Рефераты. Билеты к экзамену по архивоведению

Государственную часть АФ РФ составляют архивные фонды и документы, являющиеся федеральной собственностью, государственной собственностью субъектов Федерации и муниципальной собственностью.

К федеральной собственности относятся архивные фонды ц архивные документы федеральных госархивов, архивные фонды и документы, образовавшиеся и образующиеся в деятельности фе. деральных органов государственной власти, Генеральной прокуратуры РФ, Центрального банка РФ и других банков, учреждений организаций и предприятий, отнесенных к федеральной собственности, а также документы, полученные от организаций и лиц негосударственной части АФ РФ.

Негосударственная часть АФ РФ включает архивные фонды и документы расположенных на территории России общественных объединений и организаций, религиозных организаций (с момента отделения церкви от государства) или частной собственности. В состав Аф РФ эти документы включаются при условии их значительной ценности и учитываются ГАС по правилам государственного учета.

Характеристика состава документов АФ РФ выглядит так:

1) группы документов, образовавшихся в деятельности учреждений, организаций, предприятий, существующих и существовавших на территории, входившей в состав СССР, — высших, центральных и местных органов государственной власти и государственного управления, суда, арбитража, прокуратуры; воинских учреждений, частей, учебных заведений и других организаций армии, флота, пограничных и внутренних войск; учреждений, организаций и предприятий промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики; науки и культуры: профессиональных союзов, творческих, кооперативных и других общественных организаций; учреждений религиозного культа за период до отделения церкви от государства;

2) документы отечественных учреждений, организаций и предприятий, находящихся или находившихся за границей;

3) национализированные Советским государством документы частных, сословных и других корпоративных архивов;

4) документы личного происхождения, поступившие в собственность государства (частные архивы и документальные коллекции советских и дореволюционных государственных, общественных деятелей, ученых, деятелей культуры, искусства, новаторов и передовиков производства, коллекционеров, переданные в госархивы по актам дарения, завещаниям или на другом законном основании);

5) поступившие в собственность государства, в том числе из-за рубежа, документальные памятники истории и культуры (летописи, рукописные книги, рисунки и т.п.).

Документы, включенные в состав АФ РФ, изъяты из гражданского оборота и не могут являться объектом купли-продажи и иных сделок, нарушающих право государственной собственности на них.


26. Порядок составления, оформления и выдачи архивных справок, копий и выписок из документов:

Наведение справок по запросам организаций и граждан составляет значительную долю всей работы ведомственного архива по использованию хранящихся в нем документов, так как в ведомственных архивах сосредоточены справочные документы по личному составу, которые хранятся длительный период.

Архивная справка — официальный документ архива, содержащий сведения из архивных документов, относящихся к предмету запроса, с указанием адресов документов.

Архивная копия — официальный документ архива, воспроизводящий текст архивного письменного документа либо изображение архивного графического документа с указанием их адресов.

Архивная выписка — архивная копия, воспроизводящая часть текста архивного письменного документа.

Каждый из этих документов может быть изготовлен по запросу какого-либо учреждения, организации, предприятия или лица.

Работа по наведению справок начинается с просмотра научно-справочного аппарата. Для выявления материалов по тематическому запросу обращаются к каталогам — систематическому или предметно-тематическому. При их отсутствии — к описям фондов тех учреждений и их структурных частей, в которых согласно их функциям могут быть документы по теме. Изучается археографическая часть предисловия, так как в ней дается характеристика содержания документов. При встрече заголовка, содержащего указание на наличие нужных материалов, записывают номер деяа на листке и продолжают чтение описи. Выявленные дела внимательно изучаются. Из документов делаются выписки со ссылкой на листы.

Изложение текста должно быть сжатым, но достаточно ясно освещающим вопрос. При необходимости приводятся цитаты. Материал излагается в хронологической последовательности упоминаемых событий. Если справка составляется на основе нескольких документов, после изложения сведений из одного документа следует в скобках сделать ссылку на архивный шифр этого дела и номера листов.

Законченная справка перепечатывается на бланке учреждения, подписывается руководителем учреждения и заведующим архивом и скрепляется печатью.

В заявлении должно быть указано, для какой цели требуется справка и куда она должна быть представлена.

Нередко в личных делах встречаются невостребованные личные документы граждан. Все эти документы хранятся согласно перечню до востребования, но не менее 50 лет. И если владельцы этих документов затребуют их, им выдаются подлинники, а в деле оставляется справка с указанием даты выдачи документа заявителю. Запрещено выдавать из архива паспорта, воинские, депутатские и профсоюзные билеты, орденские книжки, а также делать из них выписки или снимать копии. Сведения об этих документах могут быть сообщены заинтересованным учреждениям по их запросам или работникам “соответствующх” ведомств J.

