Рефераты. Бюджетная система и развитие межбюджетных отношений

   Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их значении. Они выполняют следующие функции:

·        формирование денежных фондов;

·        распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;

·        контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

   Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач – в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

   В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.

  Собственные доходы не являются основными источниками формирования местных бюджетов. В состав собственных доходов местных бюджетов входят:

Местные налоги и сборы:

·        земельный налог;

·        налог на имущество физических лиц;

·        налог на рекламу;

·        налог на наследство или дарение;

·        местные лицензионные сборы.

Доходы от приватизации (собственности, принадлежащей муниципальным образованиям), в том числе:

·        доходы от приватизации объектов государственной и муниципальной собственности;

·        доходы от продажи земли;

·        доходы от продажи квартир гражданам.

Средства обязательного медицинского страхования, средства внебюджетных и отраслевых фондов.

В число главных регулирующих доходов местных бюджетов входят отчисления:

·        от налога на добавленную стоимость;

·        от акцизов;

·        от налога на прибыль (доход) предприятий;

·        от подоходного налога с физических лиц.

Расходная часть местных бюджетов наиболее ярко отражает последствия экономических и социальных процессов в стране. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

·        содержание органов местного самоуправления;

·        формирование муниципальной собственности и управление ею;

·        организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

·        благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

·        содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;

·        реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;

·        содержание муниципальных архивов;

·        организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или ведении органов местного самоуправления и др.

    Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на социально-культурные мероприятия составляющие более половины всех расходов, и на жилищно-коммунальное хозяйство – примерно треть всех расходов.

   Одним из главных направлений использования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов.

3.  Принципы бюджетной системы

   Бюджетным кодексом РФ законодательно закреплено, что бюджетная система Российской Федерации основана на следующих принципах:

Ø      единство бюджетной системы РФ;

Ø      разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

Ø      самостоятельность бюджетов;

Ø      полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

Ø      сбалансированность бюджета;

Ø      эффективность и экономность использования бюджетных средств;

Ø      общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;

Ø      гласность;

Ø      достоверность бюджета;

Ø      адресность и целевой характер бюджетных средств.           

   Принцип единства бюджетной системы заключается как в единообразном порядке составления бюджета, так и в едином бюджетном документе. Бюджет должен быть только один, и в нем отражаются все доходы и расходы государства.

    Единство предполагает сопоставимость частей бюджета между собой. Для этого применяется единая бюджетная классификация, т.е. группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам.

   Взаимодействие бюджетов всех уровней обеспечивается единством правовой базы, форм бюджетной документации, денежной системы, принципов организации бюджетного процесса, гарантирующими единый порядок применения санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской  Федерации, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, ведения бухгалтерского учета средств Федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Единство бюджетной системы обеспечивается управлением государственным бюджетом и реализуется через единую социально-экономическую, включая бюджетную, налоговую и фискальную политику государства.

   В современных условиях единство бюджета нарушается путем выделения из бюджета специальных фондов, целевых программ и т.п.

   Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

   Принцип самостоятельности бюджетов означает:

·        право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

·        наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня;

·        законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

·        право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

·        недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

·        недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

   Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондах в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе РФ. Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

  Различают бюджеты брутто и нетто.

   В бюджет брутто включаются все валовые доходы и расходы государства, а в бюджет нетто – только чистые расходы и доходы. Расходы на государственные предприятия включаются в бюджет брутто, а в бюджете нетто отражается только разница между доходами и расходами.

   Принцип сбалансированности бюджета предполагает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и  исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета. Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его  дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств  из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

   Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета,  за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

   Принцип гласности означает:

·        обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений;

·        обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри законодательного (представительного) органа или между исполнительным и законодательным  (представительными) органами государственной власти.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.