|
К счёту Продаж открываются субсчета «Выручка», «Себестоимость продаж», «Налог на добавленную стоимость», «Акцизы», «Прибыль/убыток от продаж»; сведения по каждому субсчёту отражаются за каждый отчётный период в накопительном порядке, и, следовательно, в течение года они не закрываются.
По окончании квартала, полугодия, девяти месяцев сопоставлением суммы дебетового оборота по субсчетам «Себестоимость продаж», «Налог на добавленную стоимость», «Акцизы» и кредитового оборота по субсчёту «Выручка» определяется финансовый результат (прибыль, убыток) от продаж за отчётный период и с начала года. Выявленный финансовый результат списывается с субсчёта «Прибыль/убыток от продаж» на счёт Прибылей и убытков. В результате этой записи синтетический счёт Продаж закрывается, а субсчёта остаются открытыми. Закрытие субсчетов осуществляется по окончании отчётного года оборотами за декабрь внутренними бухгалтерскими записями на субсчёте «Прибыль/убыток от продаж» счёта Продаж.
При отражении операций по продаже, поступлению выручки, списанию проданной продукции, выявлению прибыли или убытка счёт Продаж корреспондирует по дебету и кредиту с соответствующими счетами. При формировании выручки, поступлении средств, списании себестоимости продукции, начислении налогов, выявлении прибылей и убытков составляются бухгалтерские записи. Система таких записей, использование корреспондирующих счетов зависят от выбранного организацией варианта определения выручки от продажи продукции – по методу начисления (по моменту отгрузки продукции) или кассовому методу (по моменту оплаты продукции).
Учёт продажи по моменту отгрузки продукции. Данный метод характеризуется тем, что выручка от продажи определяется по моменту отгрузки, или передачи продукции покупателю независимо от того, поступили в оплату средства или нет.
Проданная продукция списывается непосредственно со склада по фактической себестоимости. При использовании в организации учётных цен фактическая себестоимость проданной продукции устанавливается расчётным путём на основе средневзвешенного процента. При расчёте процента используются данные о выпуске продукции из производства и её остатках на складе. Порядок исчисления процента и фактической себестоимости проданной продукции изложен в виде таблицы (см. ниже)
Расчёт фактической себестоимости проданной продукции
руб.
Номер строки
Показатели
По учётным ценам
По фактической себестоимости
1.
Остаток продукции на складе на начало отчётного периода
30 000
27 000
2.
Поступила продукция на склад
200 000
209 000
3.
Итого (стр.1 + стр.2)
230 000
236 900
4.
Отношение фактической себестоимости продукции к её стоимости по учётным ценам по итогу, %
5.
Продана покупателям продукция
210 000
216 300
6.
Остаток продукции на складе на конец отчётного периода
20 000
20 600
Из расчёта следует, что фактическая себестоимость проданной продукции исчисляется умножением её стоимости по учётным ценам на полученный процент. В данном случае она составит:
По проданной продукции 216 300 руб. (210 000 * 103 : 100);
По конечному остатку продукции на складе 20 600 руб. (20 000 * 103 : 100).
Расчёт фактической себестоимости проданной продукции не составляется при использовании организацией счёта Выпуска продукции (работ, услуг) так как выявленные на этом счёте отклонения между фактической производственной себестоимостью произведённой продукции и её нормативной (плановой) себестоимости полностью списываются на проданную продукцию.
Для учёта расчетов с получателями продукции используется счёт Расчётов с покупателями и заказчиками, по дебету которого отражается задолженность покупателей за полученную ими продукцию в корреспонденции со счётом Продаж, а по кредиту – погашение задолженности после получения в корреспонденции со счетами денежных средств или материальных ценностей.
Аналитический учёт по счёту Расчётов с покупателями и заказчиками ведётся по покупателям и по каждому предъявленному ими счёту. При этом аналитический учёт следует строить таким образом, чтобы по непогашенной задолженности можно было получить данные по следующим признакам: покупатели по расчётным документам, срок оплаты которых не наступил; покупатели по неоплачиваемым в срок расчётным документам; авансы полученные; векселя, по которым денежные средства не поступили в срок; векселя дисконтированные банком.
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.