Рефераты. Экономические функции государства в экономике и инструменты их реализации

Изучение причин кризиса 17 августа 1998 года показало, что они свелись, с одной стороны, к грубейшим ошибкам проводимого экономического курса, а, с другой, — к полнейшей криминализации кредитно-финансовой системы, грубейшему нарушению всей финансовой дисциплины, погубившей и олигархов и всю финансовую систему.

Государственное регулирование может осуществляться и с помощью кредитов, посредством изменения учетных ставок Центральным банком. Для стимулирования наиболее важных сфер деятельности (производства продовольственных товаров, малого и среднего бизнеса) может применяться льготное кредитование, льготное налогообложение, инвестиционный налоговый кредит (отсрочка налогового платежа).

Налоговое регулирование осуществляется с помощью налоговых ставок и налоговых льгот. Размеры налоговых ставок должны учитывать потребности государства в бюджетных поступлениях и должны определяться на компромиссной основе государства и заинтересованности предприятий в их деятельности и инвестировании. В целях поддержания приоритетных, социально значимых отраслей, программ применяются налоговые льготы, имеющие целевой характер: например, для развития и поддержки малого предпринимательства.

В современной теории и практике управления выделяют два уровня налогообложения: уровень федерации и уровень субъектов. В этой связи механизм налогообложения предусматривает увязку координационных и субординационных отношений субъектов налогообложения этих уровней.

Стратегия налогового регулирования зависит от политической ситуации в стране и регионе, системы управления экономикой и системы управления налогообложением, экономической системы государства и региона, экономической сущности налогового регулирования, закономерностей его влияния на различные сферы социальных факторов.

Проведенный учеными анализ использования в России налогового регулирования в управлении экономикой показывает, что к настоящему времени еще не сформирована структура налогового механизма, в результате на уровне субъекта этот инструмент из регионального механизма управления практически исключается[2].

Приведенные выше формы проявляются с помощью системы методов регулирования прямого и косвенного воздействия. К прямым методам можно отнести методы административно-правового воздействия на субъекты: регулирование правил продажи товаров и услуг, лицензирование, квотирование, установление минимальных размеров уставного фонда торговых предприятий и организаций отдельных организационно-правовых форм деятельности; управление федеральной собственностью; стратегическое планирование.

Прямые методы предполагают вмешательство государства в функционирование рыночного механизма, в частности, в процессы ценообразования, политику доходов, а именно: замораживание или допуск в определенных размерах роста цен и заработной платы, ограничений изменений показателей в кредитно-денежной системе, использование квот и других. Административное вмешательство осуществляется через законодательные акты, к примеру Закон Воронежской области от 06.12.99г. №127-П-03 «Об административной ответственности за нарушению порядка использования финансовых средств Воронежской области». Сфера действия этого закона распространяется на все государственные органы (и их структурные подразделения), органы местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации и их руководителей, если они получают, перечисляют, используют средства из областного бюджета, внебюджетных фондов или используют средства, поступающие от использования областной собственности, имеют предоставленные областным законодательством или государственной властью области налоговые и иные льготы и преимущества, а также в отношении которых органами государственной власти области установлены нормативы отчислений от регулируемых источников доходов.

Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется главным образом с помощью средств бюджетной политики.

Переход к рыночной экономике в нашей стране коренным образом изменил содержание и суть экономических отношений между участниками в процессе их деятельности, при этом кардинальному изменению подвергается их правовое регулирование.

Правовые методы государственного регулирования торговли призваны обеспечить прочную правовую основу торговой деятельности с помощью законодательных, судебных и административных способов.[3]

Государство осуществляет свое регулирование на основе нормативно-правовых актов.

Важным инструментом регулирования экономики России являются налоги. Они в государственном регулировании экономики играют двоякую роль: с одной стороны, — это главный источник финансирования государственных расходов, материальная основа бюджетной политики; с другой, — это инструмент регулирования.

