Рефераты. Динамика национальной денежной массы. Девальвация и инфляция


Анализ влияния учетной ставки Центрального банка РФ на основные экономические показатели за 2006 - 2008 годы позволил установить следующее:

При снижении учетной ставки Центробанка РФ с 12 % до 11 % в течение 2006 года наблюдается:

·                   рост выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности, так их индекс составил в 1 квартале – 104,2 %, во 2 квартале – 105,7 %, в 3 квартале – 106 %, в 4 квартале – 106 %;

·                   рост объемов промышленного производства, так их индекс составил в 1 квартале – 104,1 %, во 2 квартале – 105,3 %, в 3 квартале – 106 %, в 4 квартале – 106 %;

·                   рост производства продукции сельского хозяйства, так их индекс составил в 1 квартале – 102,1 %, во 2 квартале – 101,9 %, в 3 квартале – 102 %, в 4 квартале – 104 %;

·                   рост базовой инфляции в % к декабрю предыдущего года в течение 2006 года, так в 4 квартале: октябрь – 106,5 %, ноябрь – 107,1 %, декабрь – 107,8 % против 1 квартала: январь – 101 %, февраль – 102 %, март – 102,8 %;

·                   рост индекса цен производителей промышленных товаров в % к декабрю предыдущего года в течение 2006 года, так в 4 квартале: октябрь – 112 %, ноябрь – 109 %, декабрь – 110 % против 1 квартала: январь – 101 %, февраль – 103,8 %, март – 106 %;

·                   рост индекса потребительских цен в % к декабрю предыдущего года в течение 2006 года, так в 4 квартале: октябрь – 108 %, ноябрь – 108 %, декабрь – 109 % против 1 квартала: январь – 102 %, февраль – 104,1 %, март – 105 %.

При снижении учетной ставки Центробанка РФ с 11 % до 10 % в течение 2007 года наблюдается:

·                   индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности составил в 1 квартале – 108 %, во 2 квартале – 108,1 %, в 3 квартале – 108 %, в 4 квартале – 108 %;

·                   индекс объемов промышленного производства составил в 1 квартале – 107,2 %, во 2 квартале – 107,1 %, в 3 квартале – 107 %, в 4 квартале – 106 %;

·                   индекс производства продукции сельского хозяйства составил в 1 квартале – 103,4 %, во 2 квартале – 104 %, в 3 квартале – 103 %, в 4 квартале – 103 %;

·                   рост базовой инфляции в % к декабрю предыдущего года в течение 2007 года, так в 4 квартале: октябрь – 109 %, ноябрь – 110 %, декабрь – 111 % против 1 квартала: январь – 101 %, февраль – 101,1 %, март – 101,7 %;

·                   рост индекса цен производителей промышленных товаров в % к декабрю предыдущего года в течение 2007 года, так в 4 квартале: октябрь – 117 %, ноябрь – 121 %, декабрь – 125 % против 1 квартала: январь – 102 %, февраль – 101,8 %, март – 101,6 %;

·                   рост индекса потребительских цен в % к декабрю предыдущего года в течение 2007 года, так в 4 квартале: октябрь – 109 %, ноябрь – 111 %, декабрь – 112 % против 1 квартала: январь – 102 %, февраль – 102,8 %, март – 103,4 %.

При повышении учетной ставки Центробанка РФ с 10 % до 10,25 – 10,50 % в течение 2008 года наблюдается:

·                   рост выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности;

·                   рост производства продукции сельского хозяйства;

·                   рост объемов промышленного производства;

·                   рост базовой инфляции в % к декабрю предыдущего года в течение 2008 года, так в мае он составил 106 % против 101 % в январе;

·                   рост индекса цен производителей промышленных товаров в % к декабрю предыдущего года в течение 2008 года, так в мае он составил 112 % против 102 % в январе.

·                   рост индекса потребительских цен в % к декабрю предыдущего года в течение 2008 года, так в мае он составил 108 % против 102 % в январе.


2.5. Дополнительные методы денежно-кредитной политика государства.


Три наиболее распространенных метода воздействия на денежно-кредитную систему, в зависимости от экономической конъюнктуры и степени разлаженности финансовой системы, могут дополняться рядом других. Одни, в силу их огромного значения для функционирования финансовой системы, можно назвать радикальными, другие – функциональными.

Когда темп инфляции ежегодно составляет (иногда десятки тысяч) процентов и деньги настолько обесцениваются, что их покупательная способность практически становится нулевой, государство прибегает к своеобразной «хирургической операции» - проводит денежную реформу («нуллификацию» или «деноминацию»). «Старые» деньги изымаются из обращения, а новых выпускается столько, сколько необходимо для обращения товаров и без инфляционного развития.

