Рефераты. Бюджетная система РФ

В составе расходов бюджета в зависимости от их эко­номического содержания выделяют текущие расходы и ка­питальные расходы.

Капитальные расходы бюджета – часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Сюда включаются статьи расходов, предназначенных для инвестиций (капитальных вложений) на вое производство основных фондов, их капитальный ремонт.

Текущие расходы бюджета – часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, состоящих на бюджетном финансировании из федерального бюд­жета, оказание государственной поддержки другим бюджетам  и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование. В соответствии с действующим в Российской Федера­ции законодательством (Бюджетным кодексом Российской федерации) исключительно из федерального бюджета фи­нансируются следующие функциональные виды расходов:

1.                 обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федера­ции, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов испол­нительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

2.                 функционирование федеральной судебной системы;

3.                 осуществление международной деятельности в об­щефедеральных интересах (финансовое обеспечение реа­лизации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, междуна­родного культурного, научного и информационного сотруд­ничества федеральных органов исполнительной власти, взно­сы Российской Федерации в международные организации, Другие расходы в области международного сотрудничества);

4.                 национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонной промыш­ленности;

5.                 фундаментальные исследования и содействие науч­но-техническому прогрессу;

6.                 государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

7.                 государственная поддержка атомной энергетики;

8.                 ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

9.                 исследование и использование космического пространства;

10.            содержание учреждений, находящихся в федераль­ной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;

11.            формирование федеральной собственности;

12.            обслуживание и погашение государственного долга РФ;

13.            компенсация государственным внебюджетным фон­дам расходов на выплату государственных пенсий и посо­бий, других социальных выплат, подлежащих финансиро­ванию в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации за счет средств федерального бюджета;

14.            пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного матери­ального резерва;

15.            проведение выборов и референдумов Российской Федерации;

16.            федеральная инвестиционная программа;

17.            обеспечение реализации решений федеральных ор­ганов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

18.            обеспечение осуществления отдельных государ­ственных полномочий, передаваемых на другие уровни вла­сти;

19.            финансовая поддержка субъектов Российской Фе­дерации;

20.            официальный статистический учет;

21.            прочие расходы.

Кроме того, в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации средства федерального бюджета исполь­зуются совместно со средствами бюджетов субъектов Фе­дерации и бюджетов муниципальных образований на финансирование следующих функциональных видов расходов (ст. 85 БК РФ):

1.                 государственная поддержка отраслей промышленно­сти (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобиль­ного транспорта, речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

2.                 обеспечение правоохранительной деятельности;

3.                 обеспечение противопожарной безопасности;

4.                 научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие на­учно-технический прогресс;

5.                 обеспечение социальной защиты населения;

6.                 обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспече­ние гидрометеорологической деятельности;

7.                 обеспечение предупреждения и ликвидации послед­ствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий меж­регионального масштаба;

8.                 развитие рыночной инфраструктуры;

9.                 обеспечение развития федеративных и национальных отношений;

10.            обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законо­дательством РФ;

11.            обеспечение деятельности средств массовой инфор­мации;

12.            финансовая помощь другим бюджетам;

13.            прочие расходы, находящиеся в совместном веде­нии Российской Федерации, субъектов Российской Феде­рации и муниципальных образований.

Таким образом, можно отметить, что спецификой фе­дерального бюджета Российской Федерации является фи­нансирование за счет этого бюджета общегосударственных расходов, в том числе фиксирование расходов на оборону, на фундаментальные научные исследования, международную деятельность, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, обслуживание государственного долга. Значительную долю расходов в бюджете составляет финансирование государ­ственного управления, правоохранительной деятельности.

Расходы федерального бюджета являются обществен­но полезными. Активная роль государства в общественном воспроизводстве и повышение эффективности экономики, укрепление обороноспособности обусловливает многообра­зие бюджетных расходов федерального бюджета. Однако при всем многообразии бюджетных расходов они служат единой цели – обеспечению финансовыми ресурсами феде­ральных потребностей. С понятием расходов федерального бюджета Российской Федерации тесно связано понятие бюджетного финансирования – предоставление средств министерствам, ведомствам, предприятиями, объединени­ям, организациям и учреждениям на проведение предус­мотренных по плану мероприятий.

В основе бюджетного финансирования лежат принци­пы: безвозвратности, целевого характера бюджетных расходов и предоставления средств в соответствии со сметным порядком осуществления их расходов.


2.2 Государственные внебюджетные фонды


Государственный внебюджетный фонд – это фонд де­нежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворе­ния некоторых потребностей социального и экономическо­го характера.

Внебюджетные фонды – одна из форм перераспреде­ления и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели.

Необходимость образования государственных внебюд­жетных фондов заключается в следующем: создание госу­дарственных внебюджетных фондов необходимо государству, прежде всего, для более эффективного использования фи­нансовых ресурсов, а также для успешного решения соци­альной политики.

Правовой основой образования государственных соци­альных внебюджетных фондов является, прежде всего, Конституция РФ (1993 г.) и Бюджетный кодекс РФ.

В Бюджетном кодексе Российской Федерации нашли отражение общие принципы, правовой статус и назначе­ние государственных внебюджетных фондов, суть которых состоит в следующем: государственные внебюджетные фон­ды образуются на основании соответствующих актов орга­нов государственной власти. Внебюджетные фонды имеют обособленные бюджеты и источники формирования до­ходов.

Бюджетным кодексом Российской Федерации установ­лено, что вне федерального бюджета образуются государ­ственные фонды денежных средств, управляемые органа­ми государственной власти Российской Федерации и пред­назначенные для реализации конституционных прав граж­дан на:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.