательского бизнеса:

1-производство товаров и услуг. Научно-техническая деятельность;

2- посредническая деятельность;

3- консультационная деятельность. Аудит. Оценочная деятельность.[14]

1).Производство товаров и услуг. Бизнес организовывает деятельность, результаты которой в виде материальных предметов или услуг нужны каким-либо субъектам рынка. Потребности в обществе постоянно возрастают. Возрастает численность населения планеты. Процесс воспроизводства на всех стадиях и уровнях требует все большего объема материальных благ, изменяется его качественное содержание. Достижения науки усложняют и не устраняют, а наоборот увеличивают потребности людей. Организация деятельности по удовлетворению возникающих в обществе потребностей путем разделения, специализации, кооперации труда и обмена результатами деятельности к взаимной выгоде заинтересованных лиц является содержанием бизнеса.

Разделение труда - это обособление видов деятельности.

Например, компьютер состоит из нескольких десятков изделий. Все детали могут быть произведены в одном месте, и там же может быть собран сам компьютер. Вместе с тем, есть возможность производить отдельные детали этого компьютера в районах, где более дешевая рабочая сила и, следовательно, затраты на производство меньше. А собирать компьютер в других местах, сократив при этом общие затраты на производство.

Таким образом, происходит разделение труда: в одном месте производят комплектующие детали, в других - собирают готовое изделие.

Чтобы стало возможным разделение труда, необходима специализация работников на производстве отдельных операций, которые связаны с производством компьютеров. Кто-то специализируется на производстве деталей, кто-то на сборке готового изделия.

Если имеется разделение труда, специализация, то неизбежно возникает потребность в его кооперации.

В предпринимательской деятельности поиск возможностей разделения уже существующих видов труда, специализации на отдельных операциях и кооперации с действующими производителями становится источником для создания новых видов бизнеса.[15]

Все общественное производство разделяется на две сферы: производственный сектор и сферу услуг. Результатом деятельности производственного сектора являются материально-вещественные блага, которые произведены для обмена. В экономической литературе они получили наименование товары.

Вместе с тем, субъекты рынка нуждаются не только в конкретных товарах, но и в услугах в форме действий, необходимых для достижения желаемого результата в целом. Товар необходимо не только произвести, но и упаковать, отвезти, привезти, продать. Поэтому производство, по мере развития человеческого общества, все более нуждается в сфере услуг.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.