Воронежской областной Думой 21.12.98г. принят Закон «О налоге с продаж» с изменениями и дополнениями от 24.03.99г., 30.04.99г., 04.08.99г., 16.02.00г., 07.04.00г., 03.07.00г., 20.07.00г., которым устанавливается и вводится налог на операции по продаже за наличный расчет товаров (работ, услуг) на всей территории Воронежской области, за исключением перечня товаров (работ, услуг) первой необходимости. Ставка налога с продаж устанавливается в размере 5%, в том числе 3% — в местный бюджет и 2% — в областной бюджет.

При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик включает сумму налога в цену товаров (работ, услуг), предъявляемых к оплате покупателю (заказчику). Указанная сумма определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля цены товара без учета налога с продаж.

Сумма налога в обязательном порядке выделяется отдельной строкой во всех документах первичного бухгалтерского учета, определяющих стоимость реализуемых товаров (работ, услуг) — ценниках, накладных, счетах-фактурах, товарных чеках, прейскурантах на оказываемые услуги, книгах учета расходов и доходов и т.п. Суммы налога с продаж направляются на социальные нужды малообеспеченных групп населения.

В соответствии с Федеральным Законом «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» от 31.07.98 г. №148-Ф3 Воронежской областной Думой 24.12.98 г. №70-П-03 принят Закон «О едином налоге на временный доход для определенных видов деятельности, осуществляемых на территории Воронежской области». Со дня введения единого налога на территории Воронежской области не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные статьями 19—21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», за исключением: государственной пошлины; таможенных пошлин и иных таможенных платежей; лицензионных и регистрационных сборов; налога на приобретение транспортных средств; налога на владельцев транспортных средств; земельного налога; налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте; подоходного налога, уплачиваемого физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с любых доходов, за исключением доходов, получаемых при осуществлении предпринимательской деятельности в сферах, отмеченных в ст. 3 данного закона; удержанных сумм подоходного налога, а также налога на добавленную стоимость и налога на доходы из источника в Российской Федерации в тех случаях, когда законодательными актами РФ о налогах установлена обязанность по удержанию налога у источника выплат.

Плательщиками единого налога являются юридические лица и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в частности в сфере розничной торговли, через магазины с численностью работающих до 30 человек (независимо от общей численности работающих в организации, у предпринимателя), палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и др. места организации торговли, в т.ч. не имеющие стационарной торговой площади; в сфере оказания транспортных услуг предпринимателями и субъектами малого предпринимательства с численностью работающих до 100 человек.

Введение в действие единого налога должно было ослабить налоговое давление на предприятия, работающие открыто, и в то же время пополнить бюджет области за счет тех, кто уклоняется от уплаты налогов.

В соответствии с Постановлением администрации Воронежской области от 03.09.98г. №858 «О стабилизации цен на отдельные социально-значимые товары и защите прав потребителей» установлено регулирование цен на отдельные социально-значимые товары повседневного спроса отечественного производства, поставляемые на региональный рынок. В этой связи предусмотрено соответствующим службам обеспечить контроль за деятельностью предприятий промышленности и торговли, Ассоциации экономического взаимодействия областей Центрально-Черноземного региона РФ («Черноземье») осуществить координацию действий по стабилизации цен на отдельные социально-значимые товары.

Кроме этого, разработан проект Закона Воронежской области «О государственном регулировании цен и тарифов», определяющий организационные и правовые основы государственного регулирования в этой сфере, а также контроля за соблюдением государственной дисциплины цен на территории области, права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования, полномочия органов государственной власти в вопросах ценообразования.

В целях насыщения потребительского рынка продовольственными товарами отечественного производства, увеличения доходной части бюджетов всех уровней и поддержки областных товаропроизводителей принято Постановление администрации Воронежской области от 21.08.98 г. №822 «О программе содействия продвижению производимых в области продуктов питания на потребительский рынок». В нем предусмотрены меры по оказанию государственной поддержки местным товаропроизводителям и торгующим организациям при проведении кредитной, налоговой и ценовой политики, повышению торгового обслуживания населения, дальнейшему развитию фирменной торговой сети предприятий промышленности, применению торговыми предприятиями всех форм собственности и ведомственной принадлежности льготной (пониженной) торговой надбавки на товары местного производства по сравнению с аналогами, завозимыми из-за пределов области, выработке мер по экономическому стимулированию муниципальных территорий за увеличение продажи крепких алкогольных напитков местного производства и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.