Архивные справки, архивные копии и архивные выписки оформляются по строго установленной форме. Подписание справочных документов производится так же, как и тематических справок.

Делопроизводство по выдаче архивных справок может быть сосредоточено в канцелярии или в архиве. Это зависит от особенностей конкретного учреждения, но обязательно должно быть отражено в номенклатуре.


27. Развитие организационной структуры государственной архивной службы России в 1991-2000 гг.

Когда СССР дал дуба, ГАУ СССР было преобразовано в ГАУ РФ. КПСС была расформирована, и уже в конце 91ого года была создана парламентская комиссия по передаче в архив дел КПСС и КГБ (КГБ было поделено на отдельные ведомства). Прибалтика и Грузия стащили часть документов себе. Встал вопрос, что делать с документами тех республик, которых раньше не было (Казахстан). Порешили оставить там, где они есть. Был создан архив КПСС, с документами с конца 19 века по 1953 годы. Но была проблема – часть документов была секретная и не было нормального НСА. В каждой области были архивы парткомов – их преобразовали в государственные. После ликвидации КГБ решили открыть его документы, но оказалось, что там очень много все еще ценной инфы, про шпионов, про пограничников J – и открывашка заглохла. Организации-преемника у КГБ не было – некому было снять гриф секретности. L Решили снимать по времени. Часть государственных архивов поменяло статус, в свзяи с тем, что некоторые российские аривы дублировали союзные. Итого, к 2001 году было 14 федеральных, 108 областных и более 1000 районных и городских государственных архивов.


28. Методическое обеспечение и организация работы экспертных комиссий.

Важнейшим справочным пособием при работе по экспертизе Ценности документов служат различные перечни документов. Перечни, утвержденные Главархивом СССР, Росархивом, являются также и нормативными документами при определении сроков хра-вения конкретных категорий дел и документов, т.е. указанные в ни сроки хранения обязательны. Главное назначение перечней состоит в обеспечении сохранности ценных документов, образующих-ся в деятельности учреждений, организаций, предприятий, и их поступление на государственное хранение.

Существуют два вида перечней документов: с указанием сроков хранения и подлежащих передаче на государственное хранение Перечни документов по срокам хранения делятся на две группы: перечни типовых документов, называемые обычно типовые перечни, и ведомственные перечни.

В типовые перечни, как правило, не включаются документы, специфические, характерные для какой-то определенной отрасли народного хозяйства. На основании типовых перечней министерства и ведомства разрабатывают ведомственные перечни, включающие и типовые документы, и документы, специфические для данной отрасли, т.е. охватывающие всю документацию учреждений данной отрасли от высшего органа до низовой организации. Сроки хранения типовых документов соответствуют срокам, указанным в типовых перечнях (включая отметку ЭПК). Сроки хранения специфических документов, создаваемых в результате выполнения учреждениями и предприятиями отрасли специальных отраслевых функций, определяются путем тщательного изучения состава и содержания этих документов на основе принципов и критериев экспертизы ценности документов. После прохождения всех стадий обсуждения и согласования ведомственные перечни утверждаются руководством соответствующего ведомства и ведущим учреждением государственной архивной службы.

Перечни документов, как всякий справочник, состоят из самого перечня (статей) и вспомогательного справочного аппарата. Вспомогательный справочный аппарат обычно состоит из указаний по применению перечня, указателя видов документов и оглавления, которое является одновременно схемой классификации статей перечня. Некоторые перечни снабжены приложениями.


29. Структура и основные функции органов управления архивным делом в Российской Федерации.

Для осуществления организаторских и контрольных функций по сохранению и использованию АФ РФ существует государственная архивная служба (ГАС) — субординационно построенная и функционально разграниченная система органов управления архивным делом, подведомственных им архивов и специализированных научно-исследовательских организаций. Она состоит из системы органов управления архивным делом и подведомственных им государственных архивов.

Государственное управление архивным делом осуществляется Президентом Российской Федерации и Правительством России. В республиках, краях, областях, являющихся субъектами Федерации, ц других территориальных образованиях управление архивным дедом осуществляется администрацией, которой предоставлено право самостоятельно создавать органы управления архивным делом.

Однако принимаемые региональными администрациями акты должны соответствовать Основам законодательства Российской Федерации об Архивном Фонде Российской Федерации и архивах. В случае расхождения этих актов с названными Основами законодательства действуют нормы последних.

Контроль за соблюдением законодательства об Архивном Фонде РФ и архивах осуществляется органами власти и прокуратурой.

Ведомственный контроль за соблюдением законодательства поручен соответствующим административным и муниципальным органам и Государственной архивной службе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.