Эта крайняя мера применяется в исключительных случаях, когда традиционные способы воздействия на денежно-кредитную систему не дают желаемых результатов. Тем не менее, она является важным элементом денежно-кредитной политики.

В условиях переходной экономики, в целях достижения соответствия между товарной и денежной массой, правительства иногда прибегают к денежным реформам в скрытом виде – к «либерализации» цен, снимая всякий контроль над ними. Такую политику правительство России начало проводить в 1992 году. В результате денежная масса увеличилась в 2,2 раза, а цены – в 30 раз. Иными словами денежная масса относительно товарной (в ее стоимостном выражении) резко уменьшилась. Фактически произошло прямое изъятие из обращения денежной массы.

В качестве дополнительных мер воздействия на денежно-кредитную систему правительства часто используют и регулирование операций коммерческих банков на фондовом рынке. В США, например, с целью ограничения деятельности банков по скупке акций, Федеральная резервная система значительно ограничивает использование ими заемных средств для расчетов по этим операциям. Как правило, только 50 % покупной цены могут оплачиваться заемными средствами, остальные - наличными.

Центральный банк России в 1994 году в целях ограничения подобных спекулятивных операций значительно увеличил по ним требования к размерам резервного фонда (до 35 %). Если, например, банк приобретает акций на 1 миллиард рублей, то 350 миллионов он должен отдать в резервный фонд.

Еще одной мерой, с помощью которой правительства также воздействуют на совокупную денежную массу в обращении, является ограничение потребительского кредита. В этих целях Центральный банк обязывает коммерческие банки, предоставлявшие кредиты частным лицам, делать «специальные» вклады в резервный фонд (иногда они составляют 15 – 20 % от суммы кредитов). Этим государство сдерживает желание банков предоставлять потребительские кредиты, поскольку резервные деньги, как известно, процентов не приносят.

В системе денежно-кредитной политики государства всегда имеется и ряд косвенных методов регулирования денежной массы, среди которых особое значение имеют такие, как «государственная регистрация банков» и «амортизационная политика»

Во всех странах рыночной экономики в качестве обязательного условия регистрации и получения лицензии коммерческий банк обязан предоставить доказательства наличия у него уставного капитала в определенном фиксированном размере. Увеличивая или уменьшая размер уставного капитала, государство, таким образом, косвенно увеличивает или уменьшает количество субъектов экономики, которые могут заниматься кредитной эмиссией.

Регулируя норму амортизации, государство косвенно способствует увеличению или уменьшению денежной массы.

К селективным методам денежно-кредитной политики относятся следующие:

Контроль по отдельным видам кредитов. Он часто практикуется в отношении кредитов под залог биржевых ценных бумаг, потребительских ссуд на покупку товаров в рассрочку, ипотечного кредита. Регулирование потребительского кредита обычно вводится в периоды напряжения на рынке ссудных капиталов, когда государство стремится перераспределить ссудные капиталы в пользу отдельных отраслей или ограничить общий объём потребительского спроса.

Регулирование риска и ликвидности банковских операций. Во многочисленных правительственных положениях (законах, актах, инструкциях, директивах, указаниях и т.д.), регулирующих операционную деятельность банков, основное внимание уделяется ликвидности банковских операций. Государственный контроль за риском усилился в последние два десятилетия. Характерно, что риск банковской деятельности определяется не через оценку финансового положения должников, а через соотношение выданных кредитов и суммы собственных средств банка.

Поэтому во многих странах при кредитировании клиентуры банки должны соблюдать ряд принципов. Как правило, размер кредитов, выданных одному клиенту или группе "породненных" клиентов, должен составлять определенный процент от суммы собственных средств банка: в США - не более 10%, во Франции - 75%. В развитых странах также определяется соотношение общего объёма кредитных операций и собственных средств. Во Франции сумма всех кредитов, предоставленных банком, не должна превышать более чем в 20 раз его собственные средства.

Главными особенностями техники денежно-кредитного регулирования, которое осуществлялось в соответствии с неокейнсианскими рекомендациями, являются изменение официальной учётной ставки центрального банка; ужесточение или ослабление прямого ограничения объёма банковских ссуд в зависимости от размеров совокупного спроса и занятости, уровня валютного курса, масштабов инфляции; использование операций с государственными облигациями преимущественно для стабилизации их курсов и понижения цены государственного кредита.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.