Рефераты. Билеты по экономике предприятия

Для передачи имущества УП дочернему предприятию требуется сособственника этого имущества (п. 2 ст. 295 ГК РФ). УП (материнская фирма) несет субсидиарную ответственность по обязательствам дочернего предприятия.

УП, основанным на праве оперативного управления, как правило, является казенное предприятие, образованное по решению Правительства РФ по базе федеральной собственности (п. 1 ст. 115 ГК РФ). Фирменное наименование предприятия, основанного на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что предприятие является казенным (п. 3 ст. 115 ГК РФ). Правительство РФ утверждает устав УП и принимает решение о его реорганизации или ликвидации (пп. 2 и 4 ст. 115 ГК РФ).

Содержание права оперативного управления определяется в ст. 296 и 297 ГК РФ.


Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием, в отличие от собственника имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, может:

- изымать излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распоряжаться изъятым имуществом по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК РФ);

- давать (или не давать) согласие на отчуждение или иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за казенным предприятием (абз. 1 п. 1 ст. 297 ГК РФ).

Казенное предприятие вправе распоряжаться самостоятельно только произведенной продукцией (абз. 2 п. 1 ст. 297 ГК РФ).

Преобразование унитарного предприятия в предприятия других организационно-правовых форм всегда связано с отчуждением закрепленного за ним имущества и переходом его из государственной или муниципальной собственности в частную, т.е. является одной из форм приватизации и происходит в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.


№13. Объединения крупного капитала: холдинги и финансово-промышленные группы.

Холдинги в России: правовой и налоговый статус

В России слово «холдинг» не является в полном смысле слова правовым термином. Оно, правда, встречается в различных правовых актах (в основном относящихся к приватизации), но как-то по мелочи и вразнобой. Единого нормативного акта о холдингах в РФ нет, готовившийся же к принятию законопроект о холдингах был в последний момент снят с рассмотрения. Более или менее урегулированными являются лишь банковские холдинги и группы (Закон «О банках и банковской деятельности»), но мы их здесь касаться не будем. Ввиду этого отношения внутри холдинговой структуры, а также отношения холдинга с внешним миром, регулируются отдельными положениями различных правовых актов общего назначения. Наиболее важные из них мы и рассмотрим далее.

Под холдингом мы будем понимать вертикально интегрированное объединение юридических лиц, основанное на экономической субординации. (Вторая половина определения является, по существу, расшифровкой первой: вертикальная интегрированность как раз и означает экономическую субординацию и подчинение.) Отметим, что российская традиция именует холдингом не головную компанию, а всю совокупность связанных юридических лиц. Предполагается, что природа упомянутой субординации может быть различной (не обязательно владение акциями или долями в капитале), о чем чуть ниже.

Составляющие холдинг юридические лица остаются с правовой точки зрения именно отдельными лицами, каждое со своими органами, активами, пассивами, правами, обязанностями и т.п. Какой-либо особой регистрационной процедуры для холдинга в целом законодательством не предусмотрено. Холдинг следует отличать от других организационно-правовых форм объединений юридических лиц, таких как финансово-промышленная группа, простое товарищество, ассоциация, некоммерческое партнерство и др., определенных теми или иными правовыми актами.

Гражданско-правовые аспекты

С точки зрения гражданского права, холдинг – это совокупность основного («материнского») общества и его дочерних обществ, а также их дочерних обществ и так далее. (В качестве составляющих элементов холдинга мы будем рассматривать лишь общества, а не экзотические для России товарищества или иные формы юридических лиц.) Определение основного и дочернего обществ дается в ст. 105 ГК РФ.

В соответствии с вышесказанным, выделяют три вида холдингов.

1.       Имущественный холдинг.

2.       Договорный холдинг.

3.       Административный холдинг.

Разумеется, в рамках одной холдинговой структуры могут сочетаться элементы нескольких различных видов холдинга. При этом абсолютное первенство по распространенности занимает имущественный холдинг.

Финансово-промышленная группа (ФПГ) — один их видов корпоративной организации. Обеспечению монопольного по­ложения крупных корпораций на мировом рынке способствует вы­сокая степень концентрации научно-технического потенциала в одних руках. Расширяя набор функций и услуг, корпорации естествен­но преобразуются в ФПГ. Началом формирования ФПГ следует счи­тать образование финансовых компаний в рамках крупных промыш­ленных корпораций. В начале 80-х гг. XX в. практикой крупных кор­пораций стало включение в свою структуру финансовых компаний, выполняющих функции коммерческих банков. Но, в отличие от бан­ков, они не входят в федеральную резервную систему и не могут страховать вклады через федеральную корпорацию по страхованию.
Таким образом, отличительной особенностью и обязательным ус­ловием для ФПГ является наличие в ее составе финансово-кредитного учреждения и компании по производству продукции. При формирова­нии первых ФПГ речь шла об объединении технологически связан­ных предприятий, так как благодаря такой связи максимально кон­центрируются материальные и финансовые ресурсы на одном на­правлении, отсекаются малоэффективные элементы и достигается «прорыв» в выбранном направлении. Современные ФПГ представ­ляют собой диверсифицированные многофункциональные структу­ры, образующиеся в результате объединения капитала, кредитно-финансовых и инвестиционных институтов с целью увеличения конкурентоспособности, упрочнения технологических и коопераци­онных связей и роста эффективности.
Финансово-промышленная группа — это долговременное дого­ворное объединение ряда компаний, действующее как основное для технологической или экономической интеграции.
В развитых странах широкое распространение получили так называемые «банковские» ФПГ. Центром таких объединений явля­ются банки или крупные финансовые компании. Обслуживая группу предприятий, входящих в ФПГ, банк заинтересован в их стабильной работе, в периоды кризисных ситуаций банк принимает активное уча­стие в их санации. Входящие в ФПГ финансовые компании зачастую прибыльнее, чем коммерческие банки. В 1990 г. доходы пяти круп­нейших американских банков составили 2,4 млрд долларов при общей сумме активов 604 млрд долл., а доходы пяти крупнейших финансовых компаний составили 3,2 млрд долл. при вдвое меньших активах. Четы­ре из этих пяти принадлежат автомобильным корпорациям: «Дженерал моторс», «Крайслер» и две компании «Форд». Крупнейшие радиоэлек­тронные корпорации «IBM», «Вейстингауз», «Дженерал электрик» также имеют финансовые компании, которые ведут активную работу по лизингу, предоставлению кредитов, страхованию и пр. Функции финансовых компаний расширяются и в настоящее время сравнимы с коммерческими банками (см. таблицу).
 

Возможность распоряжаться капиталом финансовой компании оп­ределяется степенью ее зависимости от материнской компании. Неко­торые передают 50% прибыли, другие — все 100%.
Классификация ФПГ, как правило, осуществляется по следующим характеристикам: способ формирования, тип организационного строе­ния, форма собственности, способ внутри группового управления, гра­ницы осуществления деятельности. Классификация ФПГ приведена на рисунке:
 

 
При формировании финансово-промышленных групп широко исполь­зуются принципы горизонтальной и вертикальной интеграции. В разви­тую ФПГ могут входить: банк, 8=25AB8F8>==0O компания, пенсионный фонд, консалтинговая фирма, брокерские конторы, информационно-рекламные подразделения; производственные предприятия, внешнеторго­вые компании, товарно-сырьевые биржи, страховые, транспортные и сер­висные фирмы.
Таким образом, создание ФПГ подразумевает объединение под од­ной крышей трех структур — финансовой, производственной и коммер­ческой, каждая из которых представляет совокупность предприятий.
Финансово-промышленные группы имеют следующие пре­имущества:

  • возникают новые возможности для оптимального использова­ния и перераспределения капитала в соответствии с главными стратегиями группы;
  • создаются реальные возможности для структурной перестрой­ки производственных подразделений группы;
  • происходит укрепление технологических связей между различны­ми этапами — от добычи сырья до выпуска конечной продукции;
  • улучшаются перспективы будущего развития компании за счет активного аккумулирования капитала для новых, инновацион­ных проектов.

Одним словом, тенденции формирования ФПГ отражают законо­мерности развития всего мирового производства. К таким закономерностям относятся: концентрация капитала (слияние, поглощение, создание альянсов); интеграция промышленного и финансового капиталов; диверсификация форм и направлений деятельности; глоба­лизация и интернационализация капитала; использование новейших информационных технологий, международных стандартов регулиро­вания национальных рынков.

Кроме того , установлен ряд ограничений по численности входящих в Финансово-промышленые группы предприятий и численности персонала. Необходимо отметить , что большинство ограничений вызывают споры среди специалистов и заинтересованных лиц .

При создании Финансово-промышленых групп в России  учитываются , следующие антимонопольные ограничения " Во избежания злоупотребления доминирующим положением не допускается приобретение крупными Финансово-промышлены ми  группами монопольного влияния на местных товарных рынках и ограничение доступа на них иным хозяйственным субъектам , в том числе иностранным ; при создании Финансово-промышленых групп на принципах экспортных картелях не должны объединяться фирмы , являющиеся конкурентами на определенном рынке , если включение таких фирм в Финансово-промышленые группы приведет к значительному затруднению или ограничению конкуренции на внутреннем рынке ".


№14.Ассоциации. Особенности объединения в ассоциациях

Ассоциации (союзы)

Правовое положение

Ассоциации (союзы) объединения нескольких коммерческих организаций в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов. Некоммерческие организации также могут добровольно объединяться в ассоциации (ст. 121 — 123 ГК РФ; ст. 11, 12 Закона о НО